Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: на основе изучения особенностей познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующий развитию познавательных интересов у данной категории детей.
Объект - процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - комплекс дидактических игр как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический
феномен в современной литературе............................................................7
1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе………………………………………………………7
1.2. Специфика познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………..….14
1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов…………………………………………………………………………21

Глава 2. Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития…………..30
2.1. Организация и методики исследования…………………………………..30
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента……………38

Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………...47
3.1. Организация и принципы коррекционно – педагогической………….47
3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы…………………49
3.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………......51

Заключение…………………………………………………………………….57

Библиография………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Бурыкина.docx

— 198.73 Кб (Скачать файл)

Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской деятельности, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой. Можно сказать, что ориентировочно   исследовательская деятельность есть первое проявление  познавательного интереса индивида, его попытка взаимодействовать с окружающим миром [28; с. 38 - 42].

        Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что вопросам  формирования и развития познавательного интереса посвящено значительное количество исследований. Так, ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности (Л.И.Божович, П.И.Груздева,  Н.Ф.Добрынин, Н.А.Менчинская и др.), как синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (А.Г.Архипов, М.Б.Беляев, Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн и др.), в связи с избирательной направленностью личности (В.Б.Бондаревский,  Л.М.Матюшкин, Н.К.Постникова, Г.И.Щукина, и др.); в качестве  выражения потребности индивида (Б.А.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Ю.А.Шаров и др.); в контексте мотивационной сферы личности (А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, Л.М.Фридман и др.) и т.д.

       Во многих исследованиях развитие познавательных интересов связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью и т.д., то есть интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л.И.Божович, В.Г.Леонтьев, Н.Г.Морозова, К.М.Романова и др.) [30].

        Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях. Разными авторами он рассматривается как:

- избирательная направленность  внимания человека (Н.Ф Добрынин, Т.Рибо) [29];

- проявление его умственной  и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн) [47];

- специфическое отношение  личности к объекту, вызванное  сознанием его жизненного значения  и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [15].

        В общепедагогическом смысле интерес определяется (от лат. interests – имеет значение, важно) как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности [60; с. 12].

       Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:

- и как избирательная  направленность психических процессов  человека на объекты и явления  окружающего мира;

- и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься  именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит  удовлетворение;

- и как мощный побудитель  активности личности;

- и, наконец, как особое  избирательное отношение к окружающему  миру, к его объектам, явлениям, процессам [62; с. 133-134].

       По А.Н. Леонтьеву интерес характеризуется:

- направленностью (выделяют общественные, спортивные, профессиональные, материальные и духовные интересы);

-  избирательностью (например, из всех видов деятельности или из сфер профессий человека предпочитает только профессию учителя);

-   широтой (например, ко многим видам деятельности), оценка широты или узости в конечном счете определяется его содержательностью и значимостью для личности;

-  устойчивостью (длительность сохранения и его интенсивности), об устойчивости свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интереса не вызывает, но выполнение, которой является условием осуществления интересующей человека деятельности;

- действенностью (проявляет человек активность для удовлетворения интереса или он пассивен) и глубиной [30; с. 125-126].

       С.Л. Рубинштейн выделял два вида интересов:

1. Непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта.

2. Опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.

Первоначально интерес может возникнуть стихийно и не совсем осознанно. В виде влечения, когда человек не может понять, чем этот объект его заинтересовал [47; с. 87].

Г.И.Щукина выдвигает три группы интересов:

1) аморфные интересы –  характеризуются отсутствием познавательной  активности, проявляются только  при внешней стимуляции, поэтому  интересы не стойкие и требуют  постоянного подкрепления. Такие  дети утверждают, что им все  интересно, а на самом деле  не доводят начатое дело до  конца, у них нет стремления  к преодолению трудностей, они  проявляет неуверенность в своих  возможностях. Это интерес на уровне любопытства;

2) многосторонние познавательные  интересы – именно такие интересы  побуждают детей к поиску нового  во всех областях предметного  мира. Дети часто обращаются к  взрослому с вопросами, делятся  своими знаниями, корректируют знания  сверстников, но часто такой интерес  граничит с любознательностью, так  как он не достаточно глубокий;

3) стержневой интерес  – характеризуется познавательной  практической деятельностью и  носит узкий, локальный характер. Как правило,  он лежит в  основе склонностей, способностей и впоследствии может определять профессию человека [62; с. 134 - 136].

Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность охарактеризовать интерес как сложное психологическое образование с присущими ему чертами:  избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов. Такая же сложная структура присуща и разновидности интереса – познавательному интересу.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения (Морозова Н.Г.) [35].

        По мнению Т.А.Куликовой  познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения [29].

        С точки зрения Г.И. Щукиной познавательный интерес - это "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями". Развитие познавательного интереса непрерывно побуждается вопросами, задачами, активные поиски ответов на которые и составляют проникновение вглубь предмета. Другая характерная особенность познавательного интереса заключается в том, что он окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность. Познавательный интерес обязательно связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности [61; 124-128].

       Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают  последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

       Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.

На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с  занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком [4; с. 61].

Удовлетворение любопытства приводит к его исчезновению. Что отличает любопытство от познавательного интереса, который может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности (когда интересно, не надо заставлять себя напрягаться), либо, наоборот, стимулирует волевое усилие человека, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, поддерживает целеустремленность [21; с. 67 - 68].

        Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен  от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности [14; с. 34].

        Морозова Н.Г. считает, что любознательность близка к интересу, но она «диффузна, не сосредоточена на определенном предмете или деятельности» [35].

       Щукина Г.И. рассматривает любознательность как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного отношения ребенка к предмету познания и степень влияния его на личность [61].

       Романова К.М. подчеркивает то, что любознательность является своеобразной формой активности, отличающейся рядом особенностей:

- любознательность –  первоначальный этап формирования  устойчивой познавательной направленности, связана с ориентировочным рефлексом  и ориентировочной деятельностью;

- выступает как первоначальная  форма познавательного интереса  и представляет собой непосредственное  и познавательное недифференцированное  отношение;

- является условием успешной  умственной деятельности, которая  проходит с наименьшим  утомлением  и затратной энергии;

- развитие любознательности  происходит при условии демонстрации  ребенку противоречивых  фактов, побуждающих выявить причины  явлений [46; с. 17].

       Обобщая вышесказанное, можно отметить, что понятия любознательности и познавательного интереса имеют общую основу – познавательное отношение к окружающему миру. Отличие этих понятий состоит в том что, во-первых, любознательность и познавательный интерес различны по глубине вызываемой ими у субъекта потребности проникнуть в суть явления, познавательный интерес характеризуется сосредоточенностью субъекта на определенных объектах и представляет собой более сложный феномен, чем любознательность. Во-вторых, любознательность и познавательный интерес различны по широте вызываемой у субъекта необходимости охвата предметных областей знаний об окружающем мире, любознательность – понятие более объемное, в этом плане, чем интерес. В-третьих, познавательный интерес носит строго избирательный характер, в отличие от любознательности. В-четвертых, познавательный интерес более успешно активизирует волю, внимание, и другие психологические процессы, чем любознательность [29; с. 134].

       Таким образом, при всем многообразии процессов, включенных в познавательный интерес, они не изолированы, и их наличие является условием интеллектуально-творческого развития личности. Рассматривая весь воспитательно - образовательный процесс, как единство внутреннего и внешнего, важно развивать такие процессы, как интеллектуальные (способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению, установлению причинно – следственных связей), эмоциональные, волевые (развитие целенаправленности, формирование действий по планированию), творческие (развитие вариативности и гипотетичности) - все, что в органичном сцеплении и составляет основу  развития познавательного интереса.

 

 

    1. Специфика   познавательных   интересов в старшем дошкольном

возрасте

        Многолетние исследования Н.Г.Морозовой (1955), Г.И.Щукиной (1975), Т.А.Куликовой (1976) доказали, что познавательный интерес не присущ человеку с рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. При этом путь развития интереса в дошкольном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению их в сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними [32].

       В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития