Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:04, реферат
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Совершенно очевидно также, что
интеграция особых детей в массовые
образовательные учреждения не снимает
проблемы их коррекционной поддержки,
без нее неординарные ученики
вряд ли смогут учиться наравне со
своими обычными одноклассниками и
реализовать свое право на образование.
Ввиду нестандартности
Наконец, мы убеждены, что не для
всех «проблемных» детей интегрированное
обучение является предпочтительнее специального.
Об этом свидетельствует как западная
статистика, так и наш собственный
опыт. Интеграция (как и любое
другое прогрессивное начинание) ни
в коем случае не должна быть тотальной
Безусловно, она может быть полезна
лишь той части особых, детей, уровень
психофизического развития которых
в целом соответствует или
близок возрастной норме. В других случаях
необходимо определять полезную меру
и формы введения особого ребенка
в коллектив нормально
Отметим, однако, что в ряде западноевропейских
стран сложилась следующая
Ранняя социализация благотворно
сказывается на формировании личности
детей и их адаптации в реальной
жизни. Благодаря интеграции, часть
«неординарных» детей, посещая ближайшую
массовую школу, сможет не разлучаться
с семьей на длительное время, как
это бывает, когда ребенок учится
в специальной школе-интернате, находящейся,
как правило, на боль-°м расстоянии
от места жительства. Родители, таким
образом, получают возможность воспитывать
своего ребенка в соответствии с
собственными жизненными установками,
влияя на него адом дома и характером
взаимоотношений в семье. Иногда
является для семьи решающим аргументом
в пользу совместно с обычными
детьми обучения. И специалист должен
научится понимать и принимать подобные
аргументы родителей. Вместе с тем
мы хотим подчеркнуть, что интегрированное
обучение само по себе не может рассматриваться
как гарантированное решение
всех проблем ребенка. Совместное обучение
— это лишь один из подходов, которому
предстоит существовать не монопольно,
а наряду с другими — традиционными
и инновационными. Он не должен вытеснять
и разрушать формы эффективной
помощи ребенку, сложившиеся и развивающиеся
в специальном образовании. Интеграция
— по сути своей и «детище» самой
дефектологии, именно в ней поколениями
работников накапливались знания и
создавались методы, позволяющие
теперь успешно организовать интегрированное
обучение. Принятый общеобразовательной
средой особый ребенок должен оставаться
под ее патронатом: учась даже в
обычном классе (группе) общеобразовательного
учреждения, ребенок должен обязательно
получать коррекционную помощь. Тем
более это необходимо ребенку, обучающемуся
в специальном классе массовой школы.
Поэтому подлинная интеграция не
противопоставляет, а сближает две
образовательные системы —
Таким образом, необходимо отметить, что, к сожалению, интегрированное обучение стоит не дешевле специального (дифференцированного), так как оно все равно требует создания особых условий для особого ребенка. Как уже отмечалось, к ним относятся:
раннее выявление отклонений в развитии и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
ответственный отбор детей, которым может быть рекомендовано интегрированное обучение, подбор его форм с учетом их возраста, особенностей интеллектуального и личностного развития, перспективы овладения цензовой программой, характером социального окружения, возможностей оказания эффективной коррекционной помощи, участия родителей в воспитании т.п.;
создание вариативных моделей
интегрированного обучения (комбинированная,
частичная и временная
наличие адекватной коррекционной
помощи каждому ребенку с отклонением
в развитии, находящемуся в условиях
полной или комбинированной
систематический контроль за развитием ребенка и эффективностью его интегрированного обучения;
обеспечение необходимых аппаратурно-
Для организации эффективного интегрированного обучения, безусловно, необходима специальная подготовка педагогических кадров. Ее целью является обучение педагогов массовых школ и детских садов основам специальной психологии и коррекционной педагогики, освоение ими специальных технологий обучения, обеспечивающих возможность индивидуального подхода к нестандартному ребенку. Такая подготовка включает комплекс взаимосвязанных задач, среди которых можно выделить несколько основных.
В первую очередь, у педагогов массовых детских садов и школ следует вызвать адекватное отношение к появлению особого ребенка: сформировать симпатию, интерес и желание учить такого ребенка.
Во-вторых, необходимо раскрыть потенциальные возможности обучения «нестандартных» детей. Показать и доказать, что такие дети могут в условиях профессионально организованной поддержки достичь уровня развития большинства своих сверстников, а в чем-то и опередить их.
В-третьих, приятие педагогом
В-четвертых, необходимо специально учить налаживать взаимодействие с родителями и близким окружением, учить сотрудничеству и партнерству.
И, наконец, необходимо познакомить
педагогов с конкретными
Эти задачи уже реализуются в
специально созданной программе
подготовки педагогов массовых детских
садов и школ к работе с детьми
с нарушенным слухом, интегрированными
в учебные заведения общего типа.
Необходимо создание юридического обеспечения
национальной программы интеграции
в России, которое, как уже отмечалось,
на сегодня практически
В этих документах признается неотъемлемое право человека-инвалида на достойную жизнь, на предоставление ему равных с другими членами социума возможностей, что для ребенка означает, в первую очередь, право свободно выбирать (через родителей) форму и способ получения стандартного образования.
Так, в одном из документов декларируется
необходимость обеспечения «
Закон «Об образовании» в рассматриваемом
контексте тоже следует расценить
как документ общего характера. В
нем отдельной строкой
Базовым правовым документом для реализации программы интегрированного обучения должен стать Закон РФ о специальном образовании, который пока существует в качестве проекта. В Законе интегрированное обучение для лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, признано одной из равнозначных форм получения ими образования (раздел II ст.7 п.1в; раздел III ст.10, ст.П п.1). Закон предписывает Российской Федерации и ее субъектам «способствовать развитию интегрированного обучения в его основных видах» (раздел III ст11 п.1).
Наконец, Закон фиксирует очень важную правовую норму: «Лица с физическими и (или) психическими недостатками имеют право на интегрированное обучение в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями при условии, что образовательное учреждение общего типа может обеспечить им необходимую специализированную помощь. Образовательное учреждение общего типа не в праве отказать таким лицам приеме по мотиву наличия у них физического и (или) психического недостатка при отсутствии противопоказаний к обучению» (раздел III ст.11 п.2).
В развитие общих правовых норм, отраженных в проекте Закона РФ о специальном образовании, необходимо разработать и принять ряд подзаконных актов, которые бы регламентировали практику интегрированного обучения. К первоочередным мерам законодательного порядка мы относим следующие:
законодательное
определение статуса
законодательное
обеспечение необходимости
проведение целенаправленной работы с обществом по его подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями;
внесение
изменений в материально-
Институт коррекционной педагогики РАО считает, что проведение взвешенной скоординированной политики в области образования, обеспечивающей в равной мере дальнейшее развитие как системы специального обучения, так и интеграционных процессов, позволит не на словах, а наделе обеспечить право родителей на выбор образовательного маршрута особого ребенка, Подлинная интеграция в образовании может состояться лишь в том случае, если специалисты, работающие в системе общего и специального обучения, сами смогут прекратить противостояние и объединиться. Это нужно нам, взрослым, но еще больше в нуждаются дети.
---------
Заимствовано с сайта: http://school.msk.ort.ru/
Являются ли понятия «инклюзия» и интеграция одинаковыми?
По материалам
пособия «Совершенствование образования»
(Improving Education/ The Promise of Inclusive Schools) Национального
Института совершенствования
Школьники учатся
и используют полученные знания по-разному.
Тем не менее, цель образования заключается
в достижении всеми учащимися
определенного общественного
Свернуть
Инклюзия
помогает претворять в жизнь
подобные устремления не