Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:51, дипломная работа
Цель исследования – показать роль дидактической игры в совершенствовании процесса обучения грамоте младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Определить средства развития творческих способностей младших школьников.
Проанализировать УМК для 1 класса с целью выявления возможности использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников.
Провести опытно-педагогическую работу по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте.
ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………
с.
Глава 1.
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников………………………...
с.
1.1
Сущность понятия «творческие способности». Современное состояние и проблемы развития творческих способностей младших школьников……………………...
с.
1.2
Средства развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………..
с.
Глава 2.
Методические основы использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте……………………………………………………….
с.
2.1
Анализ УМК для 1 класса по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………………………………
с.
2.2
Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………..
с.
Заключение
………………………………………………………………..
с.
Библиография
………………………………………………………………..
с.
Приложения
………………………………………………………………..
с.
2.2. Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте
Подготовка и проведение педагогического эксперимента.
Для изучения творческого начала в процессе игры в младшем школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление творчества у младших школьников применительно к урокам обучения грамоте.
В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу, что творчество чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Психической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов).
Важными показателями в развитии функций воображения является опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять ее себе, овладеть ее содержательными особенностями.
Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на изучение воображения и развития творческого начала детей.
Многие исследования (Л.С. Выготский (№), О.Н. Дьяченко(№), Н.А. Ветлугина(№)) указывали на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических предметах в развитии творчества у детей.
На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в учебном процессе.
Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования игры и игровых приемов на уроках обучения грамоте, как средства формирования творческих способностей младших школьников.
В исследовании принимали участие ученики СШ № 95 г. Алматы: 1 «Г» (15 мальчиков и 9 девочек.– экспериментальный класс и 1 «В» (12 мальчиков и 14 девочек) - контрольный класс
Мы разработали специальные «карточки-тесты» состоящие из заданий на развитие творческих способностей. Контроль творческих способностей проводился в два этапа:
1этап – проводился в начале
учебного года. Целью данного
контроля было установление
2 этап – проводился в конце третьей четверти. Цель данного исследования контроль развития творческих способностей младших школьников посредством дидактической игры.
Количественная обработка
Познавательная мотивация
Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.
Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.
Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.
Креативность – эта личная особенность лежит в основе способности к развитию творческого начала у младших школьников. Многие ученые (Я.Н. Коломинский (№),, Е.Н. Соколов (№), А.В. Петровский (№)) определяли креативность, как особенность развития психических процессов, в частности давали характеристику мышлению как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность (необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость (многогранное видение), воображение (фантазия – яркая, образная, стереотипная).
Приступим к первому этапу работы над развитием творческих способностей, т.е 1. установим начальный уровень развития творческих способностей у учащихся исследуемых групп, 2. подбираем средства и методы развития творческих способностей учащихся.
Для установления начального уровня развития творческих способностей учащихся мы используем следующий метод. Это тест-контроль (см. приложение). Данный тест состоит из 3 заданий на применение творческих способностей на уроках обучения грамоте. Тест проводится в конце первого месяца обучения.
Учитель раздает карточки-тесты, в которых содержится:
Высокий уровень – 9-10 слов;
Средний уровень - 5-8 слов;
Низкий уровень - 0-4 слов;
Высокий уровень – 5 слов;
Средний уровень – 3-4 слова;
Низкий уровень – 0-2 слова;
Уровень выполнения задания зависит от качества выполнения данного упражнения.
Высокий уровень – задание выполнено на высоком уровне качества;
Средний уровень – задание выполнено, но не совсем качественно;
Низкий уровень – задание не выполнено.
Подсчитываем общее количество баллов. Данные исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Определение уровней творческих способностей учащихся на начало года.
Уровень |
Экспериментальный класс 1 «Г» класс 25 чел. |
Контрольный класс 1 «В» класс 25 чел. | ||
Кол-во уч. |
% |
Кол-во уч. |
% | |
Высокий уровень |
3 |
12 |
2 |
8 |
Средний уровень |
14 |
56 |
14 |
56 |
Низкий уровень |
8 |
32 |
9 |
36 |
Диаграмма 1. Уровень развития творческих способностей экспериментального и контрольного классов на начало учебного года.
Как видно из
диаграммы, уровень творческих
способностей
Из таблицы видно, что учащиеся обладают недостаточной глубиной развития творческих способностей учащихся. Таким образом, мы переходим ко второму этапу. Мы считаем, что основным средством развития творческих способностей является дидактическая игра.
Второй этап работы (формирующий эксперимент) включал в себя приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой активности учащихся.
К первой группе приемов относились творческие задания, помогающие освоить выразительные свойства языка (подбор эпитетов). Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки (Игра «Нарисуй портрет»).
Следующие приемы – придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям почувствовать разницу в оттенках слов.
Важная роль в развитии творческого
начала принадлежит таким приемам
как сочинение сказочной
Для развития творческих способностей в игре детям предлагались игры: «Домино», «Составилка», «Буква в окошке», «Буквы разбежались», «Лесенка», «Наборщик», «Занимательные модели», «Цепочка», «Ребусы» и т.д..
Очень разнообразны игры для детей. О видах игр мы говорили в предыдущей главе. В данной главе мы остановимся конкретно на дидактических играх предназначенных специально для развития творческих способностей младших школьников, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм, как мы считаем, необходимо уделять постоянное внимание.
Все творческие, развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей памяти, внимания, творческого настроения, воображения, пространственному восприятию, наблюдательности, обоснованных суждений, способности к анализу и синтезу. Учить детей ставить перед собой цель и стараться достигнуть ее.
С приходом ребенка в школу игровая деятельность для него не теряет своей роли, а меняет свое содержание и направленность. В это время .большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. Данные игры учат ребенка подчинять свое поведение правилам, формируют его движение, внимание, умение, сосредоточиться, то есть, развиваются
способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Для развития творческих способностей младших школьников используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди последних принадлежат дидактическим играм.
Дидактические игры важны и должны использоваться на каждом уроке в 1 классе, особенно в период обучения грамоте. Мы же остановимся на букварном периоде обучения грамоте. Мы считаем, что именно в этот период обучения дидактические игры наиболее актуальны. Через дидактическую игру мы будем развивать творческие способности учащихся, и осуществлять межпредметные связи.
Дидактические игры можно использовать на различных уроках и на различных этапах урока:
Для развития творческих способностей в игре, детям были предложены следующие виды игр:
Урок |
Название игры, ее цели и задачи |
Содержание игры |
Урок знакомства с новой буквой и новыми звуками |
1. Игра «Диафильм» Цели:- обучать умению, работать самостоятельно, умению составлять связанный пересказ текста;
|
Данную игру мы будем рассматривать в двух вариантах. Вариант 1. На уроке дети знакомятся
с новой буквой. В закрепление
изученной буквы учитель Как называется сказка, которую вы прослушали? Каких персонажей сказки вы запомнили? Кто из них вам понравился, а кто нет? Роль какого персонажа вы хотели бы сыграть? Назовите, сколько слов с новой буквой вам встретилось? Назовите эти слова. Далее проводится работа над пересказом текста. В конце урока учитель дает детям домашнее задание:
На следующем уроке дети выставляют на доске варианты своих диафильмов и делают повторный пересказ текста (см. приложение). |
|
2. Игра «Лесенка» (см. приложение). Цели: - обучать грамотному письму, умению подбирать слова, обучать работе как самостоятельно так и в коллективе;
|
Учитель дает задание:
Первое слово должно состоять из двух букв, второе из трех, третье из четырех букв, четвертое слово из пяти букв, а шестое из семи букв; Над каждым словом ведется
работа (объясняется лексическое
значение слова, ставится |
3. Игра «Составилка» Цели: - обучать, умению составлять из отдельных слогов слова, грамотному письму, умению грамотно ставить ударение;
|
Данная игра имеет множество вариантов. Мы рассмотрим 3 из них (см. приложение). 1 вариант. Учитель выставляет на доске отдельные слоги. Дается задание: составить из данных слогов как можно больше слов. Затем подводят итоги. Объявляют победителей. Самые лучшие слова, самые оригинальные записываем в тетрадках с комментированием. С грамотно поставленным ударением. | |
Закрепление пройденного материала, уроки повторения пройденного материала. |
Цели: - обучать умению, видеть
в слове другие слова, обучать
грамотному письму, умению делить
слова на слоги, умению
|
Учитель помещает на доске слово, написанное на плакате. И дает задание: составить из букв данного слова слова, но с условием. 1 вар. – составляет слова состоящие из одного слога; 2 вар. – составляет слова состоящие из двух слогов; 3 вар. – составляет слова из трех слогов; И задание по желанию: составить слова состоящие из 4 слогов, из 5 слогов.
|
2. Игра «Ребусы». Цели: - обучать работе с ребусами. Продолжить работу над предложением. Обучать грамотно у письму;
|
На доске помещены ребусы. Учитель объясняет правила работы с ребусами. И дает задание разгадать ребусы, находящиеся на доске. Составить из них предложение. После того как дети
разгадали ребус и составили
предложение. Учитель дает | |
Цели: - обучать, умению соотносить схему слова со словами, сравнивать и делать выводы, работать над звукобуквенным составом слова.
|
Данная игра также имеет несколько вариантов.
| |
Цели: - обучать, умению составлять
предложения, закреплять
|
Класс делится на команды (по рядам). Учитель объявляет тему игры ( в данном случае игра Хоккей). На доске помещены три пары ворот. Учитель просит выйти к доске по одному человеку от каждой команды. Учитель дает задание. Чтобы забить гол в ворота необходимо взять шайбу прочитать пример записанный с лицевой стороны, решить его, и поместить шайбу прямо под своими воротами, предварительно перевернув шайбу изнаночной стороной наружу (На изнаночной стороне шайбы находится буква). Ученик называет букву. Затем выходит следующий ученик берет следующую шайбу. Действия аналогичны. Из букв выставленных на доске каждая команда составляет слово. Затем из трех составленных слов составляем предложение. Учитель дает следующее
задание каждой команде. |