Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:59, реферат

Краткое описание

Проблема познания дошкольниками воспитателя и отношения к нему
Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему.
Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований.
А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю:
приязненное и неприязненное;
доверчивое и недоверчивое;
заинтересованное и равнодушное;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.70 Кб (Скачать файл)

Важно помнить, что эмоциональная жизнь ребенка протекает на фоне эмоциональной жизни коллектива (класса, группы детсада и т.д.), которая оказывает большое влияние на индивидуальные проявления эмоций. Для выявления динамики эмоциональных состоянии у детей в группе в течение недели можно использовать методику цветописи А.Н. Лутошкина.

Для развития эмоциональной сферы у детей младшего возраста успешно применяется метод идентификации с куклой (или любимой зверушкой). Эти игрушки могут стать для ребенка объектом эмоционального общения, выступить в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Для этого каждый ребенок уже в раннем возрасте должен иметь свою игрушку. Задача взрослых - научить ребенка индивидуально проявлять заботу о своей игрушке, покровительствовать ей, сопереживать во всех ее игрушечно - кукольных перипетиях, которые специально изобретаются именно для этого ребенка соответственно особенностям его опыта. Надо научить ребенка эмоциональному отождествлению с тем духовным началом, которое  вкладывается  в  эту  игрушку  и  которое индивидуализирует ее (нежность, незащищенность и т.д.). Ребенка 4 – 5 лет учат наполнять душевный мир игрушки по своему усмотрению. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет себя» исключительно таким образом, как это нужно в данный момент самому ребенку. Она умна и послушна, она ласкова и весела, она лгунья и неряха, она строптива и упряма. Нужно научить ребенка переживать вместе с куклой события своей и чужой жизни но всех эмоциональных и нравственных, доступных его пониманию.

В ходе специальных исследований было показано, что фактура и пропорции частей тела игрушки оказывают эмоциональное воздействие на ребенка. Чтобы малыш полюбил свою игрушку, она должна быть мягкой (зверушка - пушистой), кроме того, на ребенка производит впечатление пропорции тела, соответствующие детенышам животных; большая относительно туловища голова, большие глаза, маленький рот и нос и т.д. Эти соотношения пропорций вызывают  у ребенка покровительственное отношение. Эмоциональная идентификация ребенка с куклой, обезьянкой, мишкой и другими игрушками такого рода позволяет ему самому организовать комплексы эмоциональных потребностей. Здесь игрушка служит средством снятия многих форм напряжения. Метод идентификации с игрушкой дает возможность диагностировать особенности личностного развития ребенка и корректировать трудности, присущие этому процессу.

Большие возможности воздействия на эмоциональное развитие «проблемных» детей предоставляет рисование. В структуру детского рисования входят познавательно-когнитивный, эмоциональный и операционально-технический компоненты.

Эмоциональность выражается в возникновении у ребенка стремления рисовать, своеобразном погружении в процесс изображения, действенно-игровом отношении к тому, что отражено. Именно эмоциональная сторона деятельности обеспечивает любовь к рисованию всех детей в дошкольном возрасте.

Наблюдения показывают, что операционально-техническая сторона рисования детей оказывается наиболее сформированной благодаря особому вниманию педагогов. Дети овладевают достаточными навыками для построения изображений. Бедность, примитивность созданных этими детьми изображений более всего касается содержания.

Развитие детского рисования по пути накопления графических образов, перенесение акцентов с содержания на технические достоинства рисунков приводит к резкому ограничению тематики изображений, формированию предпочтения к воспроизведению только знакомых по обучению изображений.

В рисунках «проблемных» детей почти нет изображений человека, его занятий и отношений, отсутствуют автопортреты, фактически не отражается бытовой, игровой и эмоциональный опыт. Социальное содержание выражено лишь в единичных случаях.

В тех случаях, когда рисование применяется в коррекционном процессе, можно рекомендовать специальный подход к обучению рисованию. Основное внимание в рамках данного подхода уделяется пробуждению у ребенка стремления рисовать себя, себя среди близких взрослых, членов семьи, в природе: на первый план выдвигается развитие социального содержания деятельности. Дети должны наблюдать рисование взрослого, отражающего игры, занятия, бытовой труд детей и т.д., являющего примеры реального, эмоционального и речевого поведения.

В результате резкого повышения заинтересованности в рисовании, активности в выборе тематики, вызывающей эмоциональный отклик, существенно повышается качество изображений. Дети оказываются способны выражать эмоциональное отношение к содержанию изобразительными средствами.

Большую роль в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста играют специально подобранные психологические игры, в частности сюжетно-ролевые, театрализованные, творческие игры.

Перед  педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым  играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы. 

            Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.  

      К творческим играм относятся игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Переживания в игре влияют на развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста. 

           В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменеия в ее психике.

Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь очень подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности.

Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.

Оказывая детям помощь в организации игры нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.

Игра – прекрасное средство воспитания всех сторон личности дошкольника, в том числе и его эмоциональной сферы.

Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, воспитатель в игре развивает эмоции детей. Одним из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он -  засушенный цветок".

Анализ проблемы речевой компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Лихачёва  Валентина Борисовна, учитель-логопед

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии

 

Воспитатель – главное  действующее лицо педагогического  процесса в дошкольном образовательном  учреждении (ДОУ). Профессиональные и  личностные требования к нему в современных  условиях очень высоки. Воспитатель  детского сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию подрастающего поколения. Педагог  ДОУ готовит детей к школе, обучает навыкам устного счёта, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, конструирования; развивает  у детей речь, мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими нормами и правилами, прививает им навыки общения, развивает  социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость  и др.). Также в обязанности  воспитателя входит укрепление здоровья детей и приобщение их к труду; консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития способностей детей. Всё обозначенное выше говорит  о том, что основным рабочим инструментом воспитателя является голос, ведь именно с помощью голоса происходит коммуникативное  взаимодействие между воспитателем и детьми, воспитателем и родителями, воспитателем и коллегами.

Ребёнок дошкольного возраста требует особых индивидуализированных  способов воздействия и форм общения. В работе с детьми раннего и  дошкольного возраста любовь, чуткость, особенно необходимы, поскольку воспитатели  компенсируют детям отсутствие матери на период пребывания в ДОУ. Организация  всех видов детской деятельности, руководство ими, создание и совершенствование  детского коллектива и развитие индивидуального  детского творчества постоянно находятся  в центре внимания педагога-воспитателя. Воспитатель должен заботиться о  том, чтобы жизнь детей в детском  саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов  детей. Для развития детских интересов  воспитатель использует игры, занятия, режимные моменты жизни в ДОУ, руководит деятельностью детей.

Успех воспитательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали  расположение к нему, уверенность  в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и  будут поняты. Хороший воспитатель  заботится не только об условиях пребывания ребёнка в ДОУ, но и о душевном комфорте его родителей. Таким образом, воспитателю необходимо находить эмоциональный  контакт не только с детьми, но и  с их родителями и голос, его суггестивность, богатство интонаций играют в  нахождении психологического контакта с детьми и взрослыми ведущую  роль.

Ознакомление с условиями  труда и спецификой работы воспитателя  ДОУ, наблюдения за тем, как воспитатель  использует свой голосовой аппарат, позволило нам выявить факторы, оказывающие влияние на голос  воспитателей и определить особенности  осуществления педагогами коммуникативной  функции речи.

Как показало изучение нормативной  документации, а также наблюдения, проведенные нами в ДОУ города Москвы, рабочий день воспитателя  начинается в 7 часов утра с приёма детей в группу. Педагог осуществляет одновременно сложные разноплановые  задачи: принимает детей, организует игры, встречается с родителями воспитанников. Вызвать у родителей расположение к детскому саду, создать положительный  эмоциональный фон общения, дать представление об эффективных методиках  развивающего обучения, научить родителей  результативно осуществлять воспитательно-образовательный  процесс дома, чтобы не нарушать режим ребёнка - эти задачи решает каждый воспитатель детского сада, отвечая на приветствие родителей, их вопросы, интересуясь состоянием ребёнка.

После приема детей в режиме дня значатся гимнастика, завтрак, занятия, прогулки и т. д. Каждый из этих элементов  важен для формирования у детей  культурно-гигиенических навыков, самостоятельности, организованности, культуры поведения  в коллективе сверстников, трудолюбия и многого другого. Педагог понимает, что, когда он проводит завтрак или  гимнастику, готовит детей ко сну  или помогает им одеваться, он не только выполняет требования режима (накормить  детей, уложить их вовремя спать, провести прогулку), но и осуществляет задачи всестороннего воспитания. В  этом проявляется комплексность  и непрерывность воспитательного  процесса. Практически в каждый момент своей деятельности (гимнастика, подвижные  игры, физминутки) воспитатель вынужден сочетать речь и движение, что усиливает  нагрузку на голос.

Во время завтрака воспитатель  чаще всего обращается к кому-либо из детей вполголоса, чтобы не отвлекать  всю группу. Он обращает внимание на тех, кто спешит или не хочет есть; успокаивает возбужденных. Здесь  воспитателю приходится постоянно  менять силу и интенсивность своего голоса: то шёпотом обращаясь к  кому-либо из детей, то громко напоминая  правила поведения за столом.

Занятия с детьми носят  преимущественно игровой характер. Допускается организация деятельности детей не только за столами, но и  на ковре, стоя, сидя, лёжа. На одном  занятии может решаться комплекс задач по различной тематике. Эти  особенности организации процесса воспитания и содержание учебно-воспитательной деятельности требуют от педагога большого диапазона вариативных профессиональных умений для выполнения дидактической  функции. Для эффективного воздействия  и совершенствования деятельности детей, воспитателю требуется использование  и создание большого разнообразия методов  и приёмов. При реализации коммуникативной  функции для педагога дошкольного  учреждения громадное значение имеет  владение невербальными средствами общения, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Для них  гораздо большую эмоциональную  нагрузку несет интонация взрослого, его взгляд, улыбка, жест, чем сами слова. Творчество воспитателя заключается  в поиске оптимальных и доступных  для ребёнка средств общения  и доверительного контакта. В содержание конструктивно-организаторской функции  входит обязанность организовывать разнообразную деятельность детей  в течение 9-12 часов: игры, труд, занятия, прогулки и др. Поэтому педагог  дошкольного учреждения должен владеть  игровыми, художественными, театральными, изобразительными и др. видами творчества.

Информация о работе Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада