Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:59, реферат

Краткое описание

Проблема познания дошкольниками воспитателя и отношения к нему
Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему.
Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований.
А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю:
приязненное и неприязненное;
доверчивое и недоверчивое;
заинтересованное и равнодушное;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.70 Кб (Скачать файл)

Что касается воспитателя, то, как показывают наблюдения, он чаще использует диадический стиль общения, который связан с необходимостью организовать деятельность небольших  групп детей или отдельного ребенка. Кстати сказать, эти различия работы педагогов в условиях детского сада и школы затрудняют адаптацию  ребенка к последней. Однако владение формами фронтального и диадического общения зависит не только от характера  педагогической деятельности, но и  от особенностей личности воспитателя.

Представим себе положение  детей, которым не повезло - и учитель, и воспитатель оказались представителями  фронтального, делового стиля общения. С другой стороны, склонность обоих  к диадическому общению может  затруднить выработку определенных учебных навыков и умений, усвоение правил поведения и т.д.

В исследованиях семьи  показано, что психологическая совместимость  супругов может быть достигнута двумя  путями: либо по принципу подобия, сходства характеров супругов, либо по принципу взаимного дополнения, когда недостатки одного компенсируются достоинствами  другого. В педагогической диаде  достигать совместимости следует  именно по принципу взаимодополняемости. При этом имеется в виду взаимодополняемость  не только по преобладающему типу общения (фронтальное - диадическое), но и по темпераменту, способностям, увлечениям, направленности на определенный вид  детской деятельности и т.д. Соблюдение этого принципа при составлении  педагогической диады представляется важным не только для создания благоприятного психологического климата, но и в  целях обеспечения условий для  гармонического развития каждого ребенка, проявления его индивидуальности, способностей.

Впрочем, когда мы говорим  о совместимости участников педагогической диады, необходимо иметь в виду, что  они оба должны исходить из принципа доброжелательности к детям. В противном  случае недостатки и следствия неприемлемого  в работе с детьми типа общения (в  частности, авторитарного) будут не только отрицательно влиять на развитие личности детей, но и существенно  снижать эффективность педагогического  общения воспитателя.

Выявлено, что воспитатели-"демократы", работающие в паре с педагогом  ярко выраженного авторитарного  стиля общения, испытывают особые трудности  в организации общения с детьми. "Категорически не устраивает тип  воспитателя (авторитарный), которого придерживается моя напарница, так  как дети устают от ее "железной" дисциплины и в мою смену "наверстывают упущенное", становятся возбужденными, шумными. Мне очень трудно работать после неё, дети возбуждены, непослушны, на них трудно воздействовать" [25, с.69]. Общение с детьми тогда эффективно, когда оно осуществляется с позиции  доброжелательности, любви к детям, когда формы, средства общения обоих  педагогов учитывают природу  ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности.

Результативность труда  воспитателя, в значительной степени  зависит от его способности обрести  в родителях своих единомышленников, союзников. Во взаимодействие с родителями своих учеников воспитатели вступали и прежде. В настоящее время  в период перестройки системы  непрерывного образования, что гуманизация, демократия, сотрудничество и есть пути, ведущие к совершенствованию  воспитательно-образовательного процесса, вопросы взаимодействия воспитателя  и родителей приобретают особую актуальность, требуют повышенного  внимания. Изменяются цели, функции, мотивы этого вида взаимодействия. Конечно  же, важно помочь родителям приобрести психолого-педагогические знания, которые  помогли бы им понять своих детей, оказать им необходимую помощь в  этот непростой период жизни. Но не только это побуждает воспитателей вступать во взаимодействие с родителями. В процессе общения с родителями учитель, воспитатель могут полнее, глубже узнать своих учеников, их семейную микросреду и на основе этого осуществлять более грамотное руководство  развитием детей, при необходимости  внести коррективы в свои взаимоотношения  с ними.

Вовлечение родителей  в педагогическое сотрудничество, сотворчество - эти мотивы взаимодействия все  чаще выступают как ведущие в  работе педагогов-мастеров. Общение, опирающееся  на эти мотивы, оказывается особенно продуктивным.

Однако одними указаниями и требованиями, претензиями, предъявляемыми родителям, невозможно ни обратить их в своих активных союзников, единомышленников, ни вызвать желание к сотрудничеству. Это удается тем педагогам, кто  действует с позиции уважения, доверительности и доброжелательности, стремится ориентироваться не на "усредненного" родителя, а на конкретных - из своей группы, с их культурным и образовательным уровнем, знаниями в области педагогики и  психологии, их интересами, способностями.

В разговоре о педагогическом взаимодействии представляется целесообразным хотя бы коснуться такого вопроса, как  последовательность его протекания. Здесь выделяют целый ряд этапов, через которые оно реализуется. Вот основные из них:

- прогностический - на  этом этапе педагог моделирует  предстоящее взаимодействие с  группой, (отдельным ребенком) в процессе  подготовки к непосредственной  деятельности с детьми.

- начальный - этап организации  непосредственного общения с  группой (отдельным ребенком) в  момент изначального вступления  в контакт с детьми.

- управление общением  в развивающемся педагогическом  процессе.

- анализ осуществленной  системы взаимодействия и моделирования  системы общения на предстоящую  деятельность с учетом выявленных  в ходе анализа позитивных  и негативных сторон реализованного  взаимодействия.

Каждый из этих этапов имеет характерные черты, по-своему сложен и может вызывать затруднения у конкретных педагогов, особенно у начинающих либо впервые  приступающих к работе с шестилетками.

Продумывая свое общение с детьми, воспитателю  важно учесть, какие игры могут  заинтересовать мальчиков и девочек; конкретных детей, в каких из них  могут в наибольшей степени проявить себя с позитивной стороны те шестилетки, которым пока еще не удается утвердиться  в учебной деятельности. Готовясь, например, к общению в процессе руководства театрально-художественной деятельностью, воспитатель заранее  продумывает не только то, какую  сказку целесообразнее всего предложить своим воспитанникам для драматизации, но и как заинтересовать детей  этим произведением, театрально-художественной деятельностью. Он предвидит и то, какая роль подошла бы каждому  из его воспитанников, учитывая при  этом не только способности, индивидуально-типологические качества ребенка, его внешность, но и те воспитательные проблемы, которые  хотел бы решить посредством включения  детей в эту деятельность.

Предварительной подготовки требует и общение с детьми на уроке. При подготовке к нему воспитателю  важно подобрать такое содержание, приемы, способы активизации детей, которые поддерживали бы максимальное многообразие мотивов учения (мотивацию  игровую, соревновательную, престижную и др.). Особенно это значимо в  первом полугодии учебного года. Ведь в шестилетнем возрасте внутренняя, познавательная мотивация учебной  деятельности еще только зарождается, еще недостаточно сформированы в  этом возрасте и волевые процессы, столь важные для этой деятельности.

Предварительное тщательное продумывание поведения помогает успешно  осуществить непосредственное общение (второй и третий его этапы) не только общительным воспитателям, но и относительно инертным, интровертам. Заметим, для  последних оно (предварительное  детальное продумывание общения) особенно важно, необходимо, поскольку может  в значительной степени компенсировать недостаточно развитую их общительность, коммуникативность.

Здесь важно продумать, какие умения, качества воспитателей помогут ему "транслировать" детям  его расположенность к ним, доброжелательность, веру в них, реализовать воспитательные и образовательные цели общения" [20, с.45].

Подготовка воспитателя  к профессиональному взаимодействию с детьми и с родителями, работа по повышению его эффективности  должна идти по линии совершенствования  как внутреннего, так и внешнего компонентов взаимодействия. В числе  дорог, ведущих к мастерству через  педагогическое общение, не забудем  и о такой - профессиональное самовоспитание и самообразование.

Выводы по первой главе

Таким образом, психологические  особенности работы воспитателя  с группой в дошкольном образовательном  учреждении направлено на выявление  особенностей протекания адаптации  воспитанников, на содействие более  быстрому и менее болезненному завершению через создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников, снятию стресса и обеспечению  положительного эмоционального состояния  ребенка, формированию адекватных возможностям воспитанников форм общения, организации  поведения детей, созданию условий, вызывающих познавательную активность. Воспитатель обязан владеть глубокими  и систематизированными знаниями, и  в первую очередь в области  психологии, педагогики, управления учебно-воспитательным процессом, педагогическим коллективом. Он должен: уметь исходя из современных  требований к образованию и воспитанию, ставить цели и конкретизировать их в виде задач, которые необходимо решать в коллективе; проектировать, планировать, регулировать и корректировать работу всего учреждения; собирать и анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы, необходимые для дальнейшего  прогнозирования успешной работы детского сада. Таким образом выполнение должностных  обязанностей требует от воспитателя  постоянного самосовершенствования  и творческого поиска в педагогической и управленческой деятельности.

Значимое место в  профессиональном общении воспитателя  с группой, занимает педагогическая оценка. Важны и разнообразны выполняемые  ею функции. В числе таковых, прежде всего, - образовательная, "ориентирующая" и воспитательная, "стимулирующая".

Многообразные виды педагогической деятельности, образуя функциональную структуру, имеют общую предметность, как результирующую ее форму в  виде специфических задач. Решение  задач предполагает осуществление  индивидуальных и коллективных возможностей, а сам процесс решение педагогических задач представляет собой технологию педагогической деятельности, характеризующий  способ существования и профессиональной и педагогической готовности воспитателя.

Глава 2. Эмпирическое исследование профессионально важных качеств воспитателя в дошкольном образовательном учреждении

2.1 Цель, задачи  и гипотеза исследования

Для того чтобы воспитатель  мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом  в глазах своих воспитанников. Для  этого он должен обладать двумя основными  компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным). Следует  полагать, что в зависимости от того, кто оценивает профессионально-личностные значимые качества воспитателя, они  будут по-разному представлены

Цель экспериментальной  части исследования - изучить психологических  аспектов деятельности воспитателей детских  дошкольных учреждений на основе экспериментального материала.

Предмет экспериментальной  части исследования - количественный и качественный анализ профессиональных, социально-психологических и личностных характеристик воспитателей детских  садов, необходимых для осуществления  эффективной педагогической деятельности.

Объект экспериментальной  части исследования - психологические  аспекты деятельности воспитателей детского сада.

Задачи экспериментальной  части исследования:

- обоснование выбора  экспериментальных методик;

- проведение эксперимента;

- выявление стиля педагогического  общения, профессиональных качеств  педагога дошкольного образовательного  учреждения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что систематическая  работа воспитателя способствует оптимизации  стиля педагогического общения, развитию профессиональных качеств  педагогов ДОУ и его педагогического  коллектива.

Эмпирическую базу составили  воспитатели детского сада №228 г. Москвы.

Основные методики, используемые в исследовании:

методика "Продолжи предложение"

методика ""Моя воспитательница"

методика "Опросник по определению стиля общения воспитателя  с детьми"

В процессе проведения опроса у респондентов каждой из выборок  проблем не возникало, основные вопросы  были связаны с правильность оформления опросных листов. Вопросов связанных  с интерпретацией вопросов у участников эксперимента не было.

Результаты эксперимента обработан в соответствии с ключами  прилагаемыми к методикам, а полученные показатели подвергнуты количественному  анализу на основе сравнения сводных  показателей с критериальными значениями.

На основе данных сделаны  качественные выводы, позволяющие сделать  заключение об основных психологических  аспектах деятельности воспитателя  дошкольного учреждения.

 

Ученик и учитель

Отношения между ребенком и воспитателем в детском саду — это первая ступенька к союзу  учитель — ученик. 
 
Обычно ребенок в возрасте трех-, трех с половиной лет уже может посещать детский сад. Но родители должны быть убеждены, что малыш справится с такой переменой в его жизни. О готовности ребенка посещать детский сад свидетельствует, например, то, что он идет туда с удовольствием, без особых проблем расстается с родителями, но радуется, когда в конце дня его забирают. Малыш должен отличать свой дом от детского сада и соответственно себя вести. Очень хорошо, если ребенок рассказывает родителям о том, что происходит с ним в течение дня в детском саду, значит, он понимает, что они этого не знают. Его симпатия к воспитателю проявляется в готовности, с которой он откликается на предложение поиграть, послушать сказку, нарисовать картинку. Обычно малыш в этом возрасте не ожидает от воспитателя помощи, когда нужно одеваться на прогулку, обедать или ложиться спать: он уже может сделать все это самостоятельно. Но если малыш обращается за помощью в трудных для него ситуациях, значит, он доверяет воспитателю, и их взаимоотношения развиваются нормально. 
 
В детском саду ребенок обычно не ожидает, что внимание воспитателя будет обращено только к нему, и одинаковую заботу о каждом ребенке считает естественной. Однако для того чтобы в будущем сложились нормальные отношения между учителем и учеником, ребенку совсем не обязательно посещать детский сад. Обычно для этого достаточно начальной школы. 
 
В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. 
 
Отношения между учителем и учеником имеют свои особенности. Ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода. 
 
Тем не менее отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. 
 
Для большинства детей отношения с учителем связаны с первыми усилиями и достижениями в овладении знаниями. Так, ребенок учится читать, а учитель начальной школы помогает ему. Они вместе идут к одной цели и радуются своим маленьким успехам. Часто первое общение с учителем оставляет такой глубокий след в сознании ребенка, что, уже будучи взрослым, он с большой теплотой и нежностью вспоминает своего первого учителя. 
 
Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем. 
 
Если у ребенка что-то не ладится с учебой, этому находят самые разнообразные объяснения: плохо подготовленный учитель, ленивый ученик, недостаточная помощь со стороны родителей и т. д. Предлагаются и различные способы выхода из этой ситуации: пусть учитель будет менее суровым со своими учениками; надо изменить методику обучения; родители не должны вмешиваться в дела школы и процесс обучения или, наоборот, должны активно участвовать. 
 
При этом мало кто принимает в расчет характер отношений между учителем и учеником — недостатки ищут в каждом из них в отдельности. Еще меньше внимания обращают на то, какими должны быть эти взаимоотношения, что каждый из партнеров союза учитель — ученик должен привносить в него, и когда ребенок готов к такому виду сотрудничества. 
 
Чтобы быть готовым к союзу учитель — ученик, ребенок должен многое уметь. 
 
Часто в детском саду дети ведут себя гораздо лучше, чем дома, и поэтому многие мамы в глубине души упрекают себя в «непрофессионализме». Это вовсе не так. Просто эмоциональная связь между ребенком и матерью очень сильная, что, естественно, приводит к гораздо большему количеству конфликтов. 
 
Мама — первый и самый главный учитель своего ребенка, и первые уроки жизни он получает именно от нее. Чтобы малыш не испытывал больших трудностей со своими последующими учителями, нужно подготовить его к тому, что его ждет. 
 
Ребенок должен уметь самостоятельно заботиться о себе: умываться, одеваться, есть, оберегать себя от самых элементарных каждодневных опасностей, таких, как электричество или раскаленные предметы. Пока он зависит в этом от матери, его связь с учителем считается невозможной. 
 
Ребенок должен справляться со своими чувствами, если, конечно, они подвластны его возрасту. Малыша нужно научить быть терпеливым, приучить к тому, что далеко не все его желания могут исполниться мгновенно. Ребенок должен уметь высказывать свои желания и ощущения, сочувствовать другим. Дети прилагают всевозможные усилия, ни на что не обращают внимания, лишь бы добиться желаемого. Нужно пройти большой путь, чтобы дети научились сдерживать себя и заниматься в классе наравне с другими детьми. 
 
Ребенок должен считаться с окружающими. 
 
Если малыш радуется своим достижениям — большой башне из кубиков, самостоятельно надетой кофточке или первому прочитанному слову, — ему будет гораздо легче справиться с учебой, а процесс обучения пойдет быстрее, потому что гордость за свои успехи будет служить ему стимулом. 
 
Чтобы связь между учителем и учеником развивалась нормально, ребенок не должен видеть в нем «заместителя» матери и ожидать, что тот будет о нем заботиться. При нормальном развитии дети, достигнув школьного возраста, чаще всего не испытывают с этим серьезных проблем. 
 
Хороший учитель должен любить свое дело. 
 
Представить себе хорошего учителя одновремено и легко, и сложно. Безусловно, учитель должен хоро шо знать и любить свой предмет, получать удовольствие от процесса обучения и радоваться достижениям своих учеников. При это учитель одинаково важен как для малыша, который учится держать карандаш или пользоваться столовым ножом, так и для старшеклассника, который постигает законы химии или биологии. 
 
Иногда возникает сомнение: разве можно любить считать до ста и стремиться совершенствоваться в этом, разве можно любить повторять одно и то же из года в год, исправлять одни и те же ошибки и при этом испытывать удовольствие? И тем не менее хороший учитель на самом деле любит передавать детям свои знания так же, как хорошая воспитательница любит водить с детьми хороводы и лепить пирожки из песка. Если это не так, то нельзя даже надеяться на успехи. Вспомните: дети не очень хотят выполнять некоторые домашние обязанности, причем как раз те, которые не любят взрослые: выносить мусор, мыть посуду и т. д. Точно так же произойдет и с учебой. 
 
Хорошего учителя заботят не только оценки учеников. 
 
Его интересует, как именно проходит обучение, насколько он помогает ученикам и поощряет их усилия. 
 
Учеба — это трудный, часто не слишком приятный процесс, требующий терпения и усидчивости. Поэтому ребенок прежде всего должен овладеть этими качествами. Задача учителя — заинтересовать детей самим процессом обучения, научить их более эффективным и занимательным методам получения знаний. 
 
Конечно, результаты тоже имеют очень большое значение. Однако учитель должен понимать, что знания и умения, которые ученик приобрел, идя к своей цели, а также результаты, которых он достиг, полностью принадлежат ученику. Учитель может только разделить радость, которую ученик испытывает от своих успехов. Эта радость похожа на радость родителей, когда они видят, как растет их ребенок. 
 
Все это, безусловно, относится и к неудачам ученика, вызванным разными причинами. Однако и его неудовольствие и неудачи тоже его собственные. Учитель может посочувствовать ему, помочь разобраться в причинах того, что произошло, но ни в коем случае не должен считать плохую оценку личным оскорблением, угрожать ученику или наказывать его. 
 
Необходимо помнить, что основная задача учителя — привить ученику стремление к знаниям. 
 
Если учитель приписывает себе результаты совместной работы с учеником, это может ослабить стремление ученика к учебе. 
 
Подобные «присвоения» могут выражаться по-разному, например: «Я очень доволен, что ты хорошо написал контрольную» вместо «Тебе хорошо даются такие задания». Учитель может неправильно ориентировать сам процесс обучения: «Мне нравятся дети, которые старательно выполняют домашнее задание» вместо «Домашнее задание поможет тебе закрепить знания». Как видно, эти слова выражают совершенно различное отношение к процессу обучения. 
 
Обучение бывает эффективным, когда ученик испытывает удовольствие и от процесса обучения, и от достигнутых результатов. 
 
Желание учиться зависит и от родителей. Если родители участвуют в процессе учебы, искренне выражая свою заинтересованность, радуясь успехам и поощряя к дальнейшим достижениям, то, скорее всего, ребенок в будущем будет с удовольствием ходить в школу. 
 
Часто случается, что дети старшего возраста и даже взрослые люди не заинтересованы в том, чему обучаются, и делают это только с определенной целью, например, получить хороший аттестат и иметь льготы при поступлении в институт. В таком случае учеба теряет самостоятельную значимость, становится рутиной, и учащиеся с нетерпением ожидают, когда она закончится. От такой учебы хороших результатов ждать не приходится. 
 
Учителю не следует выходить за рамки своей роли. 
 
Он должен одинаково ровно относиться ко всем 
 
детям. Совсем не важно, будет ли учитель «любить детей» в традиционном понимании этих слов. Ведь, чтобы хорошо работать вместе, людям но обязательно испытывать друг к другу нежные чувства или даже быть друзьями. Вполне достаточно вежливых и чутких отношений. 
 
Так называемый «индивидуальный подход к ребенку» тоже нуждается в некоторых оговорках. Прекрасно, если учитель помогает детям, которые часто и долго болеют или пережили стресс и неприятности в семье. Однако нежелательно вмешательство учителя в проблемы, возникающие в отношениях с родителями или в эмоциональном развитии. В таком случае необходимо обратиться к специалисту. Лучше быть хорошим учителем, чем брать на себя функции члена семьи или психотерапевта. Отметим также, что подобное вмешательство чаще всего затрудняет установление нормального союза учитель — ученик. 
 
Самое главное:

Информация о работе Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада