Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования [16, С. 147-209]. Характерной особенностью нашего времени является активизация процессов индивидуализации в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании процессов индивидуализации в системе образования [47, С. 158-159].
Закон финальной реализации инновационного процесса. Инновационный процесс рано или поздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу: другой вопрос – жизнеспособно ли оно? На каком уровне с точки зрения оптимальности, эффективности процесс происходит? [11, С. 230-749 ]
Закон стереотипизации педагогических инноваций. Инновация устаревает, происходит стереотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательно рутинизация – кризис.
Закон циклической повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение новшества в новых условиях.
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин [49, С. 451-579] детально исследовали структуры процесса индивидуализации в образовательном учреждении. В своей работе они выделяют несколько видов структур.
Деятельностная структура: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.
Субъектная структура: деятельность субъектов развития (органы управления образованием, лица, вовлеченные в процесс обновления ДОУ), функциональное и ролевое соотношение всех участников процесса индивидуализации на каждом этапе [19, С. 187-190].
Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уровнях (международном, федеральном, региональном, городском, сельском, внутри ДОУ).
Содержательная структура: рождение, разработка, освоение. Характеризует процессы индивидуализации с точки зрения их проникновения в разные области педагогической действительности: в содержание образования, технологии, формы, структуру ДОУ (системы управления) [33, С. 323-419].
Структура жизненного цикла включает следующие этапы: возникновение (идея, её оформление) – рост (детализация, конкретизация) – зрелость – освоение (диффузия, проникновение) – насыщенность – рутинизация (для основной части субъектов процесс индивидуализации перестает быть новой) – кризис – финал: новшество становится повседневным или заменяется.
Управленческая структура: программа развития.
Организационная структура: диагностика – прогнозирование – организация – практика – обобщение – внедрение.
Жизненный цикл процессов индивидуализации.
Этап открытия: зарождение,
возникновение концепции
Разработка: изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном) [14, С. 474-590].
Реализация нововведения:
практическое применение, доработка, стойкий
результат, самостоятельное существование
новшества при условии
Распространение, тиражирование: широкое внедрение, диффузия или господство новшества в конкретной области, новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну [24, С. 99-123].
Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения процессов индивидуализации.
Линейность этапов может
нарушаться: внутри одного этапа допустимы
другие, возможны разрывы, выпадение
фаз и т.д. с четвертого этапа
идет непрерывное
Этапы восприятия новшества по Д.Б. Эльконину [49, С. 451-579].
Ознакомление: человек впервые слышит о процессах индивидуализации, ещё не готов к получению дополнительной информации.
Появление интереса: интерес + поиск дополнительной информации. Пока невозможна внутренняя потребность в принятии новшества (субъект не примеряет его на себя).
Оценка: субъект примеряет, процессы индивидуализации и решает, применять ли его, ищет уточняющую информацию, критично оценивает её.
Апробация: порционное применение в практике, в зависимости от результата – принятие или отказ.
Окончательное восприятие: следует решение о принятии процессов индивидуализации, широком использовании в практике (через оценку результатов четвертого этапа) [16, С. 147-209].
Представленные параметры процессов индивидуализации необходимо адаптировать к ДОУ, которое характеризуется в настоящее время динамикой отдельных сфер и процессов. Именно инновации призваны синхронизировать и интегрировать основные аспекты функционирования и развития ДОУ в целях обеспечения качества дошкольного образования [8, С. 302-479]
Глава 3. Формирование процесса индивидуализации воспитательно-образовательной работы в ДОУ через организацию проектной деятельности
Целью проекта является формирование процесса индивидуализации воспитательно-образовательной работы в ДОУ через организацию проектной деятельности на основе изучения и удовлетворения потребностей участников образовательного процесса.
Курс «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» разработан на основе изучения фундаментальных и современных психологических исследований Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, Е.О. Смирновой, Т.Д. Марцинковской, А.И. Савенкова, В.С. Мухиной и др.
Проект предназначен для воспитателей, руководителей и методистов дошкольных образовательных учреждений, а также работников сферы управления образования. Материалы проекта могут быть использованы для психолого-педагогического просвещения родителей.
Цель проекта: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Задачи проекта:
1. Раскрыть теоретические основы анализа
индивидуальных различий психического
развития в дошкольном возрасте.
2. Оказать помощь в овладении аналитических
и прогностических профессиональных умений.
3. Определить приемы и способы психолого-педагогического
сопровождения индивидуального развития
детей дошкольного возраста в условиях
ДОУ.
В процессе освоения
содержания проекта участники
1) приобретут
знания:
- об основных закономерностях психического
развития детей дошкольного возраста;
- о механизмах интеллектуального развития
на начальных этапах онтогенеза;
- об индивидуальных особенностях личностного
созревания и социализации в условиях
образовательного учреждения.
2) получат
представления:
- о соотношении понятий «обучение» и «развитие»;
- об особенностях гендерной социализации
в дошкольном возрасте;
- о современных диагностических методах
мониторинга психического развития детей.
3) освоят
навыки:
- анализа индивидуальных различий в стилях
педагогической деятельности и общения;
- организации индивидуальной работы по
коррекции интеллектуального и социального
развития в дошкольном возрасте.
Форма анализа проекта:
- промежуточная, в форме тестирования
знаний по каждой теме проекта;
- итоговая, в форме дифференцированного
зачета по результатам выполнения контрольного
задания.
№ |
Тема |
Краткое содержание |
1. |
Исследование индивидуальности и развития в возрастной психологии |
Подход к проблеме соотношения
обучения и развития в основных психологических
школах. |
2. |
Общая характеристика дошкольного возраста |
Основные новообразования
дошкольного возраста. |
3. |
Познавательное развитие в дошкольном возрасте |
Познавательная деятельность
дошкольника. Специфика детского творчества. |
4. |
Возрастные и индивидуальные особенности социализации дошкольников |
Социализация и ее значение
для развития личности. |
5. |
Гендерные особенности детей дошкольного возраста |
Пол и гендер. Теории гендерной
идентификации. Гендерная идентичность
детей дошкольного возраста: возрастные
особенности, факторы и предпосылки. |
6. |
Индивидуальный стиль деятельности и общения воспитателя ДОУ |
Психологический портрет
воспитателя дошкольного |
Для начала был изучен потребительский спрос. Среди родителей провели анкетирование с целью выявления удовлетворения их запросов и желаний. Анализ ответов показал, что родителей на 70% устраивают условия, предоставленные детским садом для воспитания и образования детей. Но каждый родитель указал на необходимость введения дополнительного образования. 50% опрошенных согласны были оплачивать дополнительные услуги.
Также родители отмечали желание, занятий с детьми индивидуально. Не понимали в полной мере, что значит работа педагога с детьми, отстраняя на задний план личностную ориентацию «педагог-ребенок», развитие необходимых творческих и интеллектуальных способностей детей.
Таким образом, в разработке проекта наметилось три ведущие темы:
Благодаря разработке данного проекта и привлечению в него родителей обновили дидактическую современную мебель, дидактические материалы, развивающие игры, сенсорные комнаты, спортивные уголки, мягкие модули и прочую атрибутику развивающей среды. А так же мультимедийные диски для работы по программе в условиях.
В решении разработать проект «Индивидуализация воспитания и развития дошкольника в современных дошкольных учреждениях» помогло приложение к журналу «Управление ДОУ», где подробно рассказывалось о привлечении в организацию проекта родителей, планирование проекта в условиях индивидуализации воспитательно-образовательного процесса и индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ, которое представлено ниже.
Компонент Процесс Участник
Приемная
"Здравствуйте, я пришел"Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.
Ребенок – личность
"Уголок именинника" Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).
"Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;
воспитатель – организатор
"Звезда дня" На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки.
Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;
воспитатель – оформитель;
родители – консультанты
"Мое настроение" Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.
Ребенок и воспитатель – аналитики;
родитель – информируемый
Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться" Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности.
Ребенок – автор; воспитатель – помощник;
родитель – читатель
"СМС-почта", Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду. Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор;
родитель – активный читатель
"Я молодец, я научился"
"Ладошки успеха" Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения Ребенок – герой дня;
воспитатель – аналитик
"Панорама добрых дел" Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями Ребенок – созерцатель, аналитик;
воспитатель – аналитик, оформитель;
родитель – информируемый
Медали родительской гордости «Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная ладошка, указывается дата поступления в ДОУ); «Орден родительской славы» на выпускном вечере; «Медаль гордости» за успехи ребёнка в освоении культурно-гигиенических навыков
Ребенок – участник;
воспитатель – организатор;
родитель – помощник
Фотосалон «Семейный снимок» Поддержание эмоционального отношения к общим событиям и совместным делам с членами семьи. Способствование авторитетного отношения к взрослым членам семьи.
Ребенок и воспитатель – аналитики;
родитель – информируемый
Портфолио ребенка Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.
Ребенок – активный участник;
воспитатель – издатель;
родитель – помощник
Рубрика "Ждем на индивидуальную работу" Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования
Воспитатель – организатор;
родитель – активный помощник
"Новости дня" Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение.