Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:04, реферат
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Свернуть
Диаграмма 1
Дети, не посещавшие школу в 2004 году
Для достижения целей развития тысячелетия и целей ЮНЕСКО по обеспечению Образования для всех (таблица 1) и необходимо обратить внимание на наиболее отверженных.
Таблица 1
Образование для всех в целях Дакара и целях развития тысячелетия
Цели Образования для всех (ОДВ) Цели развития тысячелетия (ЦРТ)
Расширять и совершенствовать всестороннее развитие и обучение ребенка с раннего детства
Всеобщее начальное образование к 2015 году
Обучающие и
развивающие программы для
Повышение уровня грамотности среди взрослого населения на 50% к 2015
Равенство полов к 2005 и половое равноправие к 2015
Улучшение
качества образования
Достичь всеобщего начального образования
Продвигать равноправие полов и оказывать поддержку женщинам
Снизить детскую смертность, а также достичь другие цели, касающиеся здравоохранения
Реализации
целей ОДВ и ЦРТ будет
Цель инклюзивного образования - поддержать образование для всех, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в обучении девочек и женщин, малоимущих, детей-инвалидов и детей, не посещающих школу.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.
Инклюзия влечет за собой изменения и модификации в содержании, подходах, структурах и стратегиях и предполагает много вариантов, а не только одну модель. Вопрос не в том, как интегрировать в основную систему образования отдельных учащихся, а в том, как трансформировать систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех учащихся
Развитие
инклюзивного образования предполагает
изменение парадигмы
установок (отношений);
образовательной политики/стратегии;
в классе.
Инклюзия это добавленная стоимость:
учителя и другие участники образовательного процесса создают позитивный опыт, который приносит радость и пользу от обучения вместе всем детям;
это процесс;
он способствует разнообразию;
он продвигает социальное единство, уважение и чувство собственного достоинства.
Инклюзия является полезной для всех:
n для
детей-инвалидов и детей,
n возросшая
толерантность, пониженная
n это значит, что школы и учителя подстраиваются и реагируют на потребности каждого ученика; такая включенность сама по себе выгодна школе, учителям и всем учащимся;
n по определению
инклюзивное образование
n инклюзивное образование предполагает непрерывный поток услуг.
Развитие инклюзивного образования затрагивает:
подходы, сферы деятельности и содержание;
государственную политику;
систему, связи и развитие;
учащихся и учителей.
Развитие
инклюзивного образования предполагает
комплексный и целостный
Стратегии подготовки и повышения квалификации учителей и администрации.
Централизованные ресурсные центры и социально-ориентированные программы.
Вовлечение родителей как ресурса.
Мульти-ведомственное сотрудничество и развитие сотрудничества всех заинтересованных сторон на местном уровне.
Управление на школьном уровне.
Планы в сфере инклюзивного образования.
Планы ОДВ/глобального партнерства.
Распознавание проблем и вмешательство на ранних стадиях с целью улучшения и обеспечения доступа к школе.
Документальную фиксацию наглядных примеров/эпизодов прогрессивного опыта.
Важная роль отводиться подготовке педагогических и управленческих кадров:
подготовка учителей является основой инклюзивного образования;
роль инспекторов, руководителей школ, обучающего персонала также немаловажна;
эпизодичное обучение не является эффективным;
учителям нужна постоянная поддержка;
учителя могут стать источником перемен.
Активное участие в управлении школой является показателем развития инклюзивного образования. При этом важно:
Участвуют ли «особенные» дети/их родители в управлении школой.
Есть ли там учителя-инвалиды либо учителя из других групп-меньшинств.
Вовлечены ли эти люди в принятие решений и имеют ли они влияние в своих общинах.
Созданы и
продолжают укрепляться международно-
Международная правовая структура в поддержку инклюзии включает в себя следующие составляющие:
В 2007 году принята
Конвенция ООН о защите прав инвалидов,
являющаяся 1-ой конвенцией о правах
человека в 21ом веке. Конвенция включает
статью по системе инклюзивного обучения
(статья 24): «Страны-участницы признают
право инвалидов на образование.
Осознавая это право без
Образование
рассматривается как средство и
основа расширения прав человека, т.е.
каждый человек имеет право на
образовании, в образовании и
способен расширить свои права через
образование (таблица 2). Доказано, что
образование положительно влияет на
экономическое развитие как на
индивидуальном, так и на социальном
уровнях. Образование также имеет
возможность влиять на социальное развитие
через, например, улучшение состояния
здоровья. Образование рассматривается
как центральный процесс на пути
строительства социального
Таблица 2
Право на образование, в образовании и через образование
Для достижения целей инклюзивного образования ЮНЕСКО разработана программу Flagship, задачами которой являются:
Установление открытых партнерских отношений
Определение четких целей и задач
Определение, оказание содействия и осуществление деятельности в поддержку этих целей
Содействие мониторингу ОДВ (напр. ОГМ)
Партнерами программы Flagship являются:
МАР;
местные и
международные организации
Юнисеф;
Международный банк;
ВОЗ;
МОТ;
Юнеско;
университеты Финляндии;
независимые эксперты.
Программа Flagship предполагает:
борьбу с дискриминацией и устранение барьеров на пути к учению и участию;
продвижение более широкого понятия образования, с тем чтобы включить в него жизненно важные навыки и учение на протяжении всей жизни;
фокусирование денежных средств и деятельности на нуждах инвалидов на пути к достижению целей ОДВ.
Стратегическими направлениями развития инклюзивного образования являются:
Развитие инклюзивной политики в сфере образования.
Планомерное развитие сотрудничества и совместных инициатив.
Создание Интернет-форума Знаний.
Выпуск статистических данных и показателей.
Развитие образования учителей.
Программа международной деятельности ЮНЕСКО по развитию инклюзивного образования включает в себя:
Разработку нормативных документов по инклюзии.
Разработку гибких учебных планов.
Сотрудничество с Международным бюро просвещения (МБП) в организации международной конференции по образованию.
Проведение
региональных встреч по
Встречи
за круглым столом с
Совместный меморандум МОТ и ВТО по общественным организациям реабилитации инвалидов
Поддержку
региональных конференций и
Распространение публикаций ЮНЕСКО
Сотрудничество
с Активной образовательной
Взаимодействие с Межведомственной сетью по образованию в чрезвычайных ситуациях (INEE) в проекте “Реконструкция ради инклюзии”
Инициирован Интернет-форум Знаний, являющийся независимой платформой, где можно поделиться информацией, материалами, опытом. На форуме размещаются публикации новостей по текущим вопросам, ссылки на существующие информационные ресурсы и базы данных, материалы, разработанные и присланные партнерами, опыт стран-партнеров (www.inclusionflagship.net).
Основные идеи инклюзивного образования заключаются в следующем:
это экономически разумно;
нет готовых рецептов, подходящих всем, все зависит от ситуации;
мы говорим о включении ВСЕХ детей;
есть хороший опыт, но его должно быть больше;
ничего не происходит за ночь – осуществлять задуманное, последовательно продвигаясь вперед;
мы не достигнем целей ОДВ, если будем продолжать действовать по старинке;
образование является не услугой, а правом.