Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:59, реферат
Проблема познания дошкольниками воспитателя и отношения к нему
Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему.
Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований.
А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю:
приязненное и неприязненное;
доверчивое и недоверчивое;
заинтересованное и равнодушное;
- подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
- создании благоприятного
морально-психологического
- формулировке
социального заказа своему ДОУ,
- стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
- создании имиджа
ДОУ среди населения; выборе (разработке)
образовательных программ для
детей; организации
- организации
экспериментальной,
- развитии, эффективном
использовании
- развитии сотрудничества
с другими ДОУ, школами,
- планируют учебно-
- помощь воспитателям в самообразовании; аттестацию воспитателей;
- составление сетки занятий по возрастным группам;
- методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий; обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
- ознакомление
воспитателей с достижениями
педагогической теории и
- совершенствование
работы с родителями; комплектование
групп учебными пособиями,
- постоянный анализ
состояния учебно-методической
Воспитатель организует учебно-воспитательную, методическую работу, включая следующее:
- готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;
- проводит для
воспитателей открытые занятия,
- своевременно
приобретает оборудование, необходимое
для учебно-воспитательной и
- организует работу
воспитателей по изготовлению
пособий, дидактических
- проводит совместные мероприятия со школой; готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;
- своевременно
оформляет педагогическую
- формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям [3, c.58].
Кроме того, осуществляя контроль за работой воспитателей, он:
- систематически
проверяет планы учебно-
- по графику посещает занятия в группах;
- следит за
выполнением годового плана
- организует взаимодействие в работе воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов;
- регулярно проводит
диагностику развития детей,
- изучает планы
воспитателей по
Воспитатель осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.
Каждый специалист проходит определенные этапы своего профессионального становления. И хотя педагогический путь у каждого разный, общее характерно для большинства старших воспитателей:
- первичное усвоение норм, технологий, форм деятельности, необходимых приемов;
- осознание своих
возможностей, способностей для
выполнения профессиональных
- усвоение высоких
стандартов, использование на
- обогащение опыта
своей профессии личным
1.2 Психологические основы работы воспитателя
Великий педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника - человека. Ни уставы, ни программы, никакой искусственный организм заведения, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно сформировать характер. Известный педагог XVIII в. Песталоцци считал необходимым, чтобы отношение воспитателя к детям были чисто родительские, совершенно подобные истинным семейным отношениям. Прошли годы, но и сегодня непременным условием успеха в деятельности воспитателя являются педагогическая направленность, повернутость своего "я" к другим людям, любовь к детям. Эти качества характерны как для опытных мастеров, так и для молодых педагогов, чье призвание - работа с детьми [29, с.112]. И еще одна особенность - чувство эмпатии - откликаться на переживания, сочувствовать.
Высокая работоспособность,
наблюдательность. Эти качества способствуют
выявлению эмоционального климата
ребенка не только в группе сверстников,
но и в семье. Воспитатель должен
способствовать созданию благоприятных
условий в группе для гармонического
физического развития детей, охраны
и укрепления здоровья. В числе
важнейших забот воспитателя - формирование
основ здорового образа жизни. Воспитатель
в группе должен стремиться сформировать
у своих воспитанников
1. конструировать
особенности своего поведения
(свою педагогическую
2. конструировать
выразительные средства
общая сложившаяся система общения воспитателя и воспитанника;
система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.
Под особенностями общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности и психологического взаимодействия воспитателя и воспитуемого. В особенностях общения находят выражение:
особенности коммуникативных возможностей воспитателя;
сложившийся характер взаимоотношений воспитателя с группой воспитанников;
творческая индивидуальность воспитателя;
особенности детского коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что общение воспитателя с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.
1.3 Анализ
педагогической деятельности в
дошкольном образовательном
В основе результативности
работы ДОУ лежит постоянное совершенствование
учебно-воспитательного
Результаты выполнения программы по всем направлениям. Анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы.
Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития); анализ успеваемости воспитанников детского сада. Общие выводы и резервы [28, c.24].
Анализируются так же, результаты повышения квалификации и аттестации воспитателей. Система работы с родителями (по итогам анкетирования); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями.
Непосредственно
на результаты работы ДОУ воздействовать
нельзя. Это возможно только через
изменения в содержании или организации
учебно-воспитательного
Рассматривая
процесс управления дошкольным образовательным
учреждением с позиций
По форме управление
ДОУ - это анализ информации, технология
которого состоит из 3 этапов: сбор информации
о состоянии учебно-
А.Н. Троян выделяет
следующие понятия
Из этого можно
сделать заключение, что функция
управления, направленная на изучение
педагогического процесса, его объективную
оценку, выделение причин, определяющих
уровень воспитательно-
Воспитатель должен помнить, что педагогический анализ - это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения. Сегодня, как никогда, действенен метод убеждения. Необходимо доказать большую рациональность применения других методов работы, убедить педагога пересмотреть свою точку зрения на тот или иной педагогический прием для достижения наивысших результатов в воспитании и развитии детей.
Педагогический анализ не сводится только к выявлению недостатков, но помогает найти положительное в работе. Значит, он способствует созданию передового педагогического опыта.
Сложность педагогического анализа заключается в том, что его объектом является человек, следовательно, руководитель должен обладать высокой управленческой культурой. Труд воспитателя творческий, поэтому надо уметь исследовать его работу.
Организация педагогического анализа заключается в том, чтобы привлечь воспитателя к анализу своей деятельности, именно к анализу, а не учету. Следовательно, самоанализ деятельности - это один из главных путей демократизации учебно-воспитательного процесса.
Но самоанализу
воспитателя надо учить. В этом и
состоит задача руководителя. Самооценка
и самоанализ основаны на всестороннем
анализе собственной
Трудность заключается в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженные самооценки, а большинство - завышенные.
Большое значение придается внедрению системного подхода к анализу занятий и режимных моментов.
Системный анализ предполагает: выделение в изучаемом объекте характерных для него частей; оценку каждой части, ее роли и места; установление взаимосвязей и взаимозависимостей между частями, соединение их: в единое целое; оценку реального результата наблюдаемого объекта; выводы и предложения по совершенствованию работы педагога.
Для примера рассмотрим схему проведения педагогического анализа в детском саду (см. Рисунок 1).
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рисунок 1. Схема проведения педагогического анализа в детском саду
Далее рассмотрим
формы анализа и самоанализа
занятия. Краткий (оценочный) анализ - это
общая оценка занятия, характеризующая
решение образовательной, воспитательной
и развивающей задач, их реализацию.
Структурный (поэтапный) анализ - это
выявление и оценка доминирующих
структур (элементов) занятия, их целесообразности,
обеспечивающей развитие познавательных
способностей детей. Системный анализ
- это рассмотрение занятия как
единой системы с точки зрения
решения главной дидактической
задачи и одновременного решения
развивающих задач занятия, обеспечения
формирования знаний, умений и навыков
детей, усвоения ими способов обучения.
Полный - это система аспектных
анализов, включающих оценку реализации
целей занятия, содержания и видов
деятельности детей по таким характеристикам,
как уровни усвоения детьми знаний
и способов умственной деятельности,
развитие детей, реализация дидактических
принципов. Структурно-временной анализ
- это оценка использования времени
занятия по каждому его этапу.
Комбинированный анализ - это оценка
(одновременная) основной дидактической
цели и структурных элементов. Психологический
анализ - это изучение выполнения психологических
требований к предмету исследования.
Дидактический анализ - это анализ
основных дидактических категорий
(реализация принципов дидактики, отбор
методов, приемов и средств обучения
дошкольников, дидактическая обработка
учебного материала занятия, педагогическое
руководство самостоятельной
Информация о работе Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада