Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:49, контрольная работа
Цель контрольной работы дать краткое описание системы работы структурных подразделений (методических объединений) в средней общеобразовательной школе; обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Показать роль методического объединения;
2. Рассмотреть цель и задачи методического объединения;
3. Рассмотреть формы проведения методических объединений;
4. Раскрыть особенности педагогических игр;
5. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
6. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.
Введение....................................................................................................................................3
Глава 1. Организация Методического Объединения в школе……………………………..5
1.1. Порядок создания Методического Объединения………………………………..5
1.2. Направления деятельности, цель и задачи Методического объединения……....7
1.3. Формы работы предметного Методического Объединения……………………..9
1.3.1. Заседания структурного подразделения (методического объединения)...10
1.3.2. Оперативные совещания с учителями СП (МО)..........................................13
1.3.3. Взаимодействия предметного Методического Объединения.....................14
1.3.4. Проведение открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий по
предметам........................................................................................................14
1.3.5. Взаимные посещения уроков и внеклассных мероприятий по предмету..15
1.4. Совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими СП (МО)....15
Глава 2. Игровые технологии обучения..................................................................................17
2.1. Урок с дидактической игрой........................................... ..........................................18
2.2. Урок – деловая игра....................................................................................................19
2.3. Урок – ролевая игра....................................................................................................20
2.4. Примеры игр................................................................................................................21
2.5. Использование игр на уроках русского языка..........................................................23
2.6 Использование игр на уроках литературы................................................................24
Заключение.................................................................................................................................26
Список использованной литературы.......................................................................................27
использованию невербальных средств общения: мимики, жестов, эмоциональных проявлений, повышает мотивацию учеников.
Игра - занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов; преднамеренный ряд действий, преследующих определенную цель. (Словарь русского языка в четырех томах).
Деловая игра - метод имитации управленческих и педагогических ситуаций в форме и посредством игры по заданным правилам. (Управление школой: Словарь-справочник).
Процесс принятия решения в ходе деловой игры максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и педагогов за счет использования в игре моделей реальных педагогических ситуаций.
Ролевая игра - метод активного обучения педагогов и руководителей школ, основанный на игровом моделировании различных управленческих и педагогических ситуаций и направленный на обучение человека или группы лиц навыкам принятия решений, делового общения, совместной деятельности и т.п.
Все участники игры выступают в тех или иных ролях и принимают решения, сообразуясь с интересами своей роли. Поскольку интересы носителей разных игровых ролей не совпадают, то игрокам часто приходится принимать решения в конфликтной ситуации.
«Отыгрывание» различных игровых ролей в ходе заседания способствует лучшему пониманию позиций, занимаемых представителями различных ролевых групп как внутри школы, так и во внешней среде.
Более подробно с технологией проведения совместных заседаний структурных подразделений (методических объединений) в игровых формах можно ознакомиться в книге Л.П. Ильенко «Новые модели методической службы в образовательных учреждениях» (М.: изд. АРКТИ, 2000).
Глава 2.
Игровые технологии обучения.
Что же такое «игровые педагогические технологии»? Это понятие включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не даёт возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
Технология опыта.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Игру как метод обучения,
передачи опыта старших
Понятие «игровые
педагогические технологии»
В отличие от игр вообще
педагогическая игра обладает
существенным признаком –
Игровая форма занятий
Реализация игровых приёмов
и ситуаций при урочной форме
занятий происходит по таким
основным направлениям: дидактическая
цель ставится перед учащимися
в форме игровой задачи; учебная
деятельность подчиняется
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4. коммуникативные,
диагностические,
2.1. Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра от игры
вообще отличается наличием
Основой дидактической игры
является инновационное
Характерной особенностью
1. Игра – форма деятельности
учащихся, в которой осознается
окружающий мир, открывается
2. Игра должна быть построена на интересе,
участники должны получать удовольствие
от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между
участниками игры.
Требования к подбору игр следующие.
1. Игры должны соответствовать
определенным учебно-
2. Игры должны соответствовать изучаемому
материалу и строиться с учетом подготовленности
учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном
дидактическом материале и методике его
применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют
познавательные способности
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют
осмыслению и закреплению учебного материала.
Активность учащихся в этих играх может
быть выражена в виде рассказов, дискуссий,
творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают
все виды дидактических игр. Учащиеся
соревнуются, разделившись на команды.
2.2. Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:
§ Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
§ Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
§ Наличие конфликтных ситуаций;
§ Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
§ Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
§ Контроль игрового времени;
§ Элементы состязательности;
§ Правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр.
Этапы:
Ø Обоснование требований к проведению игры;
Ø Составление плана её разработки;
Ø Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
Ø Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку
Ø Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
Ø Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.
Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:
Ø Знакомство с реальной ситуацией;
Ø Построение её имитационной модели;
Ø Постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;
Ø Создание игровой проблемной ситуации;
Ø Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
Ø Разрешение проблемы;
Ø Обсуждение и проверка полученных результатов;
Ø Коррекция;
Ø Реализация принятого решения;
Ø Анализ итогов работы;
Ø Оценка результатов работы.
Этап подготовки. Подготовка деловой
игры начинается с разработки сценария
– условного отображения
Этап проведения – процесс
игры. Здесь осуществляется
На заключительном этапе
вырабатываются решения по
Этап анализа, обобщения
и обсуждения результатов игры.
Выступление экспертов, обмен
мнениями, защита учащимися своих
решений и выводов. В
2.3. Урок – ролевая игра.
В отличие от деловой ролевая
игра характеризуется более