Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: на основе изучения особенностей познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующий развитию познавательных интересов у данной категории детей.
Объект - процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - комплекс дидактических игр как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический
феномен в современной литературе............................................................7
1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе………………………………………………………7
1.2. Специфика познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………..….14
1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов…………………………………………………………………………21

Глава 2. Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития…………..30
2.1. Организация и методики исследования…………………………………..30
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента……………38

Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………...47
3.1. Организация и принципы коррекционно – педагогической………….47
3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы…………………49
3.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………......51

Заключение…………………………………………………………………….57

Библиография………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Бурыкина.docx

— 198.73 Кб (Скачать файл)

Выводы по 2 главе:

       В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- степень выраженности  любознательности у детей с  задержкой психического развития  незначительная. Дети делали выбор  в пользу того фрукта, которого  они когда-то видели или ели;

- выявленная в ходе  исследования направленность интересов  дошкольников с задержкой психического  развития в отличие от нормально  развивающихся сверстников характеризуется  узостью; испытуемые из экспериментальной  группы делают выбор картинок  с сюжетом, связанным в основном  с игровой, трудовой, творческой  деятельностью, картинки же с  учебной деятельностью игнорируют. В мотивационной сфере воспитанников  доминирует мотив игровой деятельности;

      - наблюдение за детьми во время образовательной деятельности и прогулок показало, что у старших дошкольников с задержанным психическим развитием по сравнению с нормально развивающимися сверстниками выявлен низкий уровень познавательной активности. Это проявлялось в том, что испытуемые экспериментальной группы задавали мало вопросов взрослым; их вопросы в основном были направлены на выявление названий предметов, качественных характеристик предметов или на достижение результата деятельности; активности во взаимоотношении с взрослым не наблюдалось, настойчивости в получении ответа ребенок не проявлял. Реакция ребенка на получение ответа была спокойная, а порой равнодушная. Стремление к дальнейшему взаимодействию с взрослым не отмечалось.

      - работа по  формированию познавательных интересов в общей образовательной программе ДОУ и  планировании отражена. Однако в рамках непосредственной образовательной деятельности учителем-дефектологом она реализуется недостаточно эффективно.

      Таким образом, результаты констатирующего эксперимента и наблюдения позволяют судить о необходимости развития познавательных

 интересов старших дошкольников с задержкой психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных  интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития

 

3.1. Организация и принципы   коррекционно – педагогической работы

Данные экспериментального исследования вызвали необходимость поиска наиболее эффективных средств   развития познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития. Таким средством на наш взгляд, является дидактическая игра, так как, обладая несомненной дидактической ценностью, данный вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте, способствует развитию психических процессов, помогает сделать учебный процесс привлекательным, создает радостное рабочее настроение детей, тем самым облегчает процесс познания.

Коррекционно-педагогическая работа осуществлялась с 1  сентября  по 28 декабря  2012 года на базе МДОУ  № 334 г.о.Самара.  Коррекционно-педагогическая работа проводилась учителем-дефектологом в течение 15 недель в ходе реализации образовательной области  «Познание», направленной на «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» 2 раза в неделю в соответствии с программным содержанием.

В формирующем эксперименте приняли участие 12 детей с задержкой психического развития в возрасте 6-7 лет подготовительной группы, прошедшие первичное педагогическое обследование.

Целью коррекционно – педагогической работы являлось развитие познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе использования специально отобранных и систематизированных дидактических игр.

       В процессе проведения коррекционно-педагогической работы мы придерживались следующих принципов:

- Принцип доступности. Предлагаемые игры адаптированы в соответствии с возрастными особенностями детей с ЗПР, доступны и вызывают у дошкольников  интерес.

- Принцип наглядности. Во время проведения дидактических игр   использовались различные виды наглядности: натуральная наглядность (предметы, муляжи, природный материал), иллюстративно-изобразительная наглядность (рисунки, предметные и сюжетные картинки, иллюстрации из книг). Без наглядности невозможно сформировать у детей наиболее полные знания и представления о предметах и объектах окружающей действительности. Она привлекает внимание детей, что способствует развитию у детей любознательности.

-  Принцип последовательности и систематичности. Предложенные нами дидактические игры приведены в определенную логическую последовательность в соответствии с тематическим планированием.

- Принцип взаимосвязи в работе специалистов. При разработке содержания коррекционно-педагогической работы педагог-дефектолог должен быть осведомлен в тематике и содержании одновременно с ним проводимых занятий воспитателя. Используемые педагогом – дефектологом дидактические игры должны также использовать и воспитатели группы. Это обеспечит прочность усвоения детьми знаний и умений, а также будет способствовать развитию познавательных интересов у детей.

- Принцип  индивидуального  и  дифференцированного  подхода.

Привлечение различных дидактических игр позволяет педагогу осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям с задержкой психического развития, учитывать в процессе их использования индивидуально – психические особенности детей (степень самостоятельности, темп выполнения, работоспособность во время выполнения задания и др.) К примеру, всем детям раздаются разрезные картинки. Дается задание сложить их и назвать получившееся животное (растение). Одни дети получают набор картинок, из которых можно сложить двух животных, другие -  картинки, разделенные на 6 – 8 частей, третьи – на 4 части. Отдельным детям дополнительно дают большую карточку, на которой нарисован контур животного. В результате чего у детей создается впечатление идентичности полученных заданий.

       - Принцип руководящей роли педагога. Ведущая роль во время проведения игр принадлежит взрослому, который отбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, организует и активизирует деятельность детей, воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей.

 

 

3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы

Коррекционно – педагогическая   проводилась в следующих направлениях:

1. Накопление представлений  и знаний о предметах и явлениях  социального окружения ребенка  и ознакомление с природой.

2.  Развитие психических  процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

3. Обогащение и систематизация  словаря.

Задачи  коррекционно – педагогической работы:

  1. Повышать  познавательную активность.
  2. Повышать любознательность.
  3. Расширять познавательную направленность интересов.
  4. Развивать познавательные интересы.

       Исходя из поставленных задач, нами был подобран комплекс дидактических игр, направленный на развитие познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития. В комплекс  были включены дидактические игры по  двум разделам:

  1. Предметное и социальное окружение;
  2. Ознакомление с природой:

- сезонные  изменения;

- растения;

- птицы.

В содержании раздела «Предметное и социальное окружение» вошли дидактические игры, направленные на уточнение и расширение представлений детей предметах одежды, обуви, головных уборов, мебели, посуды. Дошкольники знакомятся с их внешним строением, названиями отдельных частей (каблук, молния, подошва; ручка, крышка, носик, донышко и т.п.). Также, используя данный комплекс  дидактических игр, мы знакомим детей с продуктами, которые необходимы для приготовления того или иного блюда, где и как их приобрести; развиваем интерес к спорту, расширяя их знания о различных зимних видах спорта.

        Примеры дидактических игр данного раздела: «Купим обувь для куклы», «Отгадай по описанию», «Помоги Федоре».

В разделе «Ознакомление с природой» предложены дидактические игры в процессе решения задач, которых, дети учатся узнавать и правильно называть времена года, их отличительные признаки. У дошкольников уточняются и расширяются знания о деревьях и кустарниках, съедобных и ядовитых грибах, цветах, перелетных и зимующих птицах, изменениях в жизни животных и растений  в разное время года.

        Примеры дидактических игр этого раздела: «Возвратим весне память», «Четыре времени года», «Что сажают в огороде?», «Каждую птицу на свое место».

       В комплекс дидактических игр мы включили:

  • Настольно – печатные д/и - помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
  • Д/и с предметами - позволяют расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
  • Словесные д/и. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

 

        Разработанный комплекс дидактических игр представлен в Приложении 3.

       Дидактические игры использовались в соответствии с тематическим планированием, представленным в Приложении 2.

 

 

3.3. Эффективность коррекционно-педагогической работы

       Оценка результативности педагогической работы проводилась в ходе контрольного эксперимента.

       В качестве диагностического материала во время проведения контрольного эксперимента по выявлению уровня развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития нами были использованы методики, применявшиеся в констатирующем эксперименте.

       В результате  контрольного исследования по  методике Ганошенко Н.И., Юркевич В.С. «Сказка» направленной на выявление степени выраженности любознательности, получены следующие данные, представленные на Гистограмме 1.

 

 

 

 

Гистограмма 1

 

       Количественный  анализ позволяет сделать вывод  о положительной динамике по  уровням сформированности любознательности старших дошкольников с ЗПР.

        Высокий  уровень развития  любознательности  составляет 25% (3 детей), что на 5% выше  после проведения коррекционно-педагогической  работы.

       На среднем уровне оказались 50% учащихся (6детей), это на 20% больше чем до проведения коррекционно-педагогической работы. Ваня  В., Захар Р., Сережа Л., которые во время констатирующего эксперимента были на низком уровне после проведения коррекционной работы перешли на средний уровень. Для прослушивания они выбрали сказку со знакомым объектом, но при этом спросили у экспериментатора про манго.

        25% воспитанников (3 ребенка) осталось на прежнем  уровне, это на 25% ниже по результатам  констатирующего эксперимента. Это связано с  сопутствующими нарушениями у воспитанников Арсена К., Ксюши Ш., Димы С.

Контрольное исследование, проводимое по методике «Выбор сюжетно – тематических картинок» (Н.В. Пророка), показало следующие результаты.

Высокий уровень развития направленности интересов, что на констатирующем, что на контрольном этапе выявлен не был.

Показатели среднего уровня составили 60%, что на 24% выше, чем до коррекционной работы. Дошкольники ограничиваются выбором 2 – 3 предложенных видов деятельности. Предпочтение отдавали игровой, трудовой, творческой деятельности, у некоторых детей отмечался выбор учебной деятельности.

       Показатели, соответствующие низкому уровню наблюдаются у 40% детей, что на 24% ниже, чем до коррекционной работы. Испытуемые данной категории делали выбор по 2 темам, но доминировал у них мотив, какого - то одного из предложенных нами видов деятельности игровой, трудовой, учебной или творческой.

Таким образом, можно сделать вывод, что направленность интересов дошкольников с задержкой психического развития, участвующих в формирующем эксперименте, стал значительно шире. Дети интересуются разными видами деятельности: игровой, трудовой, творческой, учебной. Предпочтение отдают как игровой, так и образовательной деятельности.

Графически полученные результаты по методике «Выбор сюжетно – тематических картинок» (Н.В. Пророка) можно увидеть на Гистограмме 2.

Гистограмма 2

       Наблюдение за детьми по методике «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.М. Серебряковой) с целью изучения познавательной активности проводилось во время  экскурсии с детьми экспериментальной группы в парк, в процессе которого фиксировались вопросы, задаваемые воспитанниками.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития