Игровые технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы дать краткое описание системы работы структурных подразделений (методических объединений) в средней общеобразовательной школе; обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Показать роль методического объединения;
2. Рассмотреть цель и задачи методического объединения;
3. Рассмотреть формы проведения методических объединений;
4. Раскрыть особенности педагогических игр;
5. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
6. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Содержание

Введение....................................................................................................................................3
Глава 1. Организация Методического Объединения в школе……………………………..5
1.1. Порядок создания Методического Объединения………………………………..5
1.2. Направления деятельности, цель и задачи Методического объединения……....7
1.3. Формы работы предметного Методического Объединения……………………..9
1.3.1. Заседания структурного подразделения (методического объединения)...10
1.3.2. Оперативные совещания с учителями СП (МО)..........................................13
1.3.3. Взаимодействия предметного Методического Объединения.....................14
1.3.4. Проведение открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий по
предметам........................................................................................................14
1.3.5. Взаимные посещения уроков и внеклассных мероприятий по предмету..15
1.4. Совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими СП (МО)....15
Глава 2. Игровые технологии обучения..................................................................................17
2.1. Урок с дидактической игрой........................................... ..........................................18
2.2. Урок – деловая игра....................................................................................................19
2.3. Урок – ролевая игра....................................................................................................20
2.4. Примеры игр................................................................................................................21
2.5. Использование игр на уроках русского языка..........................................................23
2.6 Использование игр на уроках литературы................................................................24
Заключение.................................................................................................................................26
Список использованной литературы.......................................................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 86.61 Кб (Скачать файл)

 Уроки - ролевые игры можно  разделить по мере возрастания  их сложности на 3 группы:

  • Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
  • Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
  • Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

 

   Формы проведения  ролевой игры: воображение путешествия;  дискуссии на основе распределения  ролей, пресс- конференции, уроки  – суды и т.д.  

 Этапы разработки и проведения  ролевых игр:

  • Подготовительный;
  • Игровой;
  • Заключительный;
  • Анализ результатов.

    В ролевой игре должны  иметь место условность, серьёзность  и элементы импровизации, в противном  случае она превратится в скучную  инсценировку.    

Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять  с целью преодоления познавательного  эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые  из игр, наиболее подходящих для групповой  работы учащихся.

2.4. Примеры игр. 
        1." Разброс мнений". 
       " Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.  
    Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.  
    Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.  
     2.  "Вытащи вопрос". 
      Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала. 
    Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?  
    Существует  игра, в которой можно придумать интересные вопросы по своему предмету. Записать эти вопросы на корточках, сложить их и перемешаеть. Потом по - очереди вытаскивать вопрос и постараться ответить на него. После ответа высказать свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".  
    После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:  
    -какие вопросы ученикам понравились,  
    -какой ответ показался более удачным,  
    -какие вопросы были трудными,  
    -доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.  
    Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.  
      3. "Правила игры". 
     Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе.  
    Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: "Предположим, в школе ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают вас обоих".  
    После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ:

·         какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?

·         какое правило, предложенное другой парой, понравилось?

·         с каким из школьных правил ученики поспорили бы?

·         кого бы ученики хотели видеть лидером класса?

·         извиняются ли ученики, когда они нарушают правила?

·         каковы наиболее важные правила класса?

·         с какого класса, по  мнению учеников, они могли бы участвовать в обсуждении правил    школьной жизни поддерживать их соблюдение?     

Работа по составлению правил может  проходить только в малой группе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы и встретиться с  каждой из них.  
    4."Незавершенность". 
     Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения. 
    Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих  условий:  
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 
2) доступность для учащихся данного возраста; 
3) умеренность в использовании игр на уроках. 
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 
1) ролевые игры на уроке;  
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

         Игровые  технологии занимают важное место  в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют  воспитанию познавательных интересов  и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других  функций:

1)правильно организованная с  учётом специфики материала игра  тренирует память, помогает учащимся  выработать речевые умения и  навыки; 
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; 
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

2.5. Использование игр  на уроках русского языка.

Игра наряду с трудом и учением  один из основных видов деятельности человека. Большинству игр присущи  четыре главные черты: 
1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса, а не от результата (процедурное удовольствие); 
2) творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества); 
3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (чувственная природа игры, эмоциональное напряжение); 
4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. 
В структуру игры как деятельности входит: 
1) целеполагание; 
2) планирование; 
3) реализация цели; 
4) анализ результатов. 
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации. 
Игровые формы на уроках русского языка 
1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм. 
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. 
Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говори по-русски правильно».

  1. Лексико-фразеологические игры.
  2. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
  3. Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий. 
    Задания этого типа предполагают формирование исследовательских умений: работы с научно-популярной литературой и справочниками; умения анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст сообщения, реферата, доклада. Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой серьезное лингвистической содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки обучающихся.

Классификация дидактических  игр.

  1. Фонетические игры.
  2. Лексико-фразеологические игры.
  3. Игры по морфемике и словообразованию.

При использовании игровых  технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:  
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 
2) доступность для учащихся данного возраста; 
3) умеренность в использовании игр на уроках.

Используя игровые технологии на уроках русского языка, активность учеников повышается, появляется интерес  к русскому языку, желание узнать новое, победить. И как следствие  этой работы - успехи в конкурсах  и олимпиадах. Применять игровые  технологии можно в любых  классах  и на любой ступени обучения. Конечно  же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя  больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит не только азарт  детей, но и результаты выпускных  экзаменов.

2.6. Использование  игр на уроках литературы.

   Игру можно проводить как на уроке русского языка, так и литературы.

   Одна из серьёзных  проблем сегодняшней школы –  резкое падение интереса учащихся  к чтению. Следствие этого –  снижение грамотности, косноязычие,  неумение правильно выражать  свои мысли. Ученики, загруженные уже с пятого класса, лишь частично воспринимают предлагаемую им информацию, чтение подменяют телевизором и компьютером, который необходим чаще всего для того, чтобы поиграть. Эта проблема не может не волновать учителя, и он стремится всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к урокам литературе. Как же добиться того чтобы предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать . Чем? Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить.

   Игра - особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции. Она дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, развивает способность делать выводы. И самое главное, в ней “доминируют эмоции”, что делает процесс участия в игре удовольствием для учащихся, а это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, создаёт на уроке творческую доброжелательную обстановку, способствует увлечённости при изучении предмета.

   В методической литературе можно найти описание различных конкурсов, так как они помогают развивать речь учащихся, их творческие способности.

   Использование игровых технологий на уроках литературы как в средних, так и в старших классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературы интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный. А так же не забывать о том, что есть несколько советов по использованию игры на уроке, и это прежде всего

- соответствие игры учебно-воспитательным  целям урока,

- доступность игры для учащихся  данного возраста,

- умеренность в использовании  игр на уроках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Решив задачи контрольной  работы, достигнута цель.

  Методическое обеспечение процесса обучения в настоящее время выдвигается на первый план как составная часть учебного процесса, один из основных видов деятельности администрации и учителей школы. Именно школьное структурное подразделение (методическое объединение) и его руководитель несут основную ответственность за качество обучения и подготовки выпускников к деятельности в

условиях рыночной экономики.

    Принято считать, что методические объединения должны работать только с учителями, сводя свою деятельность к повышению профессионального мастерства педагогов.   

   Однако требования модернизации образования ведут к пересмотру направлений деятельности МО. Сегодня возникает потребность создания в школах на базе методических объединений, выполняющих общественные функции, штатных

структурных подразделений (СП) со своим руководителем, который должен участвовать во внутришкольном управлении, оказывая активную помощь администрации школы.

   Вводя должность руководителя структурного подразделения, директор школы получает грамотного специалиста, который может оказывать реальное воздействие на качество образования в целом. Поэтому в дальнейшем методическое объединение мы будем рассматривать как самостоятельное структурное подразделение школы, а его председателя - как штатного руководителя по своей должности.

 

 Использование игровой деятельности на уроках русского языка и литературы, позволило:

  1. ученикам по-новому взглянуть на традиционные задания для этих уроков,
  2. благодаря живым мыслям и чувствам учеников создавать устные и письменные высказывания,
  3. создать благоприятные условия для детского творчества,
  4. обеспечить личную заинтересованность каждого участника в игровой и учебной деятельности,
  5. развивать коммуникативные умения ребят при работе в группах,
  6. повысить познавательный интерес на уроках русского языка и литературы.

Информация о работе Игровые технологии обучения