Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования [16, С. 147-209]. Характерной особенностью нашего времени является активизация процессов индивидуализации в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании процессов индивидуализации в системе образования [47, С. 158-159].
Введение
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования [16, С. 147-209]. Характерной особенностью нашего времени является активизация процессов индивидуализации в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании процессов индивидуализации в системе образования [47, С. 158-159].
Как существенный элемент развития образования индивидуализации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов [29, С. 19-39].
Исследования нововведений в области индивидуализации образования представлены в работах К. Ангеловски, Л.Г.Богославец, В.В.Горшкова, В.И.Загвязинского, М.В. Кларина, Е.Г.Ильина, В.Т.Кудрявцева, А.А.Майер, М.М. Поташника, С.Л. Полякова, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, , Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др [44, №3 ].
В данной курсовой работе рассмотрена сущность явления индивидуализации в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования [27, С. 699-723].
Цель – исследование процессов индивидуализации в современном дошкольном образовании.
Задачи:
Понятие образования рассматривается как сложное социокультурное явление, включающее в себя трансляцию и ретрансляцию культур, способов действий, понимание мира и места человека в мире. Образование в отличие от обучения носит непрерывный характер [3, С. 68-285]. Оно начинается от рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни.
На современном этапе
Значительной становится проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования, что предполагает рассмотрение индивидуализации образования не только как усвоение современных знаний и освоения технологий, но и как развитие мыслящей и деятельной личности [42, С. 99-157 ].
При этом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, его индивидуализации, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному развитию [1, С. 61-32].
Глава 1. ДОУ как открытая развивающаяся система
1.1 ДОУ как система
ДОУ как система – сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования.
Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ[29, С. 19-39].
Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии индивидуализации деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.
Функциональные компоненты
определяются назначением управленческих
функций в ДОУ (аналитико-диагностической,
мотивационно - стимулирующей, планово
- прогностической, организационно-
Условия функционирования определяются
существующими пространствами деятельности
ДОУ – медико-валеологическим, социальным,
психологической и
Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится мощным средством индивидуализации личности.
Выделенные пространства
необходимы и на сегодняшний день,
как правило, достаточны для обеспечения
высоких результатов
Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Рассматривая специфику
функционирования системы, можно увидеть
направленность и назначение выделенных
пространств развития всех субъектов:
родители формируют социальный заказ
на уровне общественной потребности, воспитатели
реализуют образовательные
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
Пространство развития ДОУ:
- кадровое, информационное обеспечение;
- материально-техническая база, ресурсы;
- управляющая система.
Пространство развития родителей:
- включенность семьи в ДОУ (степень индивидуализации, интегрированности);
- преемственность и единство требований ДОУ и семьи;
- взаимоотношение родителей в семье;
- стиль воспитания в семье;
- родительское сообщество.
Пространство развития педагогов:
- система стимулирования и мотивации;
- мастерство и профессионализм;
- сотрудничество, сотворчество;
- педагогическое сообщество
(социально-психологический
Пространство развития ребенка:
- предметно-развивающая среда;
- образовательное пространство;
- дополнительное
- социальная ситуация развития;
- медико-социо-психо-
- детское сообщество [44, №3].
Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализации. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения [34, С. 519-679].
На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.
На этапе индивидуализации происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является переход педагогов, родителей и детей с позиции субъекта в личную сферу. На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов [31, С. 819-923].
Индивидуализация названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:
- структурной организации
социального заказа в области
дошкольного образования (
-смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;
- эволюции ведущих видов
управления в ДОУ (
- смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие [50, №3].
1.3 ДОУ в режиме развития
Режим развития – целенаправленный,
закономерный, непрерывный, необратимый
процесс перехода учреждения в качественно
новое состояние, характеризующийся
разноуровневой организацией, культуротворческой
направленностью и постоянно
расширяющимся потенциалом
Режим функционирования индивидуализации – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала [39, С. 99-157].
Многими исследователями развитие индивидуализации в ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.
В таблице 1 представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный [24, С. 99-123].
Таблица 1
Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ
Показатели |
Режимы | |
Функционирование |
Развитие | |
Тип/вид ДОУ |
Традиционный, типовой |
Инновационный |
Цели и задачи управления |
Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала |
Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности |
Субъект управления |
Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью |
Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы. |
Научные концепции управления, подходы |
Эмпирический, основанный на личном опыте |
Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития |
Мотивационное обеспечение |
Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы |
Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов |
Воспитательно-образовательный процесс |
Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях |
Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях |
Содержание образования |
Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ |
Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств |
Технологии |
Обеспечивают стабильные результаты |
Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов |
Организация воспитательно-образовательного процесса |
Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения |
Многоуровневое, многоступенчатое,
непрерывное образование в |
Нормативно-правовое обеспечение |
Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу |
Типовые документы становятся основой для разработки собственных |
Кадровое обеспечение |
Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения |
Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов |
Научно-методическое обеспечение |
Традиционные учебные программы и планы |
Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов |
Финансовое обеспечение |
Бюджетное |
Бюджетное и внебюджетное |
Материально-техническое обеспечение |
Организация базового процесса на имеющихся материалах |
Постоянно расширяющееся
обеспечение как результат |
Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития:
Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы [11, С. 158-159].
Включенность в поисковую
деятельность большинства педагогов;
инновационный потенциал и
Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.
Присутствуют показатели индивидуализации развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.
Обновление состояния
ДОУ связывается с основными
аспектами изменения его
1.4 Современные
тенденции развития
Происходящие трансформации
в системе дошкольного
Поиск и освоение индивидуализации, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (Таблица 2).
Таблица 2
Современные тенденции в индивидуализации
дошкольного образования.
Тенденции |
Процесс | ||
Управление |
Педагогическая деятельность |
Сопровождение и обеспечение | |
Гуманизация |
Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление |
Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. |
Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности. |
Демократизация |
Расширение состава |
Новые отношения и позиции: - субъект-субъктные; -возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. |
Расширение полномочий и
состава субъектов |
Диверсификация |
Расширение типов и уровней управления. |
Индивидуализация и |
Расширение структур сопровождения: -медико-валеологическая; -социально-педагогическая; -психологическая; -коррекционно-педагогическая. |