Игровые технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы дать краткое описание системы работы структурных подразделений (методических объединений) в средней общеобразовательной школе; обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Показать роль методического объединения;
2. Рассмотреть цель и задачи методического объединения;
3. Рассмотреть формы проведения методических объединений;
4. Раскрыть особенности педагогических игр;
5. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
6. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Содержание

Введение....................................................................................................................................3
Глава 1. Организация Методического Объединения в школе……………………………..5
1.1. Порядок создания Методического Объединения………………………………..5
1.2. Направления деятельности, цель и задачи Методического объединения……....7
1.3. Формы работы предметного Методического Объединения……………………..9
1.3.1. Заседания структурного подразделения (методического объединения)...10
1.3.2. Оперативные совещания с учителями СП (МО)..........................................13
1.3.3. Взаимодействия предметного Методического Объединения.....................14
1.3.4. Проведение открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий по
предметам........................................................................................................14
1.3.5. Взаимные посещения уроков и внеклассных мероприятий по предмету..15
1.4. Совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими СП (МО)....15
Глава 2. Игровые технологии обучения..................................................................................17
2.1. Урок с дидактической игрой........................................... ..........................................18
2.2. Урок – деловая игра....................................................................................................19
2.3. Урок – ролевая игра....................................................................................................20
2.4. Примеры игр................................................................................................................21
2.5. Использование игр на уроках русского языка..........................................................23
2.6 Использование игр на уроках литературы................................................................24
Заключение.................................................................................................................................26
Список использованной литературы.......................................................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 86.61 Кб (Скачать файл)

использованию невербальных средств общения: мимики, жестов, эмоциональных проявлений, повышает мотивацию учеников.

   Игра - занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов; преднамеренный ряд действий, преследующих определенную цель. (Словарь русского языка в четырех томах).

   Деловая игра - метод имитации управленческих и педагогических ситуаций в форме и посредством игры по заданным правилам. (Управление школой: Словарь-справочник).

   Процесс принятия решения в ходе деловой игры максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и педагогов за счет использования в игре моделей реальных педагогических ситуаций.

   Ролевая игра - метод активного обучения педагогов и руководителей школ, основанный на игровом моделировании различных управленческих и педагогических ситуаций и направленный на обучение человека или группы лиц навыкам принятия решений, делового общения, совместной деятельности и т.п.

   Все участники игры выступают в тех или иных ролях и принимают решения, сообразуясь с интересами своей роли. Поскольку интересы носителей разных игровых ролей не совпадают, то игрокам часто приходится принимать решения в конфликтной ситуации.

   «Отыгрывание» различных игровых ролей в ходе заседания способствует лучшему пониманию позиций, занимаемых представителями различных ролевых групп как внутри школы, так и во внешней среде.

   Более подробно с технологией проведения совместных заседаний структурных подразделений (методических объединений) в игровых формах можно ознакомиться в книге Л.П. Ильенко «Новые модели методической службы в образовательных учреждениях» (М.: изд. АРКТИ, 2000).

 

Глава 2.

 Игровые технологии  обучения.

    Что же такое «игровые педагогические технологии»? Это понятие включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не даёт возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
  2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
  3. Учебный материал используется в качестве её средства.
  4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
  5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Технология опыта.    

 Игра наряду с трудом и  ученьем – один из основных  видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна  перерасти в обучение, в творчество.     

 Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений  младшим люди использовали с  древности. В современной школе,  делающей ставку на активизацию  и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется  в следующих случаях:

  • В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • Как технологии внеклассной работы.

 

     Понятие «игровые  педагогические технологии» включает  достаточно обширную группу методов  и приёмов организации педагогического  процесса в форме различных  педагогических игр.    

 В отличие от игр вообще  педагогическая игра обладает  существенным признаком – чётко  поставленной целью обучения  и соответствующим ей педагогическим  результатом, которые могут быть  обоснованы, выделены в явном  виде и характеризуются учебно  – познавательной направленностью.     

 Игровая форма занятий создаётся  на уроках при помощи игровых  приёмов и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования  учащихся к учебной деятельности.     

 Реализация игровых приёмов  и ситуаций при урочной форме  занятий происходит по таким  основным направлениям: дидактическая  цель ставится перед учащимися  в форме игровой задачи; учебная  деятельность подчиняется правилам  игры; учебный материал используется  в качестве её средства, в учебную  деятельность вводится элемент  соревнования, который переводит  дидактическую задачу в игровую;  успешное выполнение дидактического  задания связывается с игровым  результатом.     

 Педагогические игры имеют  следующую классификацию:

  • По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные        и   психологические;
  • По характеру педагогического процесса:

1.      обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2.       познавательные, воспитательные, развивающие;

3.      репродуктивные, продуктивные, творческие;

4.      коммуникативные,  диагностические, профориентационные  и др.;

  • По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
  • По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

2.1. Урок с дидактической игрой.      

 Дидактическая игра от игры  вообще отличается наличием чётко  поставленной цели обучения и  соответствующими ей педагогическими  результатами. Дидактическая игра  состоит из следующих основных  компонентов: игровой замысел,  игровые действия, познавательное  содержание или дидактические  задачи, оборудование, результаты игры. Игровой замысел заключается  в названии игры. Он заложен  в той дидактической задаче, которую  надо решить на уроке, и придаёт  игре познавательный характер, предъявляет  к её участникам определённые  требования в отношении знаний. Правилами определяется порядок  действий и поведение учащихся  в процессе игр. Они разрабатываются  с учётом цели урока и возможностей  учащихся. Правилами создаются условия  для формирования умений учащихся  управлять своим поведением. Регламентированные  правилами игры действия способствуют  познавательной активности учащихся.    

 Основой дидактической игры  является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др. Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.    

 Характерной особенностью урока  с дидактической игрой является  включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности  учащихся, в которой осознается  окружающий мир, открывается простор  для личной активности и творчества. 
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры. 
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.  

 Требования к подбору игр  следующие.

1. Игры должны соответствовать  определенным учебно-воспитательным  задачам, программным требованиям  к знаниям, умениям, навыкам,  требованиям стандарта. 
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.   

 Выделяют следующие виды  дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют  познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного  материала, развивают умение применять  его в новых условиях. Примеры  игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.  

2.2. Урок – деловая игра.

 Деловые игры делятся на  производственные, организационно  – деятельностные, проблемные, учебные  и комплексные.   

 Отличие учебных деловых  игр заключается в следующем:

§  Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

§  Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

§  Наличие конфликтных ситуаций;

§  Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

§  Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

§  Контроль игрового времени;

§  Элементы состязательности;

§  Правила, системы оценок хода и результатов игры.  

 Методика разработки деловых  игр.  

 Этапы:

Ø  Обоснование требований  к проведению игры;

Ø  Составление плана её разработки;

Ø  Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

Ø  Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку

Ø  Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

Ø  Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.   

 Возможные варианты структуры  деловой игры на уроке:

Ø  Знакомство с реальной ситуацией;

Ø  Построение её имитационной модели;

Ø  Постановка главных задач группам, уточнение их  роли в игре;

Ø  Создание игровой проблемной ситуации;

Ø  Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

Ø  Разрешение проблемы;

Ø  Обсуждение и проверка полученных результатов;

Ø  Коррекция;

Ø  Реализация принятого решения;

Ø  Анализ итогов работы;

Ø  Оценка результатов работы.

Этап подготовки. Подготовка деловой  игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

   Этап проведения – процесс  игры. Здесь осуществляется групповая  работа над заданием, межгрупповая  дискуссия (выступления групп,  защита результатов). С началом  игры никто не имеет права  вмешиваться и изменять её  ход. Только ведущий может корректировать  действия участников, если они  уходят от главной цели игры.

   На заключительном этапе  вырабатываются решения по проблемам,  заслушиваются сообщения экспертной  группы, выбираются наиболее удачные  решения. 

   Этап анализа, обобщения  и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен  мнениями, защита учащимися своих  решений и выводов. В заключение  учитель констатирует достигнутые  результаты, отмечает ошибки, формулирует  окончательный итог занятия. Обращает  внимание на установление связи  игры с содержанием учебного  предмета.

2.3. Урок – ролевая игра.  

 В отличие от деловой ролевая  игра характеризуется более ограниченным  набором структурных компонентов.   

Информация о работе Игровые технологии обучения