Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: на основе изучения особенностей познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующий развитию познавательных интересов у данной категории детей.
Объект - процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - комплекс дидактических игр как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический
феномен в современной литературе............................................................7
1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе………………………………………………………7
1.2. Специфика познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………..….14
1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов…………………………………………………………………………21

Глава 2. Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития…………..30
2.1. Организация и методики исследования…………………………………..30
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента……………38

Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………...47
3.1. Организация и принципы коррекционно – педагогической………….47
3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы…………………49
3.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………......51

Заключение…………………………………………………………………….57

Библиография………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Бурыкина.docx

— 198.73 Кб (Скачать файл)

41.   Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г.Шевченко. – М..: Школьная Пресса, 2003. – 96 с.

42.  Подготовка к школе  детей с задержкой психического  развития. Книга 2: Тематическое планирование  занятий /Под общей ред. С.Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2004. – 112 с.

43.  Придумай слово: Речевые игры  и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / О.С.Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. лит.. 1996. – 192 с.: ил.

44.   Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.// Дошкольное воспитание.- 2010г. - №4. – с. 12

45. «Программа воспитания и обучения в детском саду» /Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2009.- 304с.

46.   Романова К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. Орджонекидзе, 1961. 28 с.

47.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 – х томах. М., 1989.Т. 2. 329 с.

48.   Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно – методическое пособие/Под общей редакцией Т.Г. Неретиной. – М.: баланс, Изд. Дом РАО, 2004. – 240 с.

49.  Скребицкий Г.  Четыре художника. – М. , Малыш, 1984. – 118 с.

50.  Сорокина А.И    Дидактические   игры      в    детском  саду  –   М.: «Просвещение», 1982. – 103с.

51.   Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям//Избр.пед. соч. –м., 1979. –Т.1. – с. 56.

52.   Тюрикова  И.   Дидактические  игры  и  развитие   речи  //  Дошкольное воспитание. – 1988 - №4 – с.  33.

53.  Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.Новгород, 1994. 230 с.

54.   Усова А.Л. Обучение в детском саду. М., 1981. 176с.

55.  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. знакомим малышей с окружающим миром: Советы психолога родителям. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. – 176 с.: ил.

56.   Ушакова О. С.  Развитие речи дошкольников – М.: «Академия»,  2001.  – 240с.

57.  Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л.Коломенский, Е.А.Панько. – М., 1988 – 118 с.

58.   Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) /Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвящение, 1983. – 64 с., ил.

59. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 80 с.                           

60. Щербакова Е., Голицина В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – с. 36.

61. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

62.   Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов в педагогике / Г.И. Щукина. – Л., 1975.  Вып .1. – с. 132 – 139.

63. http://dou2563.edusite.ru/p183aa1.html (дата обращения: 20.02.2012)

64. http://festival.1september.ru/articles/622466/ (дата обращения: 20.02.2012)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1а

 

Общие сведения о детях экспериментальной группы

№ п/п

Имя, Ф.

Дата рождения, возраст

Заключение ПМПК

1.

Ваня В.

06.10.2005г.

ЗПР церебр-орг. генеза. ОНР II-III ур., стертая дизар.

2.

Арсен К.

16.05.2006г.

ЗПР церебр.-орг. генеза. ОНР II ур., стертая дизар. СДВГ.

3.

Настя К.

15.07.2006г.

ЗПР смешанного генеза. ОНР II-III ур.

4.

Сережа Л.

19.08.2006г.

ЗПР смешанного генеза. ОНР II ур., моторная алалия, стертая дизартрия.

5.

Никита Н.

27.08.2006г.

ЗПР церебр.-орг. генеза. ОНР II-III ур.

6.

Максим Н.

16.06.2006г.

ЗПР смешанного генеза. ОНР III ур. СДВГ.

7.

Захар Р.

22.09.2006г.

ЗПР церебр.-орг. генеза. ОНР II-III ур., стертая дизар.

8.

Дима С.

25.10.2006г.

ЗПР церебр.-орг. генеза. ОНР I ур., моторная алалия, стертая дизар.

9.

Саша С.

14.11.2005г.

ЗПР церебр.-орг. генеза. ОНР II ур., стертая дизар.

10.

Андрей С.

04.06.2006г.

ЗПР смешанного генеза. ОНР III ур., стертая дизартрия.

11.

Максим Т.

17.01.2006г.

ЗПР церебр.-орг. генеза. ОНР II-III ур.

12.

Ксения Ш.

04.02.2005г.

ЗПР церебр.-орг. генеза. ОНР II-III ур., моторная алалия, стертая дизартрия.


 

 

 

 

Приложение 1б

 

Общие сведения о детях контрольной группы

№ п/п

Имя, Ф.

Дата рождения, возраст

1.

Алина Г.

12.10.2006 г.

2.

Илья К.

23.06.2006 г.

3.

Данил К.

12.11.2006 г.

4.

Егор М.

21.11.2006 г.

5.

Сережа М.

06.06.2005 г.

6.

Артем Щ.

13.05.2006 г.

7.

Ярослав В.

05.08.2006 г.

8.

Данил А.

26.08.2005 г.

9.

Ксения Д.

19.08.2006 г.

10.

Кирилл Ж.

28.07.2006 г.

11.

Наташа П.

08.09.2006 г.

12.

Костя С.

16.07.2006 г.

13.

Дарья С.

03.08.2006 г.

14.

Егор Т.

18.09.2006 г.

15.

Ильдар Х.

30.06.2006 г.

16.

Ирина Ш.

05.08.2006 г.

17.

Диана О.

17.06.2006 г.

18.

Оля В.

15.06.2006 г.

19.

Саша Ж.

10.05.2006 г.

20.

Лена Г.

03.07.2006 г.


 

 

 

 

Приложение 2

Тематическое планирование образовательной области «Познание», направленной на формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»

Месяц

Неделя

Тема

Перечень д/и

Сентябрь

1

Обследование

Обследование

2

3

Осень

Словесная д/и

«Когда это бывает?»

«Какое это время года

 Настольно – печатная д/и «Как дикие звери готовятся к зиме»

4

Огород

Овощи

Словесные д/и

  «Что сажают в огороде» 

«Опиши мы отгадаем»

Настольно – печатная д/и «Сложи картинку»

Д/и с предметами

«Овощи»

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Сад

 Фрукты

Д/и с предметами

  «Найди о чем расскажу»

  «Угадай что съел» 

«Почтальон принес письмо»

Настольно – печатная д/и «Сложи картинку»

2

Сад

Огород

Ягоды

Д/и с предметами

  «Чудесный мешочек» 

Настольно – печатные д/и

«Верни фрукты и овощи на свои места»

Настольно – печатная д/и «Сложи картинку и назови, что получилось»

«Четвертый лишний»

3

Лес осенью

Грибы

Настольно-печатная д/и

  «Грибники"

Д/и с предметами

«Грибная корзинка»

4

Деревья и кустарники

Д/и с предметами

  «К дереву и кустарнику –  беги» 

Словесная д/и

  «Дерево – куст» (

Настольно – печатная д/и «На чем что растет?»

5

Одежда

Части тела

Настольно – печатные д/и

  «Что забыл нарисовать художник» 

  «Узнай по описанию» 

Словесная д/и

«Назови три предмета»

Ноябрь

1

Обувь

Настольно – печатная д/и «Купим обувь для куклы»

2

Головные уборы

Настольно – печатная д/и

«Подбери головной убор к наряду»

Словесная д/и

«Отгадай по описанию»

3

Мебель

Настольно – печатная д/и «Четвертый лишний»

Д/и с предметами

 «Обставим комнату» 

4

Посуда

Настольно – печатные д/и «Помоги Федоре»

«Рисунок  загадка»

 Д/и с предметами

«Тук – тук»

 «Подбери посуду для куклы» 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Продукты питания

Настольно-печатная д/и «Поварята», «Не ошибись»

 

2

Зима

 Зимние забавы

Словесная д/и

«Какое это время года?»

«Кто как зимует?»

«Где мы были не скажем, а что делали,  покажем»

Настольно-печатная д/и

«Составь снеговика и расскажи о нем»

3

Зимующие птицы

Д/и с предметами

 «Найдите и покормите зимующих  птиц» 

Настольно-печатная д/и «Каждую птицу на свое место»

4

Новый год

Игрушки

 Словесная д/и

«Угадай по описанию»

Настольно – печатная д/и

«Назови лишний предмет»

Д/и с предметами

«Детский мир»

  «Запомни, на каком месте» 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Содержание комплекса дидактических игр

 

I Раздел.  Предметное и социальное окружение

«Что забыл нарисовать художник»

Цель. Закреплять знания детей об одежде, учить находить недостающую одежду. Развивать грамматически правильную речь, целостное восприятие, развивать интерес к окружающим предметам.

Оборудовании. Картинки с изображены людей, которые одеты не полностью (девочка без юбки, мальчик без рубашки, мужчина без костюма (в трусах и майке), женщина без шубы, но в зимней шапке и сапогах).

Содержание игры. Дефектолог предлагает картинку и просит назвать недорисованную одежду, например: «Женщина без шубы».

 

«Узнай по описанию»

Цель. Закреплять знания о предметах одежды, воспитывать умение отгадывать по описанию.  Развивать внимание, связную речь, сообразительность, интерес к окружающим предметам.

Оборудование: Предметные картинки (куртка, шуба, платье, рубашка, шорты).

Содержание игры. Дефектолог описывает предмет и предлагает детям отгадать, что это? По мере отгадывания выставляет картинки с изображением одежды.

Зимняя, теплая, длинная, меховая… (Шуба.)

Осенняя, короткая, кожаная… (Куртка.)

Летнее, шелковое, короткое, нарядное… (Платье.)

Ситцевая, короткая, с длинными или короткими рукавами, с воротником… (Рубашка.)

Нижняя часть платья (Юбка.)

Летние, короткие, надевают на ноги (Шорты.)

«Назови три предмета»

Цель. Закреплять название одежды и обуви, уметь классифицировать предметы одежды и обуви, использовать обобщающие слова. Развивать умение классифицировать, расширять активный словарь, интерес к окружающим предметам. Развивать меткость и ловкость; воспитывать терпеливость и выдержку.

Оборудование. Мяч.

Содержание игры. Дефектолог бросает ребенку, стоящему в круге, мяч и называет родовое понятие (одежда, обувь), а дети должны назвать три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем педагог называет три видовых понятия, а ребенок должен назвать одно родовое, к которому они относятся. Далее педагог может давать задания попеременно.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития