Индивидуализация в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования [16, С. 147-209]. Характерной особенностью нашего времени является активизация процессов индивидуализации в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании процессов индивидуализации в системе образования [47, С. 158-159].

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 Ребенок – соавтор;

воспитатель – автор;

родитель – информируемый

"Чудо-носочки" (варежки и т. п.) Воспитатель поочередно крепит на стенд "носок дошкольника" с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома.

Ребенок – участник;

воспитатель – организатор;

родитель – помощник

"Азбука настроения" Получение педагогом обратной связи после деятельности с ребенком или в определённые отрезки времени (утро, вечер)

Ребенок – аналитик;

воспитатель – диагностик

«Цветок настроения» "Вымпел" Размещение на "Вымпеле" фотографии ребенка, ставшего победителем соревнований

 Ребенок – участник

"Книга рекордов" Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в "Книгу рекордов"

Ребенок – участник;

воспитатель по ФИЗО – издатель

Волшебный цветок мудрости В приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители вписывают советы, афоризмы и пожелания по обозначенной на сердцевине цветка проблеме: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка самостоятельности», «Чтобы ребёнок не болел», «Как можно провести выходной день», «Лаборатория исследований в нашей семье…»

Педагог – консультант;

Родитель – организатор;

ребенок – потребитель

Игровая и спальная комнаты

Творческие мастерские

Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов.

Ребенок – создатель;

воспитатель – организатор

Семейные мастер-классы Получение и систематизация информации из опыта семейных технологий воспитания и развития ребёнка.

Творческий проект «Мастерим подарки сами» Детская художественно-изобразительная деятельность к событиям (дни рождения, праздник мам и бабушек, День победы и др.)

Ребёнок – активный участник, педагог - организатор

Карта-путеводитель

Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.)

Ребенок – инициатор;

воспитатель – помощник

"Деловые хлопоты" Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец", "главный строитель", "директор гаража" и др.

Ребенок – активный участник

"Островок сокровищ", Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого.

Ребенок – коллекционер;

воспитатель – помощник;

родитель – активный соучастник

"Полянка драгоценностей"

Письмо ребёнку о любви Родители пишут письмо в стиле обращения к ребёнку в день совершеннолетия (время может быть выбрано самим родителем) с воспоминаниями о его детстве и пожеланиями, каким они хотят его видеть в будущем. Письмо можно «замуровать» в специальную колбу или коробочку, лично оформленную ребёнком совместно с родителем.

Ребенок – коллекционер;

воспитатель – помощник;

родитель – активный соучастник

Газеты, детские странички, листовки и знаки. Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми. Ребенок – автор

Письмо Деду Морозу Ребёнок совместно с взрослым создаёт письмо-обращение к Деду Морозу, оформляют его средствами художественно-изобразительного творчества.

Ребенок – дизайнер, активный участник;

воспитатель – консультант

Макеты

Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками.

Ребенок – дизайнер;

воспитатель – консультант

Мини-музеи

Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта.

Ребенок – создатель;

воспитатель – организатор;

родитель – соучастник

"Мое творчество" Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов))

Ребенок – творец;

воспитатель – координатор;

родитель – соучастник

Детский дизайн-клуб

Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта ("Огород на окне", "Ангелы сна", "Обереги")

Ребенок – дизайнер

"Ангелы сна", В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег, изготовленный ими и названный необычным именем.

У дошкольников также может быть свой ангел сна.

Родители разрабатывают совместно с детьми семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом, например, пожелания здоровья, материального благополучия, исполнения желаний. Помещается в кабинке ребёнка (ламинируется) или в личном ящике-«сокровищнице» (при наличии их в группе).

Ребенок, родитель – создатель и выдумщик;

воспитатель – соучастник

"Обереги"

Талисман счастья семьи

Коридоры, вестибюли, дополнительные площади

Стена

«Наша жизнь, наши успехи» Используется для демонстрации личных достижений ребенка в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках

Ребенок – гордый созерцатель;  

воспитатель – организатор

Фотоконкурс «Моя мама - профессионал» Выставка фотографий к 8 Марта, на которых мамы сфотографированы на рабочем месте. Нужно показать детям значимость труда мам. Аналогично оформляется выставка с фотографиями пап.

Ребенок – гордый созерцатель;

воспитатель – организатор

День открытых дверей: «День семьи….» Приглашаются родители ребёнка группы в заранее оговоренное время для организации совместной деятельности с детьми группы определённого направления.

Ребёнок и родитель – участники;

воспитатель - организатор

Стены детского творчества

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок. В специально отведённом месте размещаются продукты детской деятельности, выполненные в группе, с комментариями педагога.

Ребенок – творец;

воспитатель – организатор;

воспитатель – помощник;

родитель – соучастник

Стены детско-взрослого творчества

Дизайн-холл

Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей.

Серия ярких, эмоционально заряженных фотографий детей. Детской рукой на них написаны простые фразы, отражающие чувства ребенка. Эти плакаты объединены одной доброй идеей:

У тебя есть ребенок, и ты его очень любишь!

Поспеши домой, обними крепкои в стомиллионный раз скажи ему:

я люблю тебя, я скучал! Давай поиграем! Ребенок и родитель – автор; 

воспитатель – организатор

Социально-педагогический проект «Дети – наше всё!»

Стенды "Физкультура в творчестве детей", "Мы спортсмены" Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ

Ребенок – автор;

воспитатель по ФИЗО – организатор, аналитик

Информационно-методический кабинет

Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, медиотека) Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов, мультимедийных презентаций

Взрослый – организатор;

ребенок – зритель, собеседник

Игро-библиотека 

Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную литературу, энциклопедии, развивающие игры и игрушки, выбрать образцы и схемы макетов

• Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности.

• Обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения.

• Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания.

• Ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.

Осуществляется съёмка на заданную тему, используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс для телезрителей, ведётся рубрика «По вашим письмам». Такие мероприятия оказывают большую помощь родителям в решении проблем семейного воспитания. Педагог – библиотекарь, консультант;

Родитель – организатор;

ребенок – потребитель

Центр семейной поддержки ребёнка «От погремушки к знаниям» Телевизионный клуб для родителей «Любимые игры наших детей» Территория дошкольного учреждения

"Детская дизайн-площадка" Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле и песке ("Песочная мозаика"), в зимнее время года – на снегу. Украшение веранд и участков Ребенок – автор, соавтор;

воспитатель – соавтор, наблюдатель

"Дизайн-территория" Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов, сказочных и мультипликационных персонажей, "Деревенский уголок", малые формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д.

взрослые – дизайнеры, скульпторы;

ребенок – потребитель

"Эко-полянка" "Метеоплощадка. Лаборатория под открытым небом". Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность

Ребенок – исследователь, аналитик;

воспитатель – координатор

Происходящие трансформации  в системе дошкольного образования  обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы  изменении, что отражается в осознании  педагогической общественностью необходимости  существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы  дошкольного образования является поиск и освоение процессов индивидуализации, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), а именно конкретной группы где апробировался проект: «Индивидуализация воспитания и развития дошкольника в современных дошкольных учреждениях».

Заключение

На сегодняшний день можно  с уверенностью констатировать факт перехода большинства дошкольных образовательных  учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим процесса индивидуализации. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем педагогического процесса индивидуализации ДОУ становится наиболее важным.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением  связывается с многообразием  видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие  управляющей системы на управляемую  систему ДОУ в рамках внедрения процесса индивидуализации педагогической работы ДОУ [30, С. 199-403].

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного  образования к ведущим направлениям процесса индивидуализации в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка [12, №3].

Изменение парадигмальных установок  современного образования позволяет  рассматривать процесс индивидуализации педагогической работы с ребенком как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы [6, №3].

 

Соответственно, основные тенденции  развития дошкольного образования  связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка  и организацию комплексного сопровождения  индивидуального развития детей  дошкольного возраста. Насыщенное и  безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка  в образовательном процессе, приоритет  развивающих и воспитательных задач  в ДОУ способствуют благоприятной  социализации детей и закладывают  базовые компетентности дошкольника  в освоении мира и присвоении культуры.

Этап индивидуализации связан с анализом степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка  в соответствующем интегрированном  сообществе и определением потенциала развития в процессе максимального  раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

Интегрирование вышеперечисленных  пространств позволяет разработать  механизм комплексного медико-социально-психолого-педагогического  сопровождения индивидуального  пути развития каждого субъекта в  логике:

Информация о работе Индивидуализация в ДОУ