Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:22, курсовая работа
Цель: выявление оптимальных средств умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
1.Поиск и отбор психолого-педагогической литературы по проблеме умственного воспитания детей дошкольного возраста;
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме умственного воспитания детей дошкольного возраста;
3. Изучить психолого-педагогические теории игры и её роль в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Концептуальные взгляды на феномен игры как средство умственного воспитания дошкольника………………………………………….5
Взгляды зарубежных исследователей…………………………………….5
Взгляды отечественных исследователей………………………………13
Общая дефиниция игры и классификация игр………………………..19
Глава 2. Роль игры в умственном воспитании дошкольников……………….25
2.1. Игра как средство умственного воспитания дошкольников……………..25
2.2. Выявление уровня умственного развития в игровой деятельности……..31
2.2.1. Описание методики……………………………………………………….31
2.2.2.Анализ результатов………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список используемых источников……………………………………………..36
Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игры. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты [19, c. 90]. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алешу складывать домик!»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий). В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки.
Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила. Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения. Так, объяснение новой игры педагог начинает с создания игрового образа. Например, перед игрой «Айболит» предлагает вспомнить сказку К. Чуковского, ее персонажей, их приключения, поступки. Затем приглашает поиграть в знакомую сказку и на протяжении всей игры поддерживает игровой настрой, избегая замечаний, оценивающих реплик и, тем более, реплик негативного характера. По окончании игры необходимо повысить эмоциональный настрой детей, подчеркнув, как интересно им было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто добился выигрыша. Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.
При наблюдении за игрой ребенка фиксируется:
Таким образом, дидактическая игра выступает как одно из главных средств в умственном воспитании детей дошкольного возраста. Однако при этом, организую детскую игру, воспитатель должен руководствоваться определенными правилами и также организовывать наблюдение за самостоятельной детской игрой.
2.2. Выявление уровня умственного развития в игровой деятельности
2.2.1. Описание методики
Для определения уровня умственного развития в игровой деятельности мы провели констатирующий, эксперимент, состоящий из изучения влияние игры на развитие внимания. Для того, что бы выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста на первом констатирующем этапе мы использовали методики для выявления уровня развития произвольного и непроизвольного внимания. Эти методики носят преимущественно игровой характер и описаны в работе «Развиваем в игре: пособие для педагогов и практических психологов» О.А. Анищенко [1].
Исследование проводилось на подгруппе детей из 10 человек.
Задание 1. «Недостающие детали»
Цель: выявить объем произвольного внимания. Материал: картинки с недорисованными фрагментами
Ход исследования: Тест содержит 10 рисунков предметов, где у каждого предмета недостает какой-либо детали. Ребенок за 15 секунд должен заметить, какого элемента не хватает. Максимальное количество баллов 10. Результаты зафиксированы в таблице 1 (Приложение).
Задание 2.
Цель: выявить устойчивость произвольного внимания
Материал: сказка, бумага, карандаш
Ход исследования: ребенку читается сказка «Репка». Темп чтения обычный. Ребенок должен черточкой на бумаге отмечать слово «репка». Каждое отмеченное слово – 1 балл, максимальное количество – 5/5. Ошибки в первой части говорят об отвлечении, несосредоточенности внимания, а во второй части – характеризуют неустойчивость внимания. Результаты исследования в таблице 2 (Приложение).
Задание 3.
Методика 1. Цель: выявление
показателей непроизвольного
Ход исследования: ребенку предлагается познакомиться с интересными картинками. Перед ребенком не ставится задача запомнить. Картинки предъявляются последовательно одна за другой, время показа – 5 секунд. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображенных на картинках предметов.
Методика 2. Цель: выявление показателей произвольного запоминания. Материал: набор 1 из 8 картинок, изображающих знакомые предметы (кенгуру, шоколад, оса, качели, кресло, костер, стол, дерево).
Ход исследования: аналогично методике 1. При этом предлагается ребенку запомнить как можно больше картинок, а потом рассказать какие запомнил. Результаты можно посмотреть в сводной таблице 3 (Приложение).
2.2.2.Анализ результатов
Таким образом, при выполнение детьми задания 1 мы выявили, что средний балл по группе составляет – 7,0. Этот показатель выше среднего. Средний уровень объема произвольного внимания выявлен у 4-х детей (40%), выше среднего у 3-х (30%) и высокий у 3-х (30%).
В результате анализа второго задания мы получили балл по группе – 3,9. Это уровень выше среднего. При этом средний уровень у 2-х детей (20%), выше среднего у 3-х (30%) и высокий у 5-ти (50%).
При анализе методик на развитие в игре произвольного и непроизвольного внимания, оказалось, что результаты произвольного запоминания выше, чем результаты непроизвольного. Хочется отметить, что у большинства при проведении первой методики вызывало недоумение просьба воспроизвести. Так как изначально установки на запоминание не давалось, ребята просто рассматривали картинки, не прилагая никаких усилий. При предварительной установке они заметно сосредотачивали взгляд, были более собраны. Было заметно, что при проведении первых двух методик дети испытывали утомление, быстро уставали, отказывались продолжать. Запоминание, а тем более произвольное требует от ребенка значительных волевых усилий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данной группе средний уровень развития внимания, при этом наиболее продуктивно внимание, которое развивается в игре.
Таким образом, при проведении констатирующего эксперимента мы выявили имеющийся уровень развития внимания. Результаты первого и второго задания при исследовании одного психического процесса имели небольшие различия. На результатах сказывались ещё и интерес ребенка к заданию, его общее состояние, настроение и т.д. В целом в группе развитие внимания находится на среднем уровне. Это нормальные показатели для детей старшего дошкольного возраста. Отдельные дети показали высокий, а некоторые и низкий уровень. Так можно наметить дифференцированную работу на формирующем этапе опытно-экспериментальной деятельности. Дети с низким уровнем развития психических процессов нуждаются больше в индивидуальной работе. Также работа будет проводиться с ребятами со средним и высоким уровнем для получения лучших результатов.
Заключение
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов.
Изучение игры и ее влияние на умственное развитие детей было в центре внимания многих зарубежных и российских педагогов (Я.А. Коменский, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и др.). При этом многие из них создали теории игр и определили их роль в образовании дошкольников. Они определили, что посредством игры у дошкольников происходит формирование мыслительных навыков, развивается внимание, память и воображение. Теории многих из них сводились к тому, что игра должна стать ведущей деятельностью в детском саду.
В настоящее время их идеи активно используются современными педагогами при разработке многих программ умственного развития дошкольников.
Следует отметить, что главную роль в умственном развитии дошкольников выполняет именно дидактическая игра. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.
Дидактические игры, направленные
на умственное развитие дошкольников
(в процессе их дети овладевают определёнными
умениями, приобретают новые знания,
закрепляют их), в наибольшей степени
могут быть приближены к учебным
занятиям. Проводя дидактические
игры, педагог целенаправленно
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно сделать следующие выводы:
- игре как средству умственного развития дошкольников уделяли внимание как зарубежные, так и российские педагоги и психологи. Разными исследователями созданы разные теории игр;
- существует множество
видом игр, среди которых
- дидактическая игра является средством умственного развития детей дошкольного возраста;
- игра способствует
Список используемых источников:
Информация о работе Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста