Инклюзивное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:04, реферат

Краткое описание

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Вложенные файлы: 1 файл

Об инклюзии.docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

Об инклюзии

Уважаемые посетители сайта, если при  чтении некоторых статей вы столкнулись  с неизвестными терминами, то, возможно, вы найдете их объяснение в нашем  разделе «Словарь терминов». В разделе  «Библиотека» мы представляем материалы, которые помогут вам больше узнать об особенностях образовательной интеграции (инклюзии). Специалистам образовательных  учреждений рекомендуем посетить раздел «Методическая копилка».

Что такое инклюзивное (включающее) образование?

По материалам Альянса правозащитных  организаций «Спасите детей» («Save the children»)

Инклюзивное или включенное образование  — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми  потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая  исключает любую дискриминацию  детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт  особые условия для детей, имеющих  особые образовательные потребности.

Свернуть 

 Опыт показывает, что из любой  жесткой образовательной системы  какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова  к удовлетворению индивидуальных  потребностей таких детей в  обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в  школах и, таким образом, выбывшие  дети становятся обособленными  и исключаются из общей системы.  Нужно понимать, что не дети  терпят неудачу, а система исключает  детей. Инклюзивные подходы могут  поддержать таких детей в обучении  и достижении успеха, что даст  шансы и возможности для лучшей  жизни.

Инклюзивное образование — процесс  развития общего образования, который  подразумевает доступность образования  для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что  обеспечивает доступ к образованию  для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится  развить методологию, направленную на детей и признающую, что все  дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное  образование старается разработать  подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для  удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и  обучение станут более эффективными в результате изменений, которые  внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это  ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и  принимать различие.

Обоснование необходимости инклюзивного образования:

обязательства по правам человека и  правам детей должны рассматриваться  в равной степени;

анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам  опекаемых людей;

анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в  результате того, что становятся более  гибкими и адаптируемыми;

в тех случаях, где ресурсы ограничены, результат может быть достигнут  без дополнительных ресурсов, если отношение и поведение участников поддерживают методологию инклюзии.

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования  именно для того чтобы не «импортировать»  систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные  идеи на основе общих принципов:

дети ходят в местный (находящийся  рядом с домом) детский сад  и школу;

программы раннего вмешательства  осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в  российской практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь  право на место в детском саду;

методология разработана для поддержки  в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей  с особыми потребностями, но и  показатели всех детей);

все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой  учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

инклюзивное образование, если оно  основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в  отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями  в их праве быть равноправными  членами своих сообществ и  общества в целом;

В заключение:

все усилия по инклюзивному образованию  основаны на правовой идеологии —  если мы делаем это из жалости или  благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты;

все дети могут учиться — мы должны создать подходящие условия  для их обучения;

есть много учреждений, которые  работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим  местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье;

Принципы очень важны, потому что  они помогают людям, работающим в  этом направлении, проводить оценку своей работы.

---------

 Заимствовано с сайта: http://school.msk.ort.ru/

Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и переспективы

Малафеев Николай Николаевич —  член-кор. РАО, профессор, директор Института  коррекционной педагогики РАО

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы  коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного  на включение индивидуума в жизнь  общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается в данной статье как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

Свернуть 

 Интеграция «проблемных» детей  в общеобразовательные учреждения  — это закономерный этап развития  системы специального образования  в любой стране мира, процесс,  в который вовлечены все высокоразвитые  страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию  неординарных детей вызван к  жизни причинами различного характера.  Совокупно их можно обозначить  как социальный заказ достигших  определенного уровня экономического, культурного, правового развития  общества и государства.

Этап этот связан с переосмыслением  обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и  осознанием обществом своей обязанности  обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности Разных областях жизни, включая образование.

По данным опроса ЮНЕСКО (1989 г.), установлено, что ¾ стран (43 из 58 опрошенных) признают необходимость развития интегрированного обучения детей с особыми потребностями. Изучение проблем интеграции отнесено к приоритетным направлениям научных  исследований в более чем половине всех стран, участвовавших в опросе.

Интеграция — не новая для  Российской Федерации проблема. В  массовых детских садах и школах России находится много детей  с отклонениями в развитии. Эта  категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду  нормально развивающихся сверстников  по разным причинам. Условно можно  разделить на четыре группы:

дети, чья «интеграция» не вольна и  обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено;

дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят обучать его в массовом детском саду или школе. К сожалению, лишь для части из них такую  форму обучения можно признать эффективной, многие через несколько лет обучения, не соответствующего особым нуждам детей, все же оказываются в специальных  учреждениях или даже полностью  «выпадают» из системы образования;

дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к  обучению в среде нормально развивающихся  сверстников, в результате чего специалисты  рекомендуют им интегрированное  обучение. В дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую  коррекционную помощь, при этом связь  между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы  осуществляется в основном (часто  только) через родителей;

воспитанники специальных дошкольных групп и классов в массовых детских садах и школах, чье  обучение и воспитание осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто  оказываются обособленными, изолированными.

Интеграционные процессы приобрели  признаки устойчивой тенденции в  России в начале 90-х годов. Это  связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию  самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.

Знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад 20 лет  назад, сразу позволило увидеть  ряд притягательных черт такого подхода  к образованию детей с психофизическими нарушениями. Интеграция привлекла  прежде всего родителей, имеющих  проблемных детей, и именно они стали  активно инициировать в начале 90—х гг. попытки обучения свои детей (с  самыми различными отклонениями в развитии) в массовых детских садах и  школах.

Несмотря на такой благоприятный  посыл, в России интеграции предстоит  стать полномасштабным явлением и обрести статус общенациональной программы в особых социокультурных  условиях, принципиально отличающихся от западноевропейских. Европа подошла  к интеграции в условиях уже установивщихся, юридически закрепленных норм демократии и, экономического подъема, Россия — в ситуации становления демократических норм, их первого законодательного оформления и глубокого экономического кризиса. Обсуждение проблем специального обучения и интеграции ведется на Западе в рамках жестких законодательных положений, регулирующих процесс интеграции; в России же такого рода обсуждения не имеют под собой законодательной базы. На Западе существуют богатые традиции благотворительности, широкая сеть негосударственных специальных учреждений, финансовые льготы для филантропов. В России традиция благотворительности была прервана в  1917 году. В настоящее время благотворительность — еще слабое  общественное движение, не стимулируемое финансовым законодательством.

В странах Запада, благодаря десятилетиям целенаправленной работы средств массовой информации и Церкви, в общественном сознании глубоко укоренилась идея равенства прав людей, независимо от состояния их здоровья и уровня развития. В России, где на десятилетия была пресечена линия церковной благотворительности, а для СМИ существовало негласное  табу на освещение проблем инвалидов, в общественном сознании надолго  закрепилось отношение к детям  с психофизическими отклонениями, к  инвалидам как к маргинальной части общества.

Особенно важно, что на Западе идеи социальной и образовательной интеграции проводятся в контексте противостояния дискриминации людей по любому признаку — расовому, половому, национальному, политическому, религиозному, этническому, состоянию здоровья.

В России же интеграция часто декларируется  как необходимость гуманного  отношения к инвалидам в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и социальных групп населения, в обстановке перманентных национальных конфликтов. В 90—х гг. на западе интеграция развивалась под лозунгом уважения к неизбежным различиям между  людьми, их права быть не такими, как  все. В России же интеграция на практике проводится под лозунгом защиты права  аномального ребенка быть таким, как все.

Из сказанного следует, что на отечественной  почве процесс Интеграции имеют  свои исторически и культурно  обусловленные истоки, а потому нам  не уйти от необходимости создания отечественной модели организации  интегрированного обучения. Вобрав в  себя критически осмысленный зарубежный опыт и экспериментальные данные отечественных исследований, мы должны развивать интеграцию, учитывая экономическое  состояние, социальные процессы, степень  зрелости демократических институтов, культурные и педагогические традиции, уровень нравственного развития общества, отношение к детям-инвалидам, закрепившееся в общественном сознании и т.д. Вместе с тем надо иметь  в виду, что «российский фактор»  — это не только тяжелые экономические  или особые социокультурные условия, но и не имеющие западных аналогов научные разработки в дефектологии, в сущности логически связанные  с проблемой интеграции. Речь идет, например, о уже существующих комплексных  программах ранней (с первых месяцев  жизни) психолого-педагогической коррекции, позволяющей вывести многих «проблемных» детей на такой уровень психофизического развития, который дает им возможность максимально рано влиться в нормальную общеобразовательную среду. Интеграция через раннюю коррекцию может стать первой, самой главной, ведущей идеей российской версии.

Информация о работе Инклюзивное образование