Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: на основе изучения особенностей познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующий развитию познавательных интересов у данной категории детей.
Объект - процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - комплекс дидактических игр как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический
феномен в современной литературе............................................................7
1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе………………………………………………………7
1.2. Специфика познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………..….14
1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов…………………………………………………………………………21

Глава 2. Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития…………..30
2.1. Организация и методики исследования…………………………………..30
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента……………38

Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………...47
3.1. Организация и принципы коррекционно – педагогической………….47
3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы…………………49
3.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………......51

Заключение…………………………………………………………………….57

Библиография………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Бурыкина.docx

— 198.73 Кб (Скачать файл)

 

«Купим обувь для куклы»

Цель. Закреплять представления детей об обуви, её отдельных деталях; учить отбирать необходимую обувь по предложению педагога, называть её и объяснять свой выбор. Развивать память, воображение, умение выстраивать последовательность событий, устанавливать причинно – следственные связи, речь; воспитывать внимательное отношение к сохранению собственного здоровья.  Развивать интерес к окружающим предметам.

Оборудование. Плоскостная кукла и разные варианты обуви, картинки с изображением разных времен года.

Содержание игры. Дефектолог предлагает детям поиграть в «Обувной магазин». Распределяет роли продавца и покупателей. «Покупатели» выбирают обувь, называют её и объясняют, почему она так необходима кукле. Если ребенок затрудняется, ему предлагают посмотреть на картинки и подумать, какую еще обувь не подобрали для куклы, чтобы она была здорова, красива и нарядна. «Покупатели» обращаются к продавцу за помощь. Если кто – то ошибается или затрудняется.

 

«Подбери головной убор к наряду»

Цель. Закреплять у детей знания названий головных уборов. Развивать целостное восприятие, аналитико – синтетическую деятельность мышления, развивать интерес к окружающим предметам.

 Оборудование. Картинки с изображением головных уборов (зимняя шапка, шляпа, кепка, военная фуражка) и одежды (шуба, купальник, спортивный костюм, военная  форма).

Содержание игры. Дефектолог предлагает детям к каждой одежде подобрать соответствующий головной убор.

 

«Отгадай по описанию»

Цель. Закреплять у детей знания названий головных уборов, учить описывать предмет,  упражнять в составление целостного изображения из частей. Развивать целостное восприятие, аналитико – синтетическую деятельность мышления, пространственную ориентировку, связную речь, развивать интерес к окружающим предметам.

 Оборудование. Картинки с головными уборами разрезанные на четыре части (шапка, панама, берет, фуражка, бескозырка, шляпа).

Содержание игры. Дефектолог предлагает детям сложить картинки из частей, а затем не называя головной убор описать его, остальные дети должны отгадать.

 

«Четвертый лишний»

Цель. Закреплять название и назначение предметов мебели, упражнять в группировке мебели по заданному признаку, назывании группы предметов обобщающим словом. Развивать умение классифицировать, внимание, речь; формировать удовлетворение от правильно выполненного задания. Развивать интерес к окружающим предметам.

Оборудование. Группы картинок: (стол, диван, шкаф, холодильник; шкаф, кровать, стул, телевизор; стул, кресло, табурет, кровать; компьютерный стол, обеденный стол, журнальный стол, кровать)

Содержание игры. Дефектолог предлагает детям картинки с изображением ряда предметов, в которых один лишний. Дети должны назвать лишний предмет и назвать обобщающим словом все остальные

 

«Обставим комнату»

Цель. Закреплять знания детей о том, какие помещения есть в квартире, для чего они предназначены, какая там мебель и как используется; учить на плане – схеме  размещать мебель. Развивать ориентировку на плоскости, внимание, память, монологическую речь, интерес к окружающим предметам.

Оборудование. Макет квартиры, игрушечная мебель.

Содержание игры. Дефектолог, используя игровой мотив получения квартиры и заезда в неё, предлагает детям  обозначить на макете помещения квартиры, отобрать из общего количества предложенной игрушечной мебели выбрать нужную и расставить по местам.

 

«Помоги Федоре»

Цель. Закреплять название чайной посуды. Учить детей узнавать и создавать изображения предметов по отдельным деталям. Развивать целостное восприятие внимание, интерес к окружающим предметам.

Оборудование. Карточки с изображениями деталей чайной посуды, цветные карандаши.

Содержание игры. Вспомните с детьми сюжет знакомой сказки «Федорино горе», прочтите отрывки из нее, постарайтесь вызвать сострадание к Федоре, пожелайте ей вместе с детьми стать аккуратной, попросите от её имени вернуть ей все утерянное. Из горки карточек на столе дети берут по одной и дорисовывают начатое на ней изображение. Затем называют предметы.

 

«Рисунок – загадка»

Цель. Закреплять у детей название чайной посуды, её назначение, учить из зашумленного рисунка, в котором один контур наложен на другой; выделять разные предметы посуды, называть их. Развивать образное мышление, зрительное восприятие, внимание; формировать усидчивость, терпение, настойчивость.  Развивать интерес к окружающим предметам.

Оборудование. Картинки с изображением контуров предметов посуды (самовар, чашка, молочник, чайник, блюдце), которые наложены друг на друга; карточки с изображением отдельных предметов посуды.

Содержание игры. Педагог предлагает детям разгадать загадку художника, который нарисовал посуду так. Что один контур предмета наложен на другой. Надо найти все предметы, обвести их контуры, назвать, из многих вариантов картинок выбрать ту, на которой изображен найденный предмет посуды, и рассказать о его назначении.

 

«Тук - тук»

Цель. Закреплять у детей знания названий отдельных предметов столовой и кухонной посуды, особенности внешнего вида, составные части, назначение предметов посуды, давать и понимать словесное описание, узнавать по нему предмет. Развивать монологическую речь, память, осязание; формировать познавательный интерес к окружающему предметному миру. Развивать интерес к окружающим предметам.

Оборудование. Детская пластмассовая посуда (кастрюля, сковорода, поднос, дуршлаг, вилка, тарелка, супница, ложка, поварешка, чашка). Мешочек с такой же посудой.

Содержание игры.    Дети сидят полукругом. Перед ними на столе стоит пластмассовая посуда. Спиной к ним с мешочком в руках сидит ребенок, который ищет предмет. Любой из детей подходит к столу берет предмет, подходит к ребенку, который держит мешок, становится у него за спиной, и между ними происходит диалог.»

1 – й ребенок. «Тук –тук.»

2 – й ребенок: «Кто там?»

1 – й ребенок: «Это я» (называет свое имя).

2 – й ребенок: «Зачем пожаловал?»

1 – й ребенок: «Мне нужно что – то такое не скажу, как называется, а оно…. (И далее следует описание предмета.)

  Если ребенок затрудняется  в описании предмета, дефектолог  сам, как участник игры может  дать описание нескольких предметов.

Например, дефектолог дает описание чашки: «Круглая, с выпуклыми боками, невысокая, внизу узкая, сверху – шире, сбоку треугольная ручка».

 Когда ребенок найдет  на ощупь предмет, он вынимает  его из мешочка, а все дети  оценивают, правильно ли он делает  задание.

 

«Подбери посуду для куклы»

Цель. Закреплять знания детей о столовой и кухонной посуде; формировать умение использовать посуду по назначению.  Развивать внимание и речь, умение классифицировать предметы по их назначению, интерес к окружающим предметам. Воспитывать находчивость.

Оборудование. Две куклы одна в куртке повара (повар), другая в халате (няня). Предметы кукольной посуды (кастрюля, сковорода, поднос, дуршлаг, солонка, тарелка, супница, салфетница, поварешка, ложка).

Содержание игры. Дефектолог вместе с детьми рассматривает кукол, беседует о том, кто это, что они делают, какая им нужна посуда. Затем просит детей подобрать няни и повару посуду, которая нужна им для работы.

 

«Поварята»

Цель. Закреплять у детей знания о различных видах супов, их компонентах. Учить подбирать продукты для супов (борщ, рассольник, уха,  щи). Развивать  память, мышление,  речь, интерес к растительному миру.

Оборудование. Игровое поле, состоящее из картинки с изображением супа и  продуктов для него.

Содержание игры.  Игра начинается с краткой беседы дефектолога  с детьми о продуктах питания, о том, какие названия супов они знают. После этого каждому ребенку раздается  карточка с изображением того супа, который он должен будет сварить после чего дефектолог  говорит: «Ребята, представьте, что вы повара и вам сейчас нужно будет сварить тот  суп, который у вас изображен на карточке. Но чтобы сварить суп  нужны продукты. Ваша задача подобрать карточки - пазлы с изображением продуктов, необходимых для приготовления вашего супа. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку о приготовлении супа».

 

«Не ошибись»

Цель. Учить детей различать и правильно называть молочные и мучные продукты питания, определять, из чего сделаны. Развивать у детей внимание, память, мышление, речь, интерес к растительному миру.

Оборудование. Большие карты с изображением  колосьев пшеницы и пустыми окошками;  Большие карты с изображением   коров и пустыми окошками . Маленькие карточки с изображением продуктов питания: молочных и мучных.

Содержание игры. Дефектолог раздает большие карточки с изображением колосьев пшеницы, коров. Дети выбирают из общего количества маленьких карточек те, на которых изображены молочные и мучные продукты питания. Выиграет тот, кто быстрее правильно подберет и закроет пустые клетки на большой карте, назовет продукты и скажет, из чего они сделаны.

 

«Составь снеговика и расскажи о нем»

Цель. Учить составлять целостное изображение из частей, Развивать целостное восприятие, аналитико – синтетическую деятельность мышление, речь,  интерес к окружающему миру.

Оборудование. Конверт  с частями снеговика (3 больших кома разной величины (на одном коме глаза, нос, рот); 2 маленьких одинаковых комка; ведро; метла).

Содержание игры. Дефектолог просит достать из конвертов части и сложить картинку, рассказать, что получилось, из каких частей состоит.

 

«Где мы были не скажем, а что делали,  покажем»

Цель. Расширять знания детей о зимних видах спорта. Упражнять в имитации действий людей, занимающихся разными видами зимнего спорта, так, чтобы дети узнали и назвали, зимний спорт. Развивать у детей находчивость, сообразительность, интерес к спорту.

Содержание игры. Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, какой спорт будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям должна догадаться, что дети делают. Затем дети меняются ролями.

 

«Угадай по описанию»

Цель. Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

Оборудование.  Шесть картинок с изображением Дедов Морозов. Каждый Дед Мороз имеет одинаковые и разные признаки с остальными Дедами Морозами.

Содержание игры. Дефектолог предлагает детям картинки с Дедами Морозами. «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия». Далее дефектолог просит детей отгадать, о каком Деде Морозе он рассказывает. Давая описание, дефектолог сначала называет признак, общий для всех Дедов Морозов (красный нос). Потом указывает на признак, имеющийся только у трех снеговиков (мешок в руке), далее подчеркивает признак, присущий только двум Дедам Морозам (палка синего цвета) и, наконец, обращает внимание на последний – отличительный признак (желтый пояс). Ребенок, вызванный к доске, указывает на картинку о которой, по его мнению, рассказал педагог. После того, как будут выслушаны ответы нескольких детей, педагог указывает на своего Деда Мороза. Затем он убирает остальные картинки и повторяет описание, а дети контролируют правильность выбора.

 

«Назови лишний предмет»

Цель. Закреплять у детей знание обобщающего понятия «игрушки», находить и называть лишний предмет, который не относится к игрушкам; объяснять, почему они это сделали. Развивать внимание, операции классификации, обобщения; формировать усидчивость, сдержанность. Развивать интерес к игрушкам.

Оборудование. Карточки с изображением предметов: 1. Кукла, машина, огурец, матрешка, пирамидка. 2. Неваляшка, яблоко, машинка, погремушка, кубик. И т.п.

Содержание игры. Дефектолог предлагает детям карточки с изображением пяти предметов, среди которых все кроме одного игрушки, просит назвать каждый предмет, потом найти лишний. Дети должны обьяснить, почему он лишний, и назвать все остальные предметы обобщающим словом.

 

«Детский мир»

Цель. Учить детей описывать игрушки по плану, взаимодействовать с педагогом в роли покупателя. Развивать описательную речь, внимание, память, культуру речи, общения; воспитывать вежливость. Развивать интерес к игрушкам.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития