Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования [16, С. 147-209]. Характерной особенностью нашего времени является активизация процессов индивидуализации в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании процессов индивидуализации в системе образования [47, С. 158-159].
Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. Ученые отмечают, что в России индивидуализация дошкольного воспитания находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии [2, С. 265-275].
Таким образом, индивидуализация дошкольного образования становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».
На сегодняшний день можно
с уверенностью констатировать факт
формального или
Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько индивидуализации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным [34, С. 519-679].
По мнению ученых, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов [2, С. 265-275]. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждания, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.
В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученых [2, С. 265-275], те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.
Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы [46, №2].
Гуманизация устанавливает
приоритет личностного развития
субъектов (родителей, педагогов, детей),
центрацию образовательного процесса
на ценностях человеческого
Ведущим направлением гуманизации
образования считается
Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (Таблица 2).
Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием [14, С. 474-590].
Диверсификация предполагает
необходимое и достаточное
Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы [33, С. 323-419]. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:
- человекосообразности (единство культуро - и природосообразности);
- целостности педагогического
процесса и комплексности
- активности и равнопартнерства
в педагогическом
Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению [45, №3].
Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:
- демократизации и гуманизации;
- системности и целостности управления;
- централизации/децентрализации;
- взаимосвязи и разделения
стратегического, тактического
- единоначалия и
- объективности и полноты
информации в принятии
На современном этапе существует ряд проблем в развитии процесса индивидуализации в ДОУ, в частности:
- совмещение программ индивидуализации с уже существующими;
- сосуществование
- раскол педагогического сообщества;
- несоответствие новых
типов образовательных
- потребность в новом
научно-методическом
- потребность в новых педагогических кадрах;
- приспособление новшеств к конкретным условиям;
- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;
- проблема воспроизводства индивидуализации и формирования условий, способствующих этому.
Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников [11, С. 158-159].
Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе [17, №3, 32, С. 189-233].
Развитие связи между практиками и теоретиками в области индивидуализации.
Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода [18, С.793-440].
Глава 2. Индивидуализации в дошкольном образовании
2.1 Предпосылки становления индивидуализации в системе дошкольного образования
Предпосылки и источники становления индивидуализации в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни, демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений [10, С. 302-479, 18, С.793-440].
Термин «индивидуализация» появился в исследованиях культурологов XXI в и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений.
В.А.Сластенин, Л.С.Подымова в науке выделяют три типа исследований индивидуализации:
- изучение фактов, способствующих/препятствующих нововведениям;
- исследование индивидуализации процесса;
- управлением процессом индивидуализации;
- анализ ситуаций индивидуализации /оценка степени риска, эффективности.
Процесс индивидуализации складывается как междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии, экономики, культурологи) [30, С. 199-403].
Следует отметить, что степень индивидуализации образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, процесс индивидуализации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации [26, С. 19-23]. Пространственно-временной континуум процесса индивидуализации охватывает накопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды (или угрозы) его стабильному функционированию [4, С. 68-285].
Следовательно, процесса индивидуализации решает определенное противоречие в образовании между функционированием как стабильным и эволюционным процессом и развитием как динамичным и революционным процессом [30, С. 199-403, 43, №6].
Существует и промежуточное состояние, когда стабилизационные результаты начинают дифференцироваться или же когда накопленные изменения стабилизируются (унифицируются). Индикатором возникающей ситуации становятся тенденции в образовании, определяющие вероятностную линию развития либо функционирования [9, С. 302-479, 30, С. 199-403].
2.2 Основные понятия процесса индивидуализации
Основными понятиями процесса индивидуализации являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение.
Новшество:
- идея, являющаяся для конкретного лица новой;
- средство (новый метод).
Р. Н. Юсуфбекова [43, С. 215-251] охарактеризовала педагогическую индивидуализацию, как содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической действительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.
Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте. Ученые О.С. Газман, И.А. Зимней, Е.О. Смирновой, Т.Д. Марцинковской, А.И. [10, С. 15-125] считают, что индивидуализация предполагает:
- во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
- во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
- в-третьих, поддержка
человека в автономном, духовном
саморазвитии, в развитии способности
к самоопределению (
Необходимость индивидуализации воспитания обусловлена тем, что
- у учащихся имеются
различные свойства и
- создаёт предпосылки
для развития интересов и
- обладает возможностями
вызывать у учащихся
Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребёнка «быть самим собой».
В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам[30, С. 199-403, 41, С. 909-957 ]:
1) обычно учитываются
индивидуальные особенности не
каждого отдельного учащегося,
а группы учащихся, обладающих
примерно сходными
2) учитываются лишь известные особенности и их комплексы, которые важны с точки зрения воспитания (например, свойства характера или темперамента);
3) иногда, мы учитываем
некоторые свойства и
4) индивидуализация реализуется
не во всём объёме
Из всех существующих вариантов индивидуализации можно выделить три основных:
1. дифференциация воспитания,
то есть группировка
- созданные на базе специальных способностей и интересов;