Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, дипломная работа
Цель работы: на основе изучения особенностей познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующий развитию познавательных интересов у данной категории детей.
Объект - процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - комплекс дидактических игр как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический
феномен в современной литературе............................................................7
1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе………………………………………………………7
1.2. Специфика познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………..….14
1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов…………………………………………………………………………21
Глава 2. Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития…………..30
2.1. Организация и методики исследования…………………………………..30
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента……………38
Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………...47
3.1. Организация и принципы коррекционно – педагогической………….47
3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы…………………49
3.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………......51
Заключение…………………………………………………………………….57
Библиография………………………………………
- Изучая значение дидактический игры можно сделать вывод, что она является средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, а так же способствуют развитию у них познавательного интереса, что отвечает Программному содержанию в рамках федеральных государственных требований.
Глава 2. Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития
В эксперименте приняли участие две группы испытуемых.
1.Целью подготовительного этапа явилось знакомство с детьми, сбор данных о них, отбор методов диагностики, подготовка протоколов исследования.
2. Основной этап, на котором было проведено педагогическое исследование сформированности познавательных интересов у детей старшей экспериментальной и контрольной групп.
3.На заключительном этапе проводилась обработка полученных результатов и их сравнение (количественный и качественный анализ).
Наблюдение
за детьми с целью изучения
познавательной активности
Цель. Изучение познавательно активности детей в различных условиях жизнедеятельности ребенка.
Ход проведения. Наблюдение проводилось во время непосредственной образовательной деятельности по «Формированию целостной картины мира, расширение кругозора детей» и во время прогулки, в процессе которых фиксировались вопросы, задаваемые воспитанниками в течение 1недели.
Обработка данных. Уровень познавательной активности определяется путем суммирования баллов.
Уровни познавательной активности:
- низкий уровень (до 10 баллов) – ребенок в течение часа задает менее 2 вопросов. Вопросы направлены на выяснение названия предмета. Активности во взаимодействии с взрослым не наблюдается, ребенок задает вопрос ради вопроса. Настойчивости в получении ответа не проявляет. Ответ взрослого ребенок выслушивает равнодушно. Стремление к дальнейшему взаимоотношению с взрослым нет.
Тема недели, в течение которой проводилось наблюдение в экспериментальной группе: «Цветы», в контрольной группе: «Беседа о цветах».
Цель: Сообщение, обобщение и систематизация знаний детей о полевых и садовых цветах».
Протокол наблюдения по методике «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.М. Серебряковой).
Группы парамет-ров |
Возможные проявления |
Условные баллы |
Количественные показатели |
Количество заданных вопросов - 5 и более в течение часа - 4 в течение часа - 3 в течение часа менее двух в течение часа |
3 2 1 0 |
Качественные показатели |
Содержание вопросительных проявлений - вопросы-рассуждения вопросы, направленные на: - установление причинно-следственных связей и зависимостей - качественных характеристик предметов - достижение результата деятельности - выяснения названия предмета Цепочки -из 2-3-х вопросов - из1-2-х вопросов - не зафиксировано Познавательная активность и самостоятельность при решении вопроса - Высокая (ребенок вступает в активное обсуждение вопроса, наблюдаются его
речевые проявления по - Средняя (ребенок ярко, эмоционально
реагирует на обсуждение однословные реплики «да», «нет») - Низкая (ребенок с интересом слушает взрослого, но сам активности не проявляет) |
5
4
3 2 1
2 1 0
3
2
1 |
Показатели, характеризующие потребность ребенка в воспитательно-познавательном взаимодействии |
Наличие эмоциональной реакции на познавательное взаимодействие - яркие
эмоциональные проявления, сопровождающиеся
мимическими реакциями и - ребенок
спокойно слушает ответ - ребенок равнодушен к ответу на свой вопрос Наличие стремления к получению ответа -ребенок
настойчиво добивается -ребенок
задал вопрос, но настойчивости
в получении ответа не -ребенок задает вопрос ради вопроса, ответа от взрослого не добивается Осмысление ребенком полученного ответа -ребенок
соотносит полученную - воспринимает
ответ взрослого - ответ
ребенок выслушивает Наличие у ребенка стремления к продолжению познавательного взаимодействия со взрослым -наблюдается
ряд вопросов по содержанию
интересующей ребенка -наблюдается
личностное взаимодействие -стремление к последующему взаимодействию нет. |
3
2
1
2
1
0
2
1
0
2
1
0 |
Наблюдаемые параметры |
Результаты наблюдения |
1.Занимательность изложения материала (нетрадиционная форма преподнесения материала, эмоциональность речи педагога, игры, занимательные примеры и опыты). |
|
2.Использование дидактических игр. |
|
3.Соответствие используемых |
|
4.Поощрение познавательной активности воспитанников. |
|
5.Усвоение детьми |