Индивидуализация в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования [16, С. 147-209]. Характерной особенностью нашего времени является активизация процессов индивидуализации в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании процессов индивидуализации в системе образования [47, С. 158-159].

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 94.50 Кб (Скачать файл)

- сформированные на базе  уровня общего умственного развития  и состояния здоровья.

2. внутригрупповая (внутриклассная) индивидуализация воспитательной работы.

3. прохождение курса в  индивидуально различном темпе:  акселерация или ретардация.

Важно поставить индивидуальную работу с детьми на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального  и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуализации воспитания зависит педагогического профессионализма и  мастерства педагога-воспитателя. Учитывая индивидуальные особенности  ребенка,  учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. Всё это требует не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе

В  индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели должны   руководствоваться следующими принципами:

- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель-воспитанник-группа»,

- уважение самооценки личности ученика,

- вовлечение воспитанника во все виды деятельности для выявление его способностей и качеств характера,

- постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности,

- создание психологической почвы и стимулирования самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

Индивидуальная  работа с  детьми включает несколько этапов:

I. этап: приступая к индивидуальной работе воспитатель изучает научно методические основы личностно-ориентированного воспитания, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребёнка;

II этап: воспитатель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой.  Использование психолого-педагогической диагностики помогает изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременные (поступки и действия, психические состояния ребёнка), а так же эффективность воспитательного процесса.

Для успешного формирования личности дошкольника воспитатель, как правило, изучает и учитывает в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик - темперамент проявляется в индивидуальных особенностях человека, его основных чертах (Таблица 3).

Таблица 3

Учет  темперамента в  индивидуализации процесса воспитания.  

 

Темперамент

Индивидуальные  особенности

Индивидуализация  воспитания

холерик

Характерна цикличность  в деятельности и переживаниях. Может  быть резок в отношениях. Вспыльчив, раздражителен, эмоционально реактивен. Способен отдаваться делу до конца, преодолевать любые трудности, препятствия.

 При разработке ИПВ  обратить внимание на укрепление  процессов торможения, требование  доводить дело до конца, обучать  приёмам самоконтроля, саморегуляции.

сангвиник

Горячий и очень продуктивный деятель, но лишь когда ему интересно. Характерна подвижность, лёгкая приспособляемость  к изменяющимся условиям жизни; общителен, быстро находит контакт с людьми. Гибкость ума, остроумие, быстро схватывает новое, легко переключает внимание.

При разработке ИВП –  планировать деятельность с учётом интересов, привлекать к активной деятельности, поддерживать оптимистическое состояние  духа.

флегматик

Излишне спокойны, мало подвижны, инертны, доводят дело до конца,  ровны в отношениях, в меру общительны. Спокойный, настойчивый и упорный  труженик.

Необходимо направлять их действия и поступки, не торопить, давать время для «раскачки».

меланхолик

Не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, со слабыми процессами возбуждения  и торможения. Пугает новая обстановка, новые люди, склонны уходить в  себя, замыкаться в одиночестве. В  привычной обстановке может быть хорошим тружеником, успешно справляться  с  поставленными задачами.

Следует создавать  условия, вызывающие положительные эмоции, способствующие адаптации в коллективе, в общении  с людьми


 

 

Темперамент характеризует  человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается  на характере, активности, работоспособности, коммуникативности и поведении. Но картина поведения зависит  не только от особенностей типа темперамента, но и состояний нервной деятельности, от непосредственно складывающихся обстоятельств педагогических воздействий.

Изучение учащихся на основе дифференцированного подхода позволяет  выделить группы воспитанникам и по другим сходным принципам: возрасту, полу, интересам и т.п.

В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем  интеллектуального развития, детей  с физическими недостатками, трудных  подростков и др. Каждая группа воспитанников требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а так же своей системы методов педагогического воздействия (Таблица 4).

Таблица 4

Учёт качеств личности в индивидуализации процесса воспитания.  

 

Качества личности

Индивидуальные  особенности

Индивидуализация  воспитания

Высокий интеллект

Ярко выраженные умственные способности, устойчивость внимания, развитость воображения, широта интересов.

Требует уважения и внимания к уникальности его личности, учёта  особенностей его психики. Необходимо соотносить свои методы  и приёмы с более насыщенной и сложной  деятельностью. Им необходима атмосфера  сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и интеллектуальная деятельность.

«Трудные дети»

В структуре личности наблюдаются  отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в среде  общения, недоверчивость, иногда враждебность к воспитателю.

Выявить воспитательные возможности  семьи, детского коллектива, причины  возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, уровень  педагогической запущенности, положительные  качества, на которые следует опираться  в перевоспитании.


 

 

III этап: На основе установленного уровня воспитанности воспитатель проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств дошкольника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности и его идеалом и осуществляется в процессе дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребёнка.

Проектирование личности отдельного воспитанника предполагает так же знание воспитателем уровня воспитанности коллектива группы, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в коллективной деятельности. Показателями воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу,  самому себе.

IV этап: происходит дальнейшее изучение воспитанника, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учётом уровня развития конкретного воспитанника, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. Вместе с тем широко применяются методы: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.

V этап – индивидуализация процесса педагогической работы с детьми является коррекция.

Коррекция – способ педагогического  воздействия на личность, способствующей исправлению или внесению корректив  в развитие личности, закрепление  позитивных или преодоление негативных качеств.

Корректирование способствует уточнению или пересмотру коллективных, групповых индивидуальных воспитательных программ. Корректирование как бы завершает индивидуализацию воспитательного  процесса и опирается на его результаты. Как уточняющий способ он используется и при составлении характеристик  школьников, воспитательных программ, выборе методов и форм деятельности.

Наиболее эффективными  методами и приёмами корректирования  является наблюдение и самонаблюдение, анализ и самоанализ, оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль (Приложение 2).

Таким образом, индивидуализация – важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение  ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и форм с  учётом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения  гармоничного, целостного её развития (социально- типичного, индивидуально-своеобразного) (Приложение 1).  

Эффективность индивидуализации зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания дошкольников конкретной группы, от установления  уровня воспитанности каждого ребёнка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства воспитателя [10, С. 15-125].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Не менее важны и  такие характеристики педагога, как  новаторство, инновационный потенциал  и поведений, восприимчивость к  новому. Феномен новаторства проявляется  у тех педагогов, которые ставят своей целью введение нового, высокий  интеллектуальный потенциал, критичное  отношение, поиск альтернатив.

Газман О.С., И.А. Зимней, Е.О. Смирновой, Т.Д. Марцинковской, [10, С. 15-125]  охарактеризовали умение педагогического коллектива включится в процесс индивидуализации, как способность создавать, воспринимать и реализовывать новшества, а так же своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.

Восприимчивость как черта  процесса индивидуализации, определяется чувствительностью, готовностью, чувством нового, ознакомлением с проблемой, анализом имеющихся путей её решения, выбором пути, принятием последствий выбора решения.

Содержание педагогической деятельности в образовательном индивидуализированном процессе существенно отличается от традиционной.

Во-первых, значительно усложняется  деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку  быстро развивается её технологическая  основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов  работы.

Кроме того, современные  информационные технологии выдвигают  дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам.

Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного  образования, где в качестве центральной  фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность [2, С. 187-190].

Важной функцией воспитателя  становится умение поддержать ребенка  в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в  мире, облегчить решение возникающих  проблем, помочь освоить разнообразную  информацию[21, С. 187-190].

Т.Д. Марцинковской, А.И. Савенкова, В.С. Мухиной отмечают, что в мировом образовательном сообществе в связи с этим появился и стал использоваться новый термин – фасилитатор – тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться.

  1. В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие воспитателя с отдельным ребенком довольно слабое [41, С. 909-957].

Таким образом, необходимыми предпосылками процесса индивидуализации деятельности в ДОУ выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость и фасилитация.

Изменение позиций педагога и ребенка в образовательном  процессе требуют перестройки системы  взаимодействия, прежде всего взаимодействия педагогов – их интеграции и индивидуализации, а также совершенствования взаимодействия в триаде «педагог – ребенок – родители». Это является с одной стороны, предпосылкой процесса индивидуализации а в ДОУ, с другой – результатом и показателем его успешности.

 

2.4 Закономерности протекания процессами индивидуализации

Процесс индивидуализации, как любой другой, подчиняется определенным законам. На них указывает в своей работе Д.Б. Эльконин [49, С. 451-579].

Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Инновация обусловливает необратимые  деструктивные изменения в инновационной  социально-педагогической среде: начиная  с разрушения целостных представлений, образов и конкретного сознания, взглядов отдельных субъектов.

Информация о работе Индивидуализация в ДОУ