Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление оптимальных средств умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
1.Поиск и отбор психолого-педагогической литературы по проблеме умственного воспитания детей дошкольного возраста;
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме умственного воспитания детей дошкольного возраста;
3. Изучить психолого-педагогические теории игры и её роль в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Концептуальные взгляды на феномен игры как средство умственного воспитания дошкольника………………………………………….5

Взгляды зарубежных исследователей…………………………………….5
Взгляды отечественных исследователей………………………………13
Общая дефиниция игры и классификация игр………………………..19

Глава 2. Роль игры в умственном воспитании дошкольников……………….25
2.1. Игра как средство умственного воспитания дошкольников……………..25
2.2. Выявление уровня умственного развития в игровой деятельности……..31
2.2.1. Описание методики……………………………………………………….31
2.2.2.Анализ результатов………………………………………………………..33

Заключение……………………………………………………………………….34

Список используемых источников……………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

черновик игра.docx

— 88.99 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Концептуальные взгляды  на феномен игры как средство умственного  воспитания дошкольника………………………………………….5

 

    1. Взгляды зарубежных исследователей…………………………………….5
    2. Взгляды отечественных исследователей………………………………13
    3. Общая дефиниция игры и классификация игр………………………..19

 

Глава 2. Роль игры в умственном воспитании дошкольников……………….25

2.1. Игра как средство умственного воспитания дошкольников……………..25

2.2. Выявление уровня умственного развития в игровой деятельности……..31

2.2.1. Описание методики……………………………………………………….31

2.2.2.Анализ результатов………………………………………………………..33

 

Заключение……………………………………………………………………….34

 

Список используемых источников……………………………………………..36

 

Приложение……………………………………………………………………..38

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д.

Играя дети учатся применять  свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка, который начинает складываться в дошкольном детстве.

Игра имеет большое  образовательное значение, она тесно  связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре.

В последние годы требования, предъявляемые к умственному  развитию детей дошкольного возраста возрастают. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется  учебной деятельностью, увеличивается  количество обучающих занятий и  сокращается время для игровой  деятельности. Чрезмерная загруженность  детей в дошкольном учреждении ведет  к тому, что они все раньше и  раньше становятся «маленькими» школьниками.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

Цель: выявление оптимальных средств умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Поиск и отбор психолого-педагогической литературы по проблеме умственного воспитания детей дошкольного возраста;

2. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме умственного  воспитания детей дошкольного  возраста;

3. Изучить психолого-педагогические  теории игры и её роль в  умственном развитии детей старшего  дошкольного возраста.

Объект исследования: Умственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста.

При написании работы использовались следующие методы: анализ теоретической литературы по проблеме и теме исследования; диагностика уровня психических познавательных процессов у дошкольников.

 

Глава 1. Концептуальные взгляды на феномен игры как средство умственного воспитания дошкольника

 

    1. Взгляды зарубежных исследователей

В истории зарубежной и  русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего  гармонического развития и в узкодидактических  целях. Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А. Коменский.

В многочисленных трудах Я. А. Коменского была впервые представлена развернутая система обучения и  воспитания от рождения до зрелости и  заложены основы педагогики как самостоятельной  области знаний.

В фундаментальном труде  «Великая дидактика» Коменский впервые  сформулировал дидактические принципы, которые в известной мере не утратили своего значения до настоящего времени. В этом произведении Коменский раскрыл  содержание и методы работы всех ступеней, провозглашенной им системы образования. Одна из глав «Великой дидактики» — «Идея материнской школы» — посвящена ее первой ступени [8, с. 56].

Развивая идеи, изложенные в «Великой дидактике», в 1633 г. Коменский  составил для матерей, независимо от их сословной принадлежности, руководство  по воспитанию детей до школы —  «Материнская школа». В нем дана тщательно разработанная программа, а также методика воспитания и  обучения маленьких детей. Развивая мысли Аристотеля, Квинтилиана, Коменский  выделил главу «Каким образом  родители должны готовить детей к  школе?», где обстоятельно изложил методику эмоциональной подготовки детей к школе, выдвинул показатели их готовности к систематическому обучению. «Материнская школа» — первый в истории труд, посвященный дошкольному воспитанию, который вместе с тем положил начало самостоятельной разработке специфических проблем дошкольной педагогики [8, с. 56-67].

Я.А. Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания. В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что пред-дошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти-шестилетнем возрасте.

Игру Коменский справедливо  рассматривал как необходимую для  ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским  играм, а сами принимали в них  участие, направляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Подчеркивая образовательное значение детской игры, Коменский писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется» [10, с. 79]. Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения, ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.

Таким образом, Я.А. Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

Интересны взгляды Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) — швейцарского педагога-демократа, посвятившего свою жизнь воспитанию и обучению детей народа. В его время Швейцария переходила от феодализма к капиталистическим отношениям, что сопровождалось обнищанием значительной части крестьянства. Обезземеленные крестьяне, зарабатывавшие жалкие гроши непосильным трудом на мануфактурах и возникающих в Швейцарии бумагопрядильных фабриках, были вынуждены отдавать туда и своих детей, которых владельцы предприятий также безжалостно эксплуатировали. Всю свою жизнь Песталоцци стремился улучшить положение трудящихся и их детей [8, с. 67].

В области умственного  воспитания Песталоцци принадлежат  два чрезвычайно важных положения, во многом определивших его значение в истории педагогики. Первым было доказательство и пропаганда необходимости  широчайшего применения наглядности  в процессе обучения. Исходным моментом познания Песталоцци считал чувственное  восприятие и настаивал на необходимости  формировать у детей культуру наблюдения. Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов, являются самыми простыми элементами, поэтому ребенка следует, прежде всего, научить считать, измерять и говорить. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счету и измерению, упростив ее так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться в занятиях со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили впоследствии широкое распространение [8, с. 68].

Другим важным положением Песталоцци была идея о развивающем  обучении, т. е. таком построении процесса учения, которое ведет не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к  будущей самостоятельной деятельности. Эта идея оказалась весьма плодотворной и получила дальнейшее развитие в  трудах многих педагогов.

Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. Придавая огромное значение первоначальному семейному  воспитанию и заботясь о его правильном направлении, он принял активное участие  в составлении специального пособия  «Книга матерей, или Руководство  для матерей, как им научить детей  наблюдать и говорить». Материалы  книги должны были помочь матери расширить  и упорядочить представления  ребенка об окружающем мире [8, с. 68].

При всей ограниченности и  утопичности общественно-политических взглядов Песталоцци его горячая  любовь к народу, просветительская деятельность и выдвинутые им идеи оказали большое влияние на развитие мировой педагогической мысли.

С наибольшей полнотой дидактическое  направление в обучении и воспитании детей посредством игры представлено в педагогике Ф. Фребеля. Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля развернулась в то время, когда в Западной Европе после французской буржуазной революции и промышленного переворота началось бурное развитие капитализма, возникали крупные мануфактуры со специфическим для них разделением труда, позволявшим вовлекать в промышленное производство женщин и малолетних детей, что сопровождалось массовым распадом семей трудящихся и ростом в их среде детской безнадзорности [12, с. 78].

Проблемы призрения малолетних детей, а также подготовки их к  производительному труду приобрели злободневный характер. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: «женские школы», «игральные школы», «убежища», а также «школы для плетения из соломы», «школы для вязания кружев» и т. п. Несмотря на различные названия этих учебных заведений, подавляющее большинство их имело главной целью религиозное воспитание детей и подготовку их к производительному труду на мануфактурах. Одно из первых руководств для этих школ под названием «Воспитание маленьких детей, или о важности воспитания детей бедняков» написал английский педагог, бывший клерк Самуил Уильдерспин, который в 1820 г. сам открыл «школу для маленьких детей». В этой, как и в других работах на ту же тему, раскрывалось социальное назначение, цель и задачи этих школ, предназначенных для воспитания детей рабочих, ремесленников и крестьян в духе строгой дисциплины, протестантской морали, мелкобуржуазных добродетелей [12, с. 78].

Фридрих Вильгельм Фребель  был видным представителем педагогики первой половины XIX в., он сыграл выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания [8, с. 69].

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая  ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его  собственная жизнь. В игре ребенок  выражает свой внутренний мир через  изображение внешнего мира. Изображая  жизнь семьи, уход матери за младенцем  и др., ребенок изображает нечто  внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам [8, с. 69].

Ф. Фребель писал: «Внутренняя, духовная жизнь ребенка проявляется в явлениях трех родов — свободной деятельности, привычки и подражания, — образующих собою триединое замкнутое в себе целое. Эти три явления являются с раннего возраста тесно соединенными между собой в жизни ребенка и дают нам в высшей степени важные о ней сведения по отношению к причинам и следствиям и наиболее прочные указания для правильного ее толкования в ранних ее проявлениях. Поэтому ни одно из этих явлений не может быть исключено при надлежащем рассмотрении явлений детской жизни, удовлетворяющем условиям человеческой натуры; ибо все они имеют одинаково глубокие основания в человеческом существе по отношению к их источнику... Также в общности трех видов деятельности обнаруживаются цели, находящиеся в полном соответствии с существом ребенка как человека, а именно, цели: 1) сохранять себя в том состоянии, в котором ребенок себя чувствует и находится, как существо самостоятельное и в целом все-таки находящееся в состоянии покоя; 2) укреплять себя, свои члены, свои чувства, давать им упражнение, развивать их и сообщать им свободную деятельность, достигая таким образом в себе и притом своими собственными средствами все большей и большей самостоятельности и индивидуализации и определяя свою собственную физиономию; наконец, 3) приобретать сведения, убеждаться в своей самостоятельности и индивидуальности и в самостоятельном существовании того, что его окружает.

Информация о работе Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста