Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:59, реферат

Краткое описание

Проблема познания дошкольниками воспитателя и отношения к нему
Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему.
Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований.
А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю:
приязненное и неприязненное;
доверчивое и недоверчивое;
заинтересованное и равнодушное;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.70 Кб (Скачать файл)

Введение

Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного  совершенствования учебно-воспитательного  процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и  воспитания (Я.С. Турбовской).

Опыт помогает воспитателю использовать новые  подходы к работе с детьми. В  то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию  профессионального мастерства. Передовой  опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени  ее итогом.

Однако следует  учесть не только профессиональные, но и личностные характеристики воспитателя, которые должны способствовать достижению воспитательных целей и обязательно  должен сравниваться с реальной практикой. Признана взаимосвязь личностных характеристик  педагога и накопленного опыта работы.

Если наличие  опыта определяется по следующим  критериям: высокая результативность, научная обоснованность, творческая новизна, актуальность, сокращение затрат времени на достижение высоких результатов, то процесс его реализации отталкивается  от личностных качеств воспитателя. Кроме того, для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен  не только сам результат, но и методы, приемы, при помощи которых результат  достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение  о внедрении опыта в работу. В результате при исследовании личностных характеристик воспитателей, следует  учесть взаимосвязь данных аспектов.

Актуальность  исследования определяется самой спецификой профессии воспитателя, которая  в свою очередь определяется постоянным общением с детьми, имеющих свое миропонимание, свои права, свои убеждения. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя  является умение правильно направить  процесс развития подрастающего  поколения, так организовать всю  деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и  интересы.

Все это ставит перед воспитателем постоянную задачу непрерывного совершенствования своих  организаторских, коммуникативных  способностей в процессе освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их в ходе педагогической практики и  определяет проблему проводимого исследования, т.к. выполнение профессионального  педагогического долга потребует  от воспитателя принятия на себя целого ряда обязательств:

- воспитателю  следует объективно оценить свои  возможности в области педагогической  деятельности, узнать и проанализировать  свои сильные и слабые стороны,  ясно представить, какие профессионально  значимые качества потребуется  сформировать ходе профессиональной  подготовки, а какие - самостоятельно, в процессе реальной профессиональной  педагогической деятельности;

- воспитатель  должен владеть общей культурой  интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления,  внимания), культурой поведения и  общения, в том числе и педагогического;

- обязательной  предпосылкой и основой успешной  деятельности воспитателя является  понимание ребенка как такой  же самоценной, равнозначимой личности  как собственное "Я", знание  закономерностей поведения и  общения. Его воспитанник, должен  быть понят и принят педагогом  независимо от того, совпадают  ли их ценностные ориентации, модели поведения и оценок;

- воспитатель  является не только организатором  учебной деятельности обучаемых,  но и вдохновителем сотрудничества  участников образовательного процесса, выступает в качестве партнера  в деятельности по достижению  общих, в известном смысле, целей  образования, воспитания и развития.

Взаимоотношения в работе детского сада и семьи - важный аспект получения положительных  результатов, и поэтому нужно  обратить внимание на совместный подход к воспитанию и обучению дошкольников. Личностные характеристики и наличие  профессионального опыта, необходимые  для обеспечения процесса воспитания и обучения дошкольников, не могут  строиться без совместной работы педагога с родителями. В результате методы работы и личностные характеристики воспитателя, необходимые для работы с детьми, не всегда подходят для  взаимодействия с родителями, что  в свою очередь заметно снижает  качество образовательного процесса. Поэтому в современной педагогической литературе можно встретить различные  определения понятия "педагогический опыт". Это и новаторство, открытие нового, творческие находки и опыт, основанный на использовании еще  не вошедших в широкую практику методов  и приемов, и хорошая работа лучших воспитателей, способная быть образцом для коллег.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение  педагогического опыта является важнейшей составляющей методической работы. Будучи, по существу, теснейшим  образом связанным с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях  науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и  технологий в практику ДОУ.

Объект исследования - работа воспитателя с группой  в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования - личностные особенности, необходимые  для работы воспитателя с группой.

Цель исследования - теоретическое и эмпирическое исследование психологических особенностей работы воспитателя с группой дошкольных учреждений.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что работа воспитателя  способствует оптимизации стиля  педагогического общения, развитию профессиональных качеств педагогов  дошкольного образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Задачи исследования:

1) исследовать  особенности профессиональных и  личностных качеств воспитателя.

2) провести диагностику  стиля педагогического общения,  профессиональных качеств воспитателя  дошкольного образовательного учреждения.

3) подвести итоги  выработать рекомендации.

Методы: теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы; эмпирические: опросник, проективная  методика, количественный и качественный анализ результатов.

Эмпирическую  базу составили воспитатели и  воспитанники детского сада №228 г. Москвы.

Практическая  значимость: результаты могут быть применены воспитателями для  работы с группой в дошкольном образовательном учреждении.

Теоретико-методологические основы: особенности работы воспитателей рассматривали Ушинский К.Д., Выготский  Л.С., Амонашвили Ш.А., Гутковская Е.Л.

Глава 1. Основы исследования профессиональных и личностных качеств воспитателя

1.1 Профессиональные  требования к воспитателю

Организаторами  воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель, а непосредственными  исполнителями воспитатели в  группах. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответствии с Уставом  в каждом конкретном ДОУ составляются штатное расписание и должностные  инструкции.

Воспитатель обязан владеть глубокими и систематизированными знаниями, и в первую очередь в  области психологии, педагогики, управления учебно-воспитательным процессом, педагогическим коллективом. Он должен: уметь исходя из современных требований к образованию  и воспитанию, ставить цели и конкретизировать их в виде задач, которые необходимо решать в коллективе; проектировать, планировать, регулировать и корректировать работу всего учреждения; собирать и анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы, необходимые для дальнейшего  прогнозирования успешной работы детского сада.

Выполнение должностных  обязанностей требует от старшего воспитателя  постоянного самосовершенствования  и творческого поиска в педагогической и управленческой деятельности.

Приведем некоторые  профессиональные требования к организатору воспитательно-образовательной работы в современном дошкольном учреждении. Уровни профессионального опыта  воспитателя ДОУ определяются следующими характеристиками.

Первый уровень - профессиональная грамотность. Это  период профессионального становления, в процессе которого происходит накопление знаний, умений, навыков практической деятельности. Это уровень формирования профессиональной культуры педагога, проявляющего индивидуальный стиль  деятельности в рамках возможного "функционала", т.е. овладение азбукой профессии [29, c.302].

Второй уровень - профессиональная готовность организовать других и себя на выполнение конкретных педагогических дел. Готовность воспитателя  ДОУ к этой деятельности является основным элементом второго уровня, его профессионального соответствия и предполагает развитие коммуникативных, проектных, организационных способностей и профессиональной компетентности. Данный уровень соответствует должности  старшего воспитателя [29,c.319].

Третий уровень - профессионально-методическая зрелость, в основе которой лежит умение воспитателя включать в свою деятельность исследовательский метод как  высший показатель профессиональной готовности. На этом уровне можно говорить о  сформированности у старшего воспитателя  метода логической концептуальной культуры, характеризующей научно-методическое и научно-педагогическое понимание  собственной деятельности. Овладение  этой культурой прикладной педагогической деятельности позволяет воспитателю  соединить исследовательскую и  методическую работу и вывести ее на уровень индивидуально-коллективной стратегии и тактики. Достигнув  третьего уровня, старший воспитатель  становиться воспитателем-методистом и получает возможность организовывать исследования педагогического коллектива.

Приведем представление  о должностных обязанностях на примере  старшего воспитателя, с учетом документов Министерства образования РФ.

Профессиональные  функции и умения старшего воспитателя  ДОУ, можно представить в виде конкретных инструментов для различных  направлений профессиональной деятельности педагога [15, с.615].

1) При планировании:

- прогнозировать  развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать  комплексно-целевую программу развития  дошкольного учреждения, планировать  деятельность коллектива на длительный  срок, методическую работу на  год, месяц, собственную деятельность  на длительный срок и в течение  дня;

- способствовать  взаимодействию воспитателей в  ходе выполнения годового и  месячных планов, отдельных заданий;

- создавать условия  для повышения квалификации педагогов,  воспитательно-образовательной работы  с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные  воздействия на отдельных воспитателей  и коллектив в целом; повышать  собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и  поступки в конкретных ситуациях.

2) При организации  воспитательного процесса:

- осуществлять  деятельность педагогов в соответствии  с годовым и месячным планами,  обмен опытом и информацией,  эффективное воздействие коллектива  на отдельных воспитателей, методическую  помощь в составлении планов  и подготовке к работе с  детьми, повышение квалификации  воспитателей, собственную деятельность  в соответствии с планом;

- распределять  работу между педагогами в  соответствии со сложившейся  ситуацией; инструктировать в  ходе выполнения работы;

- обучать наиболее  эффективным методам и приемам  работы с детьми;

- поддерживать  на высоком уровне трудовую  активность в коллективе;

- своевременно  и правильно оформлять необходимую  документацию, методические материалы,  выставки для педагогов и родителей;

- поддерживать  порядок в работе, доводить начатые  дела до конца.

3) При контроле  воспитательной деятельности:

- разрабатывать  схему наблюдения за воспитательно-образовательной  работой с детьми, диагностические  материалы, вопросы для осуществления  тематического и фронтального  контроля в разных возрастных  группах;

- наблюдать за  процессом работы с детьми, за  деятельностью и взаимоотношениями  детей;

- фиксировать  результаты наблюдений;

- анализировать  результаты воспитательно-образовательной  работы, детского творчества, планы  и документацию воспитателей;

- делать выводы  и заключения о состоянии воспитательно-образовательной  работы с детьми;

- осуществлять  диагностику развития детей;

- разрабатывать  мероприятия по устранению выявленных  недостатков в работе педагогов;

- обсуждать результаты  контроля с воспитателями, использовать  эти результаты при подготовке  решений педсовета, планировании  работы коллектива [19, с.401].

4) При координации  на уровне детского сада:

- изучать педагогическое  мастерство воспитателей, социально-психологические  особенности членов коллектива, процесс выполнения решений;

- корректировать  деятельность воспитателей на  основе анализа их работы, свою  организаторскую деятельность;

- анализировать  целенаправленность и эффективность  воздействия на воспитателей;

- регулировать  ход воспитательно-образовательного  процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться  в сложившейся ситуации;

- предвидеть трудности,  которые могут возникнуть при  выполнении работы [20, с.119].

Воспитатель вместе с заведующей ДОУ осуществляет руководство  дошкольным учреждением и принимает  участие в:

Информация о работе Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада