Индивидуализация в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования [16, С. 147-209]. Характерной особенностью нашего времени является активизация процессов индивидуализации в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании процессов индивидуализации в системе образования [47, С. 158-159].

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 94.50 Кб (Скачать файл)

а) структурной организации  социального заказа в области  дошкольного образования. Если выделить аспекты социального заказа, формируемые  на разных уровнях общественного  развития и развития образовательной  системы, мы получим федеральный, национально-региональный и внутриинституционный (ДОУ) компоненты, одновременно представляющие структурные  элементы Госстандарта в области  дошкольного образования;

б) смены этапов и уровней  развертывания сущностных сил субъекта. Представление социального развития как смены определенных этапов социализации субъекта позволяет зафиксировать  логику и направленность развития всех субъектов учебно-воспитательного  процесса в ДОУ (адаптация, интеграция, индивидуализация);

в) смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ. Зафиксированная в таких понятиях, как «воздействие», «взаимодействие», «самовоздействие», траектория развития детей, родителей, педагогов в совместной деятельности предстает основным механизмом смены предложенных выше форм и видов управления [28, С. 369-538].

Деятельность ДОУ в  режиме процесса индивидуализации педагогической работы  - целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития (Приложение 3).

Следует обратить внимание что, использование подобного алгоритма позволяет выявлять проблемные поля в функционировании и развитии дошкольного образовательного учреждения, планировать систему действий и организовывать работу по преодолению выявленных противоречий, определять промежуточные и итоговые результаты подобной деятельности, своевременно корректировать недостатки, а также прогнозировать дальнейшие линии процесса индивидуализации педагогической работы ДОУ.

Следует подчеркнуть, что  задачи и функции дошкольного  учреждения, основаны на отношении  к дошкольному возрасту как к  уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих  возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка  об окружающем мире, происходит его  интенсивное физическое и психическое  развитие. Важное значение имеет поддержка  и всемерное развитие таких качеств  личности, которые специфичны для  дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.

Список используемой литературы:

  1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 2005, С. 61-32. 
    Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 2005, С. 261-302.
  2. Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2004, С. 68-285. 
  3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 2005, С. 302-479.
  4. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопр. психол. – 2006. – №3.
  5. Истоки. Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника. // С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, К.В. Тарасова. – М., 2005, С. 379-619.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2001, С. 320-497.
  7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.,2008, С. 12-79.
  8. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Пиаже Ж. о развитии детского мышления // Флайвелл Дж. Генетическая психология Пиаже Ж. – М., 2008, С. 302-479.
  9. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. // Методические разработки для школьного психолога – М., 2009, С. 149-173.
  10. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н. – М., 2009, С. 794-961.
  11. Газман О.С. Группы и классы развития // Психологическая наука и образование. – 2006. – №3.
  12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 2006, С. 230-749.
  13. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005, С. 347-4 90.
  14. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 2006, С. 474-590.
  15. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001, С. 437-494.
  16. Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития // Вопр. психол. – 2006. – №3.
  17. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: МГУ, 2001, С. 147-209.
  18. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М., 2005, С.793-440.
  19. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 2004, С. 187-190.
  20. Карандышев Ю.Н. Развитие представлений у детей. – Минск, 2007, С. 437-492.
  21. Кожарина Л.А. Становление произвольного поведения в дошкольном детстве. Гуманизация воспитания и обучения детей дошкольного возраста. – Ровно, 2002, С. 139-427.
  22. Коломинский Я.Л. психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск: Нар. асвета, 2004, С. 391-445.
  23. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. – Красноярск, 2008, С. 109-274.
  24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. – М., 2003, С. 99-123.
  25. Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. / Пер. с англ. Л.Р. Мошинской. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, С. 19-23.
  26. Нартова - Бочавер С.К., Муховертова Е.А. Скоро в школу! – М.: ТОО «Глобус», 2005, С. 29-139.
  27. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001, С. 369-538.
  28. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб.: Речь, 2006, С. 699-723.
  29. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 2008, С. 199-403.
  30. Паренс Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. – М.: Издательский Дом «Форум», 2007, С. 19-39.
  31. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство) – М.: Апрель-Пресс, издательство Института Психотерапии, 2004, С. 189-233.
  32. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Интор, 2003, С. 819-923.
  33. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре: Учебное пособие. Игра дошкольника. – М., 2009, С. 323-419.
  34. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. – М., 2001, С. 519-679.
  35. Парамонова Л.А. К проблеме взаимосвязи обучения и творчества в дошкольном детстве / Международная конференция «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». – М., 2006, С. 913-923.
  36. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Психология интеллекта. – М., 2008, С. 19-29.
  37. Поддьяков Н.Н. Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания // Вопр. психол. – 2002. – №6.
  38. Поливанова Н.И., Раввина И.В. Диагностика системного мышления детей 6-9 лет // Психологическая наука и образование. – 2006. – №2.
  39. Психолог в начальной школе: Учеб.-практ. пособие. Абрамова Г.С., Гаврилова Т.П., Лидере А.Г. и др. – Волгоград, 2005, С. 99-157.
  40. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 2003, С. 909-957.
  41. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 2007, С. 9-15.
  42. Субботский Е.В. Концепция Л.С. Выготского о высших и низших психических функциях и современные исследования познавательного развития в младенчестве // Вопр. психол. – 2006. – №6.
  43. Р.Н. Юсуфбекова Социальная ситуация развития и проблема возраста / Формирование личности в онтогенезе. – М., 2001, С. 99-157.
  44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 2005, С. 949-957.
  45. Филиппова Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной // Психологическая наука и образование. – 2006. – №3.
  46. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать, к умению учить себя // Психологическая наука и образование. – 2006. – №2.
  47. Чиркова Т.И. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях // Дошк. воспит. – 2009. – №9.
  48. Швейко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 2008, С. 158-159.
  49. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского // Вопр. психол. – 2006. – №6.
  50. Якобсон С.Г. Программа «Радуга» // Психологическая наука и образование. – 2006. – №3.

Информация о работе Индивидуализация в ДОУ