Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:49, контрольная работа
Цель контрольной работы дать краткое описание системы работы структурных подразделений (методических объединений) в средней общеобразовательной школе; обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Показать роль методического объединения;
2. Рассмотреть цель и задачи методического объединения;
3. Рассмотреть формы проведения методических объединений;
4. Раскрыть особенности педагогических игр;
5. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
6. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.
Введение....................................................................................................................................3
Глава 1. Организация Методического Объединения в школе……………………………..5
1.1. Порядок создания Методического Объединения………………………………..5
1.2. Направления деятельности, цель и задачи Методического объединения……....7
1.3. Формы работы предметного Методического Объединения……………………..9
1.3.1. Заседания структурного подразделения (методического объединения)...10
1.3.2. Оперативные совещания с учителями СП (МО)..........................................13
1.3.3. Взаимодействия предметного Методического Объединения.....................14
1.3.4. Проведение открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий по
предметам........................................................................................................14
1.3.5. Взаимные посещения уроков и внеклассных мероприятий по предмету..15
1.4. Совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими СП (МО)....15
Глава 2. Игровые технологии обучения..................................................................................17
2.1. Урок с дидактической игрой........................................... ..........................................18
2.2. Урок – деловая игра....................................................................................................19
2.3. Урок – ролевая игра....................................................................................................20
2.4. Примеры игр................................................................................................................21
2.5. Использование игр на уроках русского языка..........................................................23
2.6 Использование игр на уроках литературы................................................................24
Заключение.................................................................................................................................26
Список использованной литературы.......................................................................................27
ним для проведения промежуточной аттестации, другие учебно- методические материалы, различного рода доклады, сообщения, выносимые на публичные выступления и др.
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других структурных подразделений (методических объединений), на заседания приглашаются их руководители (учителя, воспитатели, классные руководители, специалисты).
Заседания могут проходить с элементами беседы, диспута, полемики, дискуссии и т.п.
Беседа - сообщение на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями, деловой разговор. (Словарь современного русского языка).
Диспут (от латинского «disputare» - рассуждать, спорить, разбирать) - устный спор, прения после публичных вступлений, докладов, лекций. (Словарь иностранных слов в русском языке).
Дебаты (от французского «debats» - спор, прения) – обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании; обсуждение какого либо вопроса. (Словарь иностранных слов в русском языке).
Полемика (от греческого «polemikos» - воинственный, враждебный) - открытый спор при обсуждении научных, литературных идр. вопросов с отстаиванием уже сформированных взглядов, позиций (Словарь иностранных слов в русском языке).
Дискуссия (от латинского «discussio» - исследование, разбор) - свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса. (Словарь иностранных слов в русском языке). Дискуссии проводятся при обсуждении материала, который понимается
или принимается с трудом (неприятие новой идеи, неправильное понимание каких-либо понятий, разногласия в методике преподавания наиболее сложных тем учебного материала и т.п.).
Дискуссия позволяет выявить возникшие разногласия и способствует выработке правильного понимания вопроса. При проведении дискуссии необходимо соблюдать следующие правила:
• спорить по существу, а не из-за пустяка;
• уважать точку зрения оппонента, стремиться понять ее, прежде чем отвергнуть;
• воздействовать на аргумент, а не на довод;
• проявлять при обсуждении выдержку и самоконтроль;
• уметь с достоинством признать свою неправоту;
• уметь своевременно прекратить дискуссию, пока не продуманы более убедительные аргументы.
Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех участников. Поскольку группа участников подобного диалога небольшая (5-7 человек), каждый сумеет высказать свою точку зрения и доказательно ее отстоять.
При обсуждении вопросов, выносимых на заседания структурного подразделения, могут применяться такие формы выступлений, как доклады, отчеты, сообщения и др.
Доклад - публичное сообщение на определенную тему. (Словарь современного русского языка).
В докладе должна быть логически стройно изложена суть вопроса:
1. проведен анализ проблематики по данной теме;
2. приведены примеры из практики работы;
3. сделаны обобщения;
4. выдвинуты предложения по решению поднятой проблемы.
При подготовке доклада необходимо использовать нормативно- правовые и локальные руководящие документы по данной теме.
Отчет - официальное письменное или устное сообщение должностному лицу, организации о своей работе, о выполнении какого- либо задания; подробное сообщение о положении дел, состоянии чего-либо.
Отчеты по темам самообразования, доклады, сообщения и другие материалы после их За 2-3 дня до проведения заседания структурного подразделения
(методического объединения)
всем участникам раздается
дня.
Сообщение - доведение определенной информации до чьего-либо сведения.
Процессы применения управленческих решении структурного подразделения (МО) и сами решения документируются с помощью протоколов.
Протокол - (от греч. Protokollon - первый лист) - документ, составленный по определенной форме и содержащий запись выступлений участников собрания, совещания, заседания и принятые ими решения (Словарь иностранных слов).
Словарь современного русского языка трактует протокол как «документ с записью всего происходящего на заседании, собрании». С точки зрения полноты отражения хода заседания различаются на полные и краткие протоколы.
Полный протокол содержит запись всех выступлений на заседании, краткий - только фамилии выступивших и тему выступления.
1.3.2. Оперативные совещания с учителями СП (МО).
Совещание - заседание с целью совместного обсуждения чего- либо. (Словарь современного русского языка).
Оперативка - краткое (10-15 минут) оперативное совещание по вопросам текущих дел, работы. (Словарь современного русского языка).
Оперативные совещания проводятся руководителем структурного подразделения (председателем методического объединения) с учителями 1 раз в неделю на большой перемене между уроками или после уроков.
На оперативные совещания выносятся следующие вопросы:
• информация с административных, районных (окружных), городских совещаний;
• результаты внутришкольного контроля, районного (окружного), городского мониторинга;
• результаты школьных, районных (окружных), городских конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок и т.п.;
• результаты аттестации учителей структурного подразделения;
• доведение графиков проведения административных контрольных работ, открытых уроков и мероприятий, смотра кабинетов и т.п.;
• доведение планов проведения различных общешкольных мероприятий (методической недели, дня открытых дверей, праздников, юбилеев, встреч и т.п.)
• другие текущие вопросы.
Любое оперативное совещание требует его подготовки. Для того, чтобы рассмотреть все запланированные вопросы и сделать это в отведенное время, необходимо продумать повестку оперативного совещания.
Повестка дня - это схематический набросок совещания. Она должна быть заранее продумана и иметь точно установленный временной регламент.
1.3.3. Взаимодействие предметного структурного подразделения.
Предметные структурные подразделения (методические объединения) занимают важное место в управляющей системе школы.
Учителям СП в ходе профессиональной деятельности приходится выполнять задачи, связанные с учебной, методической, опытно- экспериментальной, внеклассной работой и инновационной деятельностью по одному или нескольким родственным учебным предметам. Поэтому СП, работающие в режиме развития, а не функционирования,
взаимодействуют с другими структурными подразделениями школы по всем вышеназванным направлениям. Вследствие этого СП могут активно участвовать в управлении развитием образовательного учреждения. Но они не просто взаимодействуют с системой внутришкольного управления - они сами значительная
часть этой системы.
Между предметными структурными подразделениями и другими школьными структурами могут возникать различные связи: закономерные и случайные, стабильные и меняющиеся, структурные и функциональные, прямые и опосредованные, постоянные и временные, внутренние и внешние и т.д.
Ввиду большого количества связей затруднено показать полную схему взаимодействия предметного структурного подразделения с другими структурными подразделениями школы.
1.3.4. Проведение открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий по предметам.
Открытые уроки и открытые внеклассные мероприятия по предмету играют важную роль в системе изучения и распространения опыта работы учителей структурного подразделения (МО). Они позволяют ознакомиться с методами успешного разрешения учителем какой-либо одной, наиболее важной темы, какого-либо одного из вопросов
обучения и воспитания (например, преодоление неуспешности обучения, правила поведения учащихся и т.п.) или в целом с системой и стилем работы учителя, владеющего педагогическим мастерством, взаимосвязь и взаимодействие различных факторов, которыми обусловливается высокое качество результатов его работы.
Выбор тематики открытых уроков может также определяться и специальной задачей - помочь учителям структурного подразделения (МО) поднять на более высокий уровень тот раздел работы, устранить те или иные серьезные недостатки (в развитии устной и письменной речи, навыков счета и т.п.) или ознакомить их с новыми методами
проведения урока, с современными педагогическими, информационными
технологиями и другими вопросами.
Открытые уроки и мероприятия по предметам проводятся как учителями с большим педагогическим опытом, так и молодыми специалистами для демонстрации методов учебной и воспитательной работы.
В течение учебного года работа планируется таким образом, что преподаватели дают не менее 1 открытого урока и 1 открытого мероприятия по предмету.
Мероприятия по предмету относятся к формам внеурочной работы с учащимися. Это всевозможные литературные гостиные, КВНы, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», диспуты и т.п. Вся работа с учащимися ведется здесь на добровольных началах, состав учащихся по возрасту не однороден. Проведение внеурочных занятий со школьниками требует от учителя большой эрудиции
и творческого подхода.
Открытые уроки и открытые мероприятия по предмету проводятся по заранее разработанному графику, согласованному с заместителем директора по направлениям деятельности (УВР, MP, ВД и др.) и утверждаемому директором школы.
1.3.5. Взаимные посещения уроков и внеклассных мероприятий по предмету.
Взаимопосещение уроков является одной из форм саморазвития учителя, результатом его собственного стремления к повышению квалификации. Члены структурного подразделения (МО) изучают и обобщают передовой педагогический опыт учителей и представляют его на рассмотрение СП (МО). Отзывы о посещенных уроках с акцентом на использование эффективных форм и новых технологий сдаются председателю
СП (МО).
Посещение уроков позволяет выявить профессиональную компетентность учителя и его коммуникативные качества. Для определения адресов педагогического опыта, получения более разнообразной и достоверной информации используются различные формы посещения уроков.
Выборочное посещение уроков руководителем структурного подразделения (МО) осуществляется в соответствии с планом личной работы. Такая проверка дает возможность установить, как готовится к урокам учитель, оценить деятельность учителя в обычной обстановке.
Тематическое посещение уроков дает возможность всесторонне изучить систему работы учителя, т.к. посещается цикл уроков по одной теме или подтеме (3-5 уроков). Такое посещение позволяет определить сильные и слабые стороны преподавателя, дать ему квалифицированный совет по совершенствованию педагогического мастерства.
Тематическое посещение уроков обычно используется с целью изучения передового опыта работы, при знакомстве с новым учителем, а также когда выборочное посещение не позволяет точно установить подлинные причины отдельных неудач.
Параллельное посещение уроков проводится у двух и более учителей, работающих в параллельных классах по одной и той же теме. Путем сравнения удается раскрыть существенные особенности педагогического мастерства учителя, эффективность тех или иных методов обучения. Такое посещение позволяет сделать конкретные выводы о том, почему ученики у одного учителя прилежно занимаются, а у другого нет, как поддерживается дисциплина, как выполняются единые требования к учащимся. На такое посещение уроков обычно приглашаются учителя параллельных классов.
Если возникают какие-либо сомнения или необходимо более тщательно изучить работу учителя, то используется целевое посещение уроков. В этом случае руководитель структурного подразделения (МО) обращается за помощью к администрации с просьбой совместного посещения уроков данного учителя.
Использование предлагаемых форм посещения уроков позволит руководителю структурного подразделения ознакомиться с системой работы учителей, изучить соответствие применяемых ими методических приемов возрастным и психологическим особенностям школьников, оценить объем получаемой учащимися информации в течение урока, стили и сравнительную методику работы различных преподавателей,
глубину и полноту проводимого ими самоанализа урока, изучить отдельные проблемы учебно-воспитательного процесса, выявить профессиональные потребности учителя и адреса передового опыта. Результаты взаимопосещения уроков заносятся в специальный
журнал.
1.4. Совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими СП (МО).
Совместные заседания, как правило, проводятся по проблемным вопросам обучения, воспитания и развития учащихся, касающихся не только данного структурного подразделения (преемственность в обучении, предпрофильное и профильное обучение, интегрированные курсы, подготовка к итоговой аттестации выпускников и т.п.).
На таких заседаниях присутствуют все члены привлекаемых структурных подразделений (методических объединений). По результатам заседания вырабатываются рекомендации.
Рекомендации принимаются простым большинством голосов. На основании рекомендаций, выработанных на совместном заседании, каждое структурное
подразделение (методическое объединение) принимает решение, которое заносится в протокол. При необходимости (в зависимости от важности и глобальности рассматриваемого вопроса) рекомендации представляются для принятия решения и утверждения на заседании методического, административного или педагогического советов школы. Протоколы оформляются каждым структурным подразделением
(методическим объединением) с указанием присутствующих и приглашенных.
Совместные заседания могут проводиться по классической схеме или в виде круглого стола, ролевой или деловой игры и в других формах.
«Круглый стол» - вид дискуссии, форма публичного обсуждения каких-либо вопросов, в которой участники имеют равные права. (Управление школой: Словарь-справочник).
В ходе круглого стола все участники высказываются по обсуждаемой проблеме в определенном порядке, отстаивая свои позиции и предлагая подходы к решению данной проблемы.
Принцип «круглого стола», т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, приводит к возрастанию их активности, увеличению количества высказываний, к более принципиальному характеру дискуссии. Такое размещение способствует созданию менее формальной обстановки, личностному включению каждого в общение,