Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:59, реферат
Проблема познания дошкольниками воспитателя и отношения к нему
Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему.
Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований.
А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю:
приязненное и неприязненное;
доверчивое и недоверчивое;
заинтересованное и равнодушное;
Введение
Передовой педагогический
опыт - это средство целенаправленного
совершенствования учебно-
Опыт помогает воспитателю использовать новые подходы к работе с детьми. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.
Однако следует учесть не только профессиональные, но и личностные характеристики воспитателя, которые должны способствовать достижению воспитательных целей и обязательно должен сравниваться с реальной практикой. Признана взаимосвязь личностных характеристик педагога и накопленного опыта работы.
Если наличие опыта определяется по следующим критериям: высокая результативность, научная обоснованность, творческая новизна, актуальность, сокращение затрат времени на достижение высоких результатов, то процесс его реализации отталкивается от личностных качеств воспитателя. Кроме того, для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только сам результат, но и методы, приемы, при помощи которых результат достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу. В результате при исследовании личностных характеристик воспитателей, следует учесть взаимосвязь данных аспектов.
Актуальность исследования определяется самой спецификой профессии воспитателя, которая в свою очередь определяется постоянным общением с детьми, имеющих свое миропонимание, свои права, свои убеждения. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.
Все это ставит
перед воспитателем постоянную задачу
непрерывного совершенствования своих
организаторских, коммуникативных
способностей в процессе освоения психолого-педагогических
знаний и эффективного применения их
в ходе педагогической практики и
определяет проблему проводимого исследования,
т.к. выполнение профессионального
педагогического долга
- воспитателю
следует объективно оценить
- воспитатель
должен владеть общей
- обязательной
предпосылкой и основой
- воспитатель
является не только
Взаимоотношения
в работе детского сада и семьи -
важный аспект получения положительных
результатов, и поэтому нужно
обратить внимание на совместный подход
к воспитанию и обучению дошкольников.
Личностные характеристики и наличие
профессионального опыта, необходимые
для обеспечения процесса воспитания
и обучения дошкольников, не могут
строиться без совместной работы
педагога с родителями. В результате
методы работы и личностные характеристики
воспитателя, необходимые для работы
с детьми, не всегда подходят для
взаимодействия с родителями, что
в свою очередь заметно снижает
качество образовательного процесса.
Поэтому в современной
Практика показывает,
что изучение, обобщение и внедрение
педагогического опыта является
важнейшей составляющей методической
работы. Будучи, по существу, теснейшим
образом связанным с
Объект исследования - работа воспитателя с группой в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - личностные особенности, необходимые для работы воспитателя с группой.
Цель исследования
- теоретическое и эмпирическое исследование
психологических особенностей работы
воспитателя с группой
Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что работа воспитателя
способствует оптимизации стиля
педагогического общения, развитию
профессиональных качеств педагогов
дошкольного образовательного учреждения
и его педагогического
Задачи исследования:
1) исследовать
особенности профессиональных
2) провести диагностику
стиля педагогического общения,
3) подвести итоги выработать рекомендации.
Методы: теоретические:
анализ, синтез, обобщение психолого-
Эмпирическую базу составили воспитатели и воспитанники детского сада №228 г. Москвы.
Практическая значимость: результаты могут быть применены воспитателями для работы с группой в дошкольном образовательном учреждении.
Теоретико-методологические основы: особенности работы воспитателей рассматривали Ушинский К.Д., Выготский Л.С., Амонашвили Ш.А., Гутковская Е.Л.
Глава 1. Основы исследования профессиональных и личностных качеств воспитателя
1.1 Профессиональные требования к воспитателю
Организаторами
воспитательно-образовательной
Воспитатель обязан
владеть глубокими и
Выполнение должностных
обязанностей требует от старшего воспитателя
постоянного
Приведем некоторые
профессиональные требования к организатору
воспитательно-образовательной
Первый уровень - профессиональная грамотность. Это период профессионального становления, в процессе которого происходит накопление знаний, умений, навыков практической деятельности. Это уровень формирования профессиональной культуры педагога, проявляющего индивидуальный стиль деятельности в рамках возможного "функционала", т.е. овладение азбукой профессии [29, c.302].
Второй уровень
- профессиональная готовность организовать
других и себя на выполнение конкретных
педагогических дел. Готовность воспитателя
ДОУ к этой деятельности является
основным элементом второго уровня,
его профессионального
Третий уровень
- профессионально-методическая зрелость,
в основе которой лежит умение
воспитателя включать в свою деятельность
исследовательский метод как
высший показатель профессиональной готовности.
На этом уровне можно говорить о
сформированности у старшего воспитателя
метода логической концептуальной культуры,
характеризующей научно-
Приведем представление о должностных обязанностях на примере старшего воспитателя, с учетом документов Министерства образования РФ.
Профессиональные функции и умения старшего воспитателя ДОУ, можно представить в виде конкретных инструментов для различных направлений профессиональной деятельности педагога [15, с.615].
1) При планировании:
- прогнозировать
развитие процессов воспитания,
обучения и развития
- способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий;
- создавать условия
для повышения квалификации
2) При организации воспитательного процесса:
- осуществлять
деятельность педагогов в
- распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы;
- обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми;
- поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе;
- своевременно
и правильно оформлять
- поддерживать порядок в работе, доводить начатые дела до конца.
3) При контроле воспитательной деятельности:
- разрабатывать
схему наблюдения за
- наблюдать за
процессом работы с детьми, за
деятельностью и
- фиксировать результаты наблюдений;
- анализировать
результаты воспитательно-
- делать выводы
и заключения о состоянии
- осуществлять диагностику развития детей;
- разрабатывать
мероприятия по устранению
- обсуждать результаты
контроля с воспитателями,
4) При координации на уровне детского сада:
- изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений;
- корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность;
- анализировать
целенаправленность и
- регулировать
ход воспитательно-
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы [20, с.119].
Воспитатель вместе с заведующей ДОУ осуществляет руководство дошкольным учреждением и принимает участие в:
Информация о работе Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада