Индивидуализация в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования [16, С. 147-209]. Характерной особенностью нашего времени является активизация процессов индивидуализации в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании процессов индивидуализации в системе образования [47, С. 158-159].

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Закон финальной реализации инновационного процесса. Инновационный  процесс рано или поздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу: другой вопрос – жизнеспособно ли оно? На каком уровне с точки зрения оптимальности, эффективности процесс  происходит? [11, С. 230-749 ]

Закон стереотипизации педагогических инноваций. Инновация устаревает, происходит стереотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательно  рутинизация – кризис.

Закон циклической повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение  новшества в новых условиях.

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин [49, С. 451-579] детально исследовали структуры процесса индивидуализации в образовательном учреждении. В своей работе они выделяют несколько видов структур.

Деятельностная структура: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

Субъектная структура: деятельность субъектов развития (органы управления образованием, лица, вовлеченные в  процесс обновления ДОУ), функциональное и ролевое соотношение всех участников процесса индивидуализации на каждом этапе [19, С. 187-190].

Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уровнях (международном, федеральном, региональном, городском, сельском, внутри ДОУ).

Содержательная структура: рождение, разработка, освоение. Характеризует  процессы индивидуализации с точки зрения их проникновения в разные области педагогической действительности: в содержание образования, технологии, формы, структуру ДОУ (системы управления) [33, С. 323-419].

Структура жизненного цикла  включает следующие этапы: возникновение (идея, её оформление) – рост (детализация, конкретизация) – зрелость – освоение (диффузия, проникновение) – насыщенность – рутинизация (для основной части  субъектов процесс индивидуализации перестает быть новой) – кризис – финал: новшество становится повседневным или заменяется.

Управленческая структура: программа развития.

Организационная структура: диагностика – прогнозирование  – организация – практика –  обобщение – внедрение.

Жизненный цикл процессов индивидуализации.

Этап открытия: зарождение, возникновение концепции новшества.

Разработка: изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном) [14, С. 474-590].

Реализация нововведения: практическое применение, доработка, стойкий  результат, самостоятельное существование  новшества при условии восприимчивости.

Распространение, тиражирование: широкое внедрение, диффузия или  господство новшества в конкретной области, новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну [24, С. 99-123].

Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения процессов индивидуализации.

Линейность этапов может  нарушаться: внутри одного этапа допустимы  другие, возможны разрывы, выпадение  фаз и т.д. с четвертого этапа  идет непрерывное усовершенствование.

Этапы восприятия новшества  по Д.Б. Эльконину [49, С. 451-579].

Ознакомление: человек впервые слышит о процессах индивидуализации, ещё не готов к получению дополнительной информации.

Появление интереса: интерес + поиск дополнительной информации. Пока невозможна внутренняя потребность  в принятии новшества (субъект не примеряет его на себя).

Оценка: субъект примеряет, процессы индивидуализации и решает, применять ли его, ищет уточняющую информацию, критично оценивает её.

Апробация: порционное применение в практике, в зависимости от результата – принятие или отказ.

Окончательное восприятие: следует решение о принятии процессов индивидуализации, широком использовании в практике (через оценку результатов четвертого этапа) [16, С. 147-209].

Представленные параметры  процессов индивидуализации необходимо адаптировать к ДОУ, которое характеризуется в настоящее время динамикой отдельных сфер и процессов. Именно инновации призваны синхронизировать и интегрировать основные аспекты функционирования и развития ДОУ в целях обеспечения качества дошкольного образования [8, С. 302-479]

 

 

 

 

Глава 3. Формирование процесса индивидуализации воспитательно-образовательной работы в ДОУ через организацию проектной деятельности

Целью проекта является формирование процесса индивидуализации воспитательно-образовательной работы в ДОУ через организацию проектной деятельности на основе изучения и удовлетворения потребностей участников образовательного процесса.

Курс «Индивидуализация  образовательного процесса в ДОУ» разработан на основе изучения фундаментальных  и современных психологических  исследований Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, Е.О. Смирновой, Т.Д. Марцинковской, А.И. Савенкова, В.С. Мухиной и др.

Проект  предназначен для воспитателей, руководителей и методистов дошкольных образовательных учреждений, а также работников сферы управления образования. Материалы проекта могут быть использованы для психолого-педагогического просвещения родителей.

Цель проекта: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Задачи проекта:  
1. Раскрыть теоретические основы анализа индивидуальных различий психического развития в дошкольном возрасте. 
2. Оказать помощь в овладении аналитических и прогностических профессиональных умений. 
3. Определить приемы и способы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

 

В процессе освоения содержания проекта участники  
1) приобретут знания:  
- об основных закономерностях психического развития детей дошкольного возраста; 
- о механизмах интеллектуального развития на начальных этапах онтогенеза;  
- об индивидуальных особенностях личностного созревания и социализации в условиях образовательного учреждения.  
2) получат представления:  
- о соотношении понятий «обучение» и «развитие»; 
- об особенностях гендерной социализации в дошкольном возрасте; 
- о современных диагностических методах мониторинга психического развития детей. 
3) освоят навыки:  
- анализа индивидуальных различий в стилях педагогической деятельности и общения; 
- организации индивидуальной работы по коррекции интеллектуального и социального развития в дошкольном возрасте.

Форма анализа проекта: 
- промежуточная, в форме тестирования знаний по каждой теме проекта; 
- итоговая, в форме дифференцированного зачета по результатам выполнения контрольного задания.

Тематическое планирование:

  • Исследование индивидуальности и развития в возрастной психологии;

  • Общая характеристика дошкольного возраста;

  • Познавательное развитие в дошкольном возрасте;

  • Возрастные и индивидуальные особенности социализации дошкольников;

  • Гендерные особенности детей дошкольного возраста;

  • Индивидуальный стиль деятельности и общения воспитателя ДОУ    (Таблица 5).

Таблица 5

Содержание тематического плана:

№  
п/п

Тема 

Краткое содержание

1.

Исследование индивидуальности и развития в возрастной психологии

Подход к проблеме соотношения  обучения и развития в основных психологических  школах.  
Психодинамические качества как основа индивидуальности. 
Личностные качества и характеристики.

2.

Общая характеристика дошкольного  возраста

Основные новообразования  дошкольного возраста.  
Кризис трех лет. Младший дошкольник. Старший дошкольник. Кризис семи лет.

3.

Познавательное развитие в дошкольном возрасте

Познавательная деятельность дошкольника. Специфика детского творчества. 
Компьютерная игра как средство развития ребенка.

4.

Возрастные и индивидуальные особенности социализации дошкольников

Социализация и ее значение для развития личности. 
Психологическое содержание процесса социализации дошкольников.  
Индивидуальный стиль социализации. 
Социальный статус и методы его изучения в детском возрасте. 
Адаптация ребенка к ДОУ.

5.

Гендерные особенности детей  дошкольного возраста

Пол и гендер. Теории гендерной  идентификации. Гендерная идентичность детей дошкольного возраста: возрастные особенности, факторы и предпосылки. 
Средства формирования гендерной идентичности детей: специфика и возможности реализации.

6.

Индивидуальный стиль  деятельности и общения воспитателя  ДОУ

Психологический портрет  воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Индивидуальный стиль деятельности воспитателя ДОУ. 
Особенности педагогического общения в дошкольном образовательном учреждении.


 Для начала был изучен потребительский спрос. Среди родителей провели анкетирование с целью выявления удовлетворения их запросов и желаний. Анализ ответов показал, что родителей на 70% устраивают условия, предоставленные детским садом для воспитания и образования детей. Но каждый родитель указал на необходимость введения дополнительного образования. 50% опрошенных согласны были оплачивать дополнительные услуги.

Также родители отмечали желание, занятий с детьми индивидуально. Не понимали в полной мере, что значит работа педагога с детьми, отстраняя на задний план личностную ориентацию «педагог-ребенок», развитие необходимых творческих и интеллектуальных способностей детей.

Таким образом, в разработке проекта  наметилось три ведущие темы:

    • введение дополнительного образования;
    • повышение качества коррекционного процесса, внедрение плана индивидуализации педагогического процесса детей;

Благодаря разработке данного  проекта и привлечению в него родителей обновили дидактическую  современную мебель, дидактические материалы, развивающие игры, сенсорные комнаты, спортивные уголки, мягкие модули и прочую атрибутику развивающей среды. А так же мультимедийные диски для работы по программе в условиях.

В решении разработать проект «Индивидуализация воспитания и развития дошкольника в современных дошкольных учреждениях» помогло приложение к журналу «Управление ДОУ», где подробно рассказывалось о привлечении в организацию проекта родителей, планирование проекта в условиях индивидуализации воспитательно-образовательного процесса и индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ, которое представлено ниже.

Компонент Процесс Участник

Приемная

"Здравствуйте, я пришел"Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.

 Ребенок – личность

"Уголок именинника" Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).

"Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;

воспитатель – организатор

"Звезда дня" На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки.

Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;

воспитатель – оформитель;

родители – консультанты

"Мое настроение" Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.

Ребенок и воспитатель – аналитики;

родитель – информируемый

Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться" Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности.

Ребенок – автор; воспитатель – помощник;

родитель – читатель

"СМС-почта", Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду. Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор;

родитель – активный читатель

"Я молодец, я научился"

"Ладошки успеха" Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения Ребенок – герой дня;

воспитатель – аналитик

"Панорама добрых дел" Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями Ребенок – созерцатель, аналитик;

воспитатель – аналитик, оформитель;

родитель – информируемый

Медали родительской гордости «Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная ладошка, указывается дата поступления в ДОУ); «Орден родительской славы» на выпускном вечере; «Медаль гордости» за успехи ребёнка в освоении культурно-гигиенических навыков

Ребенок – участник;

воспитатель – организатор;

родитель – помощник

Фотосалон «Семейный снимок» Поддержание эмоционального отношения к общим событиям и совместным делам с членами семьи. Способствование авторитетного отношения к взрослым членам семьи.

Ребенок и воспитатель – аналитики;

родитель – информируемый

Портфолио ребенка Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

Ребенок – активный участник;

воспитатель – издатель;

родитель – помощник

Рубрика "Ждем на индивидуальную работу" Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования

Воспитатель – организатор;

родитель – активный помощник

"Новости дня" Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение.

Информация о работе Индивидуализация в ДОУ