Индивидуализация в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования [16, С. 147-209]. Характерной особенностью нашего времени является активизация процессов индивидуализации в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании процессов индивидуализации в системе образования [47, С. 158-159].

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

Трансформация дошкольного  воспитания в дошкольное образование  отражает мировую тенденцию развития. Ученые отмечают, что в России индивидуализация дошкольного воспитания находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии [2, С. 265-275].

Таким образом, индивидуализация дошкольного образования становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

На сегодняшний день можно  с уверенностью констатировать факт формального или содержательного  перехода большинства ДОУ в режим  поиска путей индивидуализации, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

Другой аспект связан с  качественными признаками данного  перехода: насколько индивидуализации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным [34, С. 519-679].

По мнению ученых, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов [2, С. 265-275]. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждания, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

В итоге же ДОУ вынуждены  ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученых [2, С. 265-275], те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в  сфере дошкольного образования  позволяет выделить ряд базовых  тенденций в развитии системы [46, №2].

Гуманизация устанавливает  приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное  формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений  ними в педагогическом процессе»  и является ключевым компонентом  педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности [7, С. 320-497].

Ведущим направлением гуманизации  образования считается самоопределение  личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями [7, С. 320-497, 2, С. 265-275].

Гуманизация проявляется  в усилении внимания к личности каждого  ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (Таблица 2).

Демократизация связывается  с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников  и педагогов, их заинтересованного  взаимодействия, а так же широкое  участие общественности в управлении дошкольным образованием [14, С. 474-590].

Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг  и подходов к их реализации в целях  удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований  на воспитательно-образовательный  процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы [33, С. 323-419]. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

- человекосообразности (единство  культуро - и природосообразности);

- целостности педагогического  процесса и комплексности целей;

- активности и равнопартнерства  в педагогическом взаимодействии  всех субъектов педагогического  процесса.

Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов  и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие  управляющей системы на управляемую  систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению [45, №3].

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в  первую очередь являются новые принципы:

- демократизации и гуманизации;

- системности и целостности  управления;

- централизации/децентрализации;

- взаимосвязи и разделения  стратегического, тактического и  оперативного уровней управления  и соответствующих им видов  управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

- единоначалия и коллегиальности;

- объективности и полноты  информации в принятии управленческих  решений [7, С. 320-497].

На современном этапе  существует ряд проблем в развитии  процесса индивидуализации в ДОУ, в частности:

- совмещение  программ индивидуализации с уже существующими;

- сосуществование представителей  различных педагогических концепций;

- раскол педагогического  сообщества;

- несоответствие новых  типов образовательных учреждений  требованиям родителей;

- потребность в новом  научно-методическом обеспечении;

- потребность в новых  педагогических кадрах;

- приспособление новшеств  к конкретным условиям;

- проблема изменения,  оптимизации, замены новшеств;

- проблема воспроизводства  индивидуализации и формирования условий, способствующих этому.

  1. Ученые выделяет четыре ведущих направления индивидуализации ДОУ [2, С. 265-275, 9, С. 302-479]. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.) [19, С. 187-190, 18, С.793-440]. Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников [9, С. 302-479]. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности [18, С.793-440].

          Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников [11, С. 158-159].

Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского  взаимодействия и сотрудничества детей  и взрослых посредством диалога  в педагогическом процессе [17, №3, 32, С. 189-233].

Развитие связи между  практиками и теоретиками в области  индивидуализации.

Широкая поисковая и экспериментальная  деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода [18, С.793-440].

 

 

 

 

Глава 2. Индивидуализации в дошкольном образовании

 

2.1 Предпосылки  становления индивидуализации в системе дошкольного образования

Предпосылки и источники  становления индивидуализации в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни, демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений [10, С. 302-479, 18, С.793-440].

Термин «индивидуализация» появился в исследованиях культурологов XXI в и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений.

В.А.Сластенин, Л.С.Подымова в науке выделяют три типа исследований индивидуализации:

- изучение фактов, способствующих/препятствующих  нововведениям;

- исследование индивидуализации процесса;

- управлением процессом индивидуализации;

- анализ ситуаций индивидуализации /оценка степени риска, эффективности.

Процесс индивидуализации складывается как междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии, экономики, культурологи) [30, С. 199-403].

Следует отметить, что степень  индивидуализации образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, процесс индивидуализации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации [26, С. 19-23]. Пространственно-временной континуум процесса индивидуализации охватывает накопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды (или угрозы) его стабильному функционированию [4, С. 68-285].

Следовательно, процесса индивидуализации решает определенное противоречие в образовании между функционированием как стабильным и эволюционным процессом и развитием как динамичным и революционным процессом [30, С. 199-403, 43, №6].

Существует и промежуточное  состояние, когда стабилизационные результаты начинают дифференцироваться или же когда накопленные изменения  стабилизируются (унифицируются). Индикатором  возникающей ситуации становятся тенденции  в образовании, определяющие вероятностную  линию развития либо функционирования [9, С. 302-479, 30, С. 199-403].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные понятия  процесса индивидуализации

Основными понятиями процесса индивидуализации являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение.

Новшество:

- идея, являющаяся для  конкретного лица новой;

- средство (новый метод).

Р. Н. Юсуфбекова [43, С. 215-251] охарактеризовала педагогическую индивидуализацию, как содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической действительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.

Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию  этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте. Ученые  О.С. Газман, И.А. Зимней, Е.О. Смирновой, Т.Д. Марцинковской, А.И. [10, С. 15-125]  считают, что индивидуализация предполагает:

- во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

- во-вторых, создание условий  для максимальной реализации  заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных  способностей и возможностей, характерных  именно для данного индивида;

- в-третьих, поддержка  человека в автономном, духовном  саморазвитии, в развитии способности  к самоопределению (экзистенциональному  выбору).

Необходимость индивидуализации воспитания обусловлена тем, что

- у учащихся имеются  различные свойства и состояния,  которые постоянно или временно  влияют именно на этого ученика,

- создаёт предпосылки  для развития интересов и специальных  способностей ребёнка,

- обладает возможностями  вызывать у учащихся положительные  эмоции, благотворно влиять на  их учебную мотивацию и отношение  к учебной работе [30, С. 199-403].

  Цель индивидуализации:  одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребёнка «быть самим собой».

В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам[30, С. 199-403, 41, С. 909-957 ]:

1) обычно учитываются  индивидуальные особенности не  каждого отдельного учащегося,  а группы учащихся, обладающих  примерно сходными особенностями;

2) учитываются лишь известные  особенности и их комплексы,  которые важны с точки зрения воспитания (например, свойства характера или темперамента);

3) иногда, мы учитываем  некоторые свойства и состояния,  если это важно для данного конкретного ученика (например, талант, состояние здоровья),

4) индивидуализация  реализуется  не во всём объёме воспитательной  деятельности, а эпизодически или  в каком либо виде воспитательной  работы и интегрирована с неиндивидуальной  работой.

Из всех существующих вариантов  индивидуализации можно выделить  три основных:

1. дифференциация воспитания, то есть группировка воспитанников на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для проведения воспитательной работы. Таким образом, создаются так называемые гомогенные группы, которые разделяют на 2 типа:

- созданные на базе специальных способностей и интересов;

Информация о работе Индивидуализация в ДОУ