Дидактическая игра, как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – показать роль дидактической игры в совершенствовании процесса обучения грамоте младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Определить средства развития творческих способностей младших школьников.
Проанализировать УМК для 1 класса с целью выявления возможности использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников.
Провести опытно-педагогическую работу по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………
с.
Глава 1.
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников………………………...
с.
1.1
Сущность понятия «творческие способности». Современное состояние и проблемы развития творческих способностей младших школьников……………………...
с.
1.2
Средства развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………..
с.
Глава 2.
Методические основы использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте……………………………………………………….
с.
2.1
Анализ УМК для 1 класса по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………………………………
с.
2.2
Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………..
с.
Заключение
………………………………………………………………..
с.
Библиография
………………………………………………………………..
с.
Приложения
………………………………………………………………..
с.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл Сукман исправл.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Значение игры заключается в  том, что в ней важен не результат,

а сам процесс, процесс  переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые  ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

Эта особенность игры несет в  себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для  индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть».

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует  свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры, Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

О творческом характере детской  игры высказывались очень многие ученые психологи, педагоги. Например, К.С. Станиславский советовал актерам  учиться у детей, игру которых  отличает «вера и правда».

Но творчество не проявляется само собой, оно воспитывается, оно развивается  в результате длительной систематической  работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном  обогащении содержания игры. От богатства  и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на четвертом году жизни у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель временами забывается, а на пятом году жизни можно научить детей обдуманно выбирать игру, ставить цель и распределять роли, то у детей 5-7 лет возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. И замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время завладеют воображением.

Появление длительной перспективы  игры говорит о новом, более высоком  этапе развития игрового творчества, Развитие игрового творчества сказывается  и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Особый характер имеет замысел в играх-драматизациях, которые помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений. У детей 6-7 лет игры – драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей. В этих играх можно видеть, как указывал Б.М. Теплов «переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме» (51).

Именно на этом этапе есть возможность развивать игровое творчество под влиянием воспитания и обучения, так как его развитие зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Педагог может заменить индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в игре. При этом наблюдается, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игра, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Задача учителя – сделать  плавным, адекватным переход детей  от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.

В современной психологической  и педагогической науке встречаются  различные классификации творческих игр. Основу классификации игр, которая  принята в педагогике, заложил  П.Ф. Лесгафт. 

В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:

   1класс - игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

2 класс - игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

3 класс - игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый класс игр имеет свои виды и подвиды. В первый класс игр входят: игра экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры, сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссерская и  театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.

Во второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым относят игры –забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученностью правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

Воспитательное и развивающее  значение таких игр огромно. Они  формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

  1. игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не  потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
  2. освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
  3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

Дидактические игры способствуют развитию у детей психических  процессов;

  1. недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не  соответствует друг другу.

Существуют значительные трудности  адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.        

Структура дидактической  игры:

1.дидактическая задача;

  Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

2.игровая задача;

Игровую задачу осуществляют сами дети. Дидактическая задача в дидактической  игре реализуется через игровую  задачу. Игровая задача определяет игровые действия, и становится задачей самого ребенка.

3.игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.    

Во всех играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

4.правила игры;

Содержание правил игры, и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В  дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры влияют на решение дидактической задачи – заметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

5.подведение итогов – результат подводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить  все структурные элементы. Так  как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Дети и педагог являются участниками  одной игры. Взаимоотношения между педагогом и детьми определяются не учебной деятельностью, а игрой. Педагог, который нарушает данное условие, становится на путь прямого обучения. Поэтому, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Целью дидактических игр является облегчение перехода к учебным задачам, сделать его постепенным. Из выше сказанного можно сформулировать основные функции дидактических игр:

  • функция формирования устойчивого интереса к обучению и снятие напряжения, связанного с адаптационным процессом ребенка к школьному режиму;
  • функция формирования психических новообразований;
  • функция формирования собственно учебной деятельности;
  • функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
  • функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

 

Итак, мы считаем, что дидактическая  игра – это сложное, многогранное явление. Поэтому для организации  и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

  • наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
  • выразительность проведения игры;
  • необходимость включения педагога в игру;
  • оптимальное сочетание занимательности и обучения;
  • средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
  • используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

 

Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  1. игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  2. настольные печатные;
  3. словесные игры.

 

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что  с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветов, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

В играх с предметами младшие  школьники выполняют задания, требующие  сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они  приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм. В данном виде дидактических игр широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает учителю упражнять младших школьников в решении определенных дидактических задач.

При работе с играми с  природным материалом дети закрепляют знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.                                                                                                          

Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников требуется обобщение, установление связи между предметами. Составление разрезных картинок направлено,  на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, на развитие логического мышления.

Игра-описание, рассказ по картинке с показом действий, движений, направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников. Для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и т.д.).

Информация о работе Дидактическая игра, как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения