Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования [16, С. 147-209]. Характерной особенностью нашего времени является активизация процессов индивидуализации в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании процессов индивидуализации в системе образования [47, С. 158-159].
Ребенок – соавтор;
воспитатель – автор;
родитель – информируемый
"Чудо-носочки" (варежки и т. п.) Воспитатель поочередно крепит на стенд "носок дошкольника" с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома.
Ребенок – участник;
воспитатель – организатор;
родитель – помощник
"Азбука настроения" Получение педагогом обратной связи после деятельности с ребенком или в определённые отрезки времени (утро, вечер)
Ребенок – аналитик;
воспитатель – диагностик
«Цветок настроения» "Вымпел" Размещение на "Вымпеле" фотографии ребенка, ставшего победителем соревнований
Ребенок – участник
"Книга рекордов" Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в "Книгу рекордов"
Ребенок – участник;
воспитатель по ФИЗО – издатель
Волшебный цветок мудрости В приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители вписывают советы, афоризмы и пожелания по обозначенной на сердцевине цветка проблеме: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка самостоятельности», «Чтобы ребёнок не болел», «Как можно провести выходной день», «Лаборатория исследований в нашей семье…»
Педагог – консультант;
Родитель – организатор;
ребенок – потребитель
Игровая и спальная комнаты
Творческие мастерские
Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов.
Ребенок – создатель;
воспитатель – организатор
Семейные мастер-классы Получение и систематизация информации из опыта семейных технологий воспитания и развития ребёнка.
Творческий проект «Мастерим подарки сами» Детская художественно-изобразительная деятельность к событиям (дни рождения, праздник мам и бабушек, День победы и др.)
Ребёнок – активный участник, педагог - организатор
Карта-путеводитель
Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.)
Ребенок – инициатор;
воспитатель – помощник
"Деловые хлопоты" Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец", "главный строитель", "директор гаража" и др.
Ребенок – активный участник
"Островок сокровищ", Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого.
Ребенок – коллекционер;
воспитатель – помощник;
родитель – активный соучастник
"Полянка драгоценностей"
Письмо ребёнку о любви Родители пишут письмо в стиле обращения к ребёнку в день совершеннолетия (время может быть выбрано самим родителем) с воспоминаниями о его детстве и пожеланиями, каким они хотят его видеть в будущем. Письмо можно «замуровать» в специальную колбу или коробочку, лично оформленную ребёнком совместно с родителем.
Ребенок – коллекционер;
воспитатель – помощник;
родитель – активный соучастник
Газеты, детские странички, листовки и знаки. Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми. Ребенок – автор
Письмо Деду Морозу Ребёнок совместно с взрослым создаёт письмо-обращение к Деду Морозу, оформляют его средствами художественно-изобразительного творчества.
Ребенок – дизайнер, активный участник;
воспитатель – консультант
Макеты
Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками.
Ребенок – дизайнер;
воспитатель – консультант
Мини-музеи
Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта.
Ребенок – создатель;
воспитатель – организатор;
родитель – соучастник
"Мое творчество" Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов))
Ребенок – творец;
воспитатель – координатор;
родитель – соучастник
Детский дизайн-клуб
Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта ("Огород на окне", "Ангелы сна", "Обереги")
Ребенок – дизайнер
"Ангелы сна", В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег, изготовленный ими и названный необычным именем.
У дошкольников также может быть свой ангел сна.
Родители разрабатывают совместно с детьми семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом, например, пожелания здоровья, материального благополучия, исполнения желаний. Помещается в кабинке ребёнка (ламинируется) или в личном ящике-«сокровищнице» (при наличии их в группе).
Ребенок, родитель – создатель и выдумщик;
воспитатель – соучастник
"Обереги"
Талисман счастья семьи
Коридоры, вестибюли, дополнительные площади
Стена
«Наша жизнь, наши успехи» Используется для демонстрации личных достижений ребенка в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках
Ребенок – гордый созерцатель;
воспитатель – организатор
Фотоконкурс «Моя мама - профессионал» Выставка фотографий к 8 Марта, на которых мамы сфотографированы на рабочем месте. Нужно показать детям значимость труда мам. Аналогично оформляется выставка с фотографиями пап.
Ребенок – гордый созерцатель;
воспитатель – организатор
День открытых дверей: «День семьи….» Приглашаются родители ребёнка группы в заранее оговоренное время для организации совместной деятельности с детьми группы определённого направления.
Ребёнок и родитель – участники;
воспитатель - организатор
Стены детского творчества
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок. В специально отведённом месте размещаются продукты детской деятельности, выполненные в группе, с комментариями педагога.
Ребенок – творец;
воспитатель – организатор;
воспитатель – помощник;
родитель – соучастник
Стены детско-взрослого творчества
Дизайн-холл
Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей.
Серия ярких, эмоционально заряженных фотографий детей. Детской рукой на них написаны простые фразы, отражающие чувства ребенка. Эти плакаты объединены одной доброй идеей:
У тебя есть ребенок, и ты его очень любишь!
Поспеши домой, обними крепкои в стомиллионный раз скажи ему:
я люблю тебя, я скучал! Давай поиграем! Ребенок и родитель – автор;
воспитатель – организатор
Социально-педагогический проект «Дети – наше всё!»
Стенды "Физкультура в творчестве детей", "Мы спортсмены" Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ
Ребенок – автор;
воспитатель по ФИЗО – организатор, аналитик
Информационно-методический кабинет
Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, медиотека) Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов, мультимедийных презентаций
Взрослый – организатор;
ребенок – зритель, собеседник
Игро-библиотека
Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную литературу, энциклопедии, развивающие игры и игрушки, выбрать образцы и схемы макетов
• Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности.
• Обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения.
• Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания.
• Ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.
Осуществляется съёмка на заданную тему, используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс для телезрителей, ведётся рубрика «По вашим письмам». Такие мероприятия оказывают большую помощь родителям в решении проблем семейного воспитания. Педагог – библиотекарь, консультант;
Родитель – организатор;
ребенок – потребитель
Центр семейной поддержки ребёнка «От погремушки к знаниям» Телевизионный клуб для родителей «Любимые игры наших детей» Территория дошкольного учреждения
"Детская дизайн-площадка" Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле и песке ("Песочная мозаика"), в зимнее время года – на снегу. Украшение веранд и участков Ребенок – автор, соавтор;
воспитатель – соавтор, наблюдатель
"Дизайн-территория" Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов, сказочных и мультипликационных персонажей, "Деревенский уголок", малые формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д.
взрослые – дизайнеры, скульпторы;
ребенок – потребитель
"Эко-полянка" "Метеоплощадка. Лаборатория под открытым небом". Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность
Ребенок – исследователь, аналитик;
воспитатель – координатор
Происходящие трансформации
в системе дошкольного
Заключение
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим процесса индивидуализации. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем педагогического процесса индивидуализации ДОУ становится наиболее важным.
Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках внедрения процесса индивидуализации педагогической работы ДОУ [30, С. 199-403].
На основе анализа существующих
концепций развития дошкольного
образования к ведущим
Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать процесс индивидуализации педагогической работы с ребенком как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы [6, №3].
Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.
Этап индивидуализации связан
с анализом степени обособленности
личности педагога, родителя, ребенка
в соответствующем
Интегрирование