Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:49, контрольная работа
Цель контрольной работы дать краткое описание системы работы структурных подразделений (методических объединений) в средней общеобразовательной школе; обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Показать роль методического объединения;
2. Рассмотреть цель и задачи методического объединения;
3. Рассмотреть формы проведения методических объединений;
4. Раскрыть особенности педагогических игр;
5. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
6. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.
Введение....................................................................................................................................3
Глава 1. Организация Методического Объединения в школе……………………………..5
1.1. Порядок создания Методического Объединения………………………………..5
1.2. Направления деятельности, цель и задачи Методического объединения……....7
1.3. Формы работы предметного Методического Объединения……………………..9
1.3.1. Заседания структурного подразделения (методического объединения)...10
1.3.2. Оперативные совещания с учителями СП (МО)..........................................13
1.3.3. Взаимодействия предметного Методического Объединения.....................14
1.3.4. Проведение открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий по
предметам........................................................................................................14
1.3.5. Взаимные посещения уроков и внеклассных мероприятий по предмету..15
1.4. Совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими СП (МО)....15
Глава 2. Игровые технологии обучения..................................................................................17
2.1. Урок с дидактической игрой........................................... ..........................................18
2.2. Урок – деловая игра....................................................................................................19
2.3. Урок – ролевая игра....................................................................................................20
2.4. Примеры игр................................................................................................................21
2.5. Использование игр на уроках русского языка..........................................................23
2.6 Использование игр на уроках литературы................................................................24
Заключение.................................................................................................................................26
Список использованной литературы.......................................................................................27
организации учитываются ее природа и цели. Этот тезис справедлив и для структурного подразделения (методического объединения). Миссии могут иметь не только организации, но и целые государства и даже отдельные люди.
Миссия (лат. missio - посылать, поручать) - предназначение, призвание, цель существования. (Словарь иностранных слов в русском языке). При формулировании миссии необходимо ответить на три вопроса:
Что делать сейчас?
Какой должна быть деятельность?
Какой деятельность будет в будущем?
Миссия организации - выражение ее философии и смысла существования, она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации.
Миссия образовательного учреждения - это принятое школьным сообществом и официально декларируемое решение об общем назначение образовательного учреждения на обозримое будущее, его главных принимаемых на себя обязанностях по отношению к наиболее важным клиентам, соотнесенное с адресуемым ему социальным заказом, с его возможностями (Словарь-справочник руководителя образовательного
учреждения). Определение школой и ее структурными подразделениями (методическими
объединениями) своей миссии - явление новое для российского образования (в советское время говорили лишь об общей высокой миссии учительства). Формулируя миссию, методическое объединение тем самым предъявляет своим потенциальным заказчикам,
клиентам, партнерам визитную карточку. Для примера, миссия структурного подразделения учителей-предметников может заключаться в следующем:
Миссия методического объединения:
≪Создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей получение учащимися образования в соответствии с их способностями, возможностями и потребностями≫.
Миссия, представляя собой формулировку долгосрочного видения смысла существования организации и выражение сути ее деятельности, является важной основой целеполагания, задающей рамки и направления, внутри которых будут ставиться, и достигаться конкретные цели.
На основе миссии структурное подразделение (методическое объединение) формулирует методическую тему, над которой будут работать учителя в течение ближайших 3-х лет. Правильно сформулированная тема должна охватывать как учебную, так и внеурочную работу, быть актуальна, научно обоснована, иметь практическую значимость и ориентировать учителя на повышение творческого потенциала, интенсификацию учебно-воспитательного процесса и мотивацию учения школьников. Тема выбирается в рамках общей методической темы школы, исходя из интересов и возможностей коллектива структурного подразделения (методического объединения), региональных
особенностей с учетом проработанности данной проблемы в теории и методике и ее актуальности в современных условиях.
Пример формулирования методической темы:
Методическая тема:
«Совершенствование профессионального мастерства учителя как основа формирования ключевых компетентностей учащихся».
Работа над единой методической темой является одним из связующих звеньев творческих интересов учителей структурного подразделения (методического объединения) и позволяет наиболее активно влиять на развитие различных форм самообразования. Для работы над методической темой в структурных подразделениях
(методических объединениях)
создается картотека статей
Правильно сформулированная миссия и выбранная методическая тема позволяют определить цель деятельности структурного подразделения.
Цель - конкретный образ желаемого результата деятельности, то к чему стремятся, чего хотят достичь (Словарь современного русского языка).
Для образовательного учреждения цель - это конечное состояние, желательный результат, которого стремится добиться любая школа и ее структурные подразделения. В современных работах по управлению, в том числе по управлению образованием, под целью понимается «конкретный желаемый результат, которого можно достичь к определенному моменту времени». Поэтому формулировки типа «подготовка выпускника к жизни», «создание условий для разностороннего развития личности учителя» на самом деле целями не являются, так как неизвестно, по каким параметрам можно установить, что цель достигнута. В этих формулировках отсутствуют сроки достижения цели, нет конкретных характеристик, показателей, по которым можно было бы судить, достигнута цель или нет. Кроме этого, руководители (председатели) не должны забывать, что учителя структурного подразделения (методического объединения) готовят выпускников к взрослой жизни, поэтому и цель должна ставиться с прогнозом на будущее, т.к. достигнута она будут не немедленно, а спустя какое-то время (к концу года, ступени обучения и т.п.). Цель должна начинаться с существительного «повышение...», «достижение...» и т.п.
Исходя из выше изложенного, цель деятельности структурного подразделения (методического объединения) может быть сформулирована следующим образом:
ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СП (МО):
«Повышение качества обучения для достижения учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу».
Цели можно разделить по уровням иерархии (цель ОУ, цель СП, цель учителя, цель ученика) или по времени (цель этапа обучения). При этом для каждого уровня или этапа определяются промежуточные цели, которые дают более конкретное и детальное представление о предполагаемом развитии организации в той или иной сфере ее деятельности. Для достижения промежуточной цели проводятся отдельные работы,
которые объединяются по направлениям деятельности.
Направление - устремление к какой-либо цели, путь развития какого- либо действия, сосредоточение на чем-либо (Словарь современного русского языка).
Структурное подразделение учителей-предметников работает по следующим основным направлениям деятельности:
1. Учебно-воспитательная деятельность.
2. Учебно-методическая
3. Организационно-методическая деятельность.
4. Информационно-аналитическая деятельность.
5. Консультационная деятельность.
6. Экспертно-диагностическая деятельность.
7. Редакционно-издательская деятельность.
Если структурное подразделение в полном составе принимает участие в проводимых в образовательном учреждении экспериментах, осуществляет научную и инновационную деятельность, то целесообразно включить еще два направления:
8. Экспериментально-
9. Научно-методическая
Чаще всего в школе экспериментальной и научной работой занимаются отдельные учителя. В этом случае в образовательном учреждении создаются временные (творческие, проблемные, экспериментальные) группы или группы по интересам. Организация работы таких групп подробно описана в книге М.М. Поташника «Профессиональные объединения педагогов» (М.: изд-во «Педагогическое общество
России», 2002 г.).
Направления деятельности реализуются с помощью задач.
Задача - то, что необходимо сделать для достижения конкретной цели деятельности; следствие конкретизации функций и направлений деятельности, их содержание (Современный словарь по педагогике).
Задача - это желаемый результат управленческой деятельности, достижимый за заданный интервал времени и характеризующийся набором количественных показателей этого результата. Формулирование задачи должно начинаться с глагола неопределенной формы «создать...», «подготовить...», «достичь...».
Очень часто термины «цель» и «задача» воспринимаются как синонимы, но все-таки следует иметь в виду, что они не взаимозаменяемы: понятие «цель» шире. Вначале ставится цель, а затем для ее достижения решается ряд задач. Образно говоря, цель - это предназначение, а задача - веха на пути к намеченной цели. Выполнение же поставленных задач осуществляется с помощью мероприятий и работ. Для реализации разных задач могут выполняться одни и те же мероприятия.
Мероприятие - организованное действие, направленное на осуществление
определенной цели, решение конкретной задачи (Словарь современного русского языка).
Работа — та или иная деятельность по созданию чего-либо (Словарь современного русского языка).
Форма (от лат. forma - разновидность, очертание) вид, внешнее очертание (Словарь иностранных слов в русском языке).
Форма - способ существования и выражения процесса или явления и их различных модификаций (Философский словарь).
Форма может изменяться в зависимости от изменения содержания и конкретных условий существования.
Форма работы школьного структурного подразделения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителей, администрации, учащихся и родителей, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Формы работы школьного структурного подразделения (МО) могут классифицироваться по различным критериям:
По количеству участников - коллективные, групповые, индивидуальные;
По месту проведения - школьные (урочные, внеурочные, внеклассные) и внешкольные (самостоятельная работа, работа в других ОУ, вузах, НИИ и т.п.);
По продолжительности - классические урочные (45 мин.) и произвольной длительности;
По новизне - традиционные (заседания МО, открытые уроки, оперативные совещания и др.) и инновационные (панорама педагогических идей, педагогическая ярмарка, педагогический мониторинг, педагогический тренинг, месячник современного урока, мастер-класс и т.п.).
Для решения стоящих перед предметным структурным подразделением (МО) задач могут использоваться различные формы работы:
• заседания структурного подразделения по вопросам образовательной деятельности;
• оперативные совещания с учителями структурного подразделения (МО);
• совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими структурными подразделениями (МО) (вопросы преемственности, обмен опытом работы и т.п.);
• открытые уроки и открытые внеклассные мероприятия по предметам;
• наставничество;
• взаимные посещения уроков и внеклассных мероприятий по предмету (обмен опытом, совершенствование методики преподавания учебных предметов и т.д.);
• консультации ведущих учителей структурного подразделения (МО) по различным вопросам учебной, методической, инновационной, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности и т.п.;
• мероприятия в рамках методической недели;
• предметные недели;
• конференции, семинары, круглые столы, встречи и т.п.;
• педагогические и методические эксперименты по проблемам образовательной деятельности;
• лектории и педагогические чтения по изучению и реализации в учебно-воспитательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта и другие.
Рассмотрим эти формы работы более подробно:
1.3.1. Заседания структурного подразделения (методического объединения).
Заседание - собрание коллектива для обсуждения каких-либо вопросов, касающихся всех членов организации. (Словарь русского языка в четырех томах).
Одна из важнейших форм работы - заседания структурного подразделения, проводимые 5 раз в год (не реже одного раза в четверть + августовское установочное заседание) по плану в установленные для этого дни. Основная цель заседания структурного подразделения - обсудить коллективно вопросы организации и хода учебно- воспитательного процесса, работы учителей и учащихся по усвоению преподаваемых учебных предметов. О времени и месте проведения заседания руководитель структурного подразделения обязан поставить в известность заместителя директора школы по методической работе (по УВР, по ВД).
На установочных методических совещаниях, проводимых в начале каждого учебного года, рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• итоги деятельности структурного подразделения за прошедший год и задачи на новый учебный год;
• результаты итоговой аттестации учащихся;
• выбор программ и УМК по предметам;
• корректировка и утверждение плана работы структурного подразделения;
• знакомство с нормативно-правовыми документами на новый учебный год;
• проблемы и основные пути внедрения в образовательный процесс новых технологий и интенсивных форм и методов обучения;
• пути повышения мотивации к обучению учащихся и другие.
На заседаниях структурного подразделения (методического объединения), проводимых 1 раз в четверть, целесообразно уделить внимание вопросам:
• качественной реализации учебных планов и программ, разработке и совершенствованию их учебно-методического, дидактического и материально-технического обеспечения;
• распространения положительного опыта работы учителей- новаторов;
• методического обеспечения
учебных занятий и
• изучения и внедрения
в учебный процесс новых
• соблюдения единого орфографического режима при работе со школьной документацией;
• непрерывности и
• повышения квалификации учителями СП;
• работы с молодыми специалистами и вновь прибывшими
учителями;
• подготовки к конференциям, круглым столам, семинарам;
• организации внеклассной работы по предметам СП;
• опытно-экспериментальной работы по отработке новых программ,
учебных пособий и дидактических и методических материалов;
• научно-исследовательской работы и проектной деятельности (с учителями и учащимися);
• подготовки к юбилеям и другие.
На заседаниях структурного подразделения (методического объединения) рассматриваются календарно-тематическое планирование уроков, индивидуальных занятий, факультатива, элективных и спец курсов, предметных кружков, рукописи учебных пособий, мультимедийные продукты, электронные пособия, тесты, тексты и задания контрольных работ, экзаменационные билеты и практические задания к