Инклюзивное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:04, реферат

Краткое описание

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Вложенные файлы: 1 файл

Об инклюзии.docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

ознакомление  с мнением наиболее социально  незащищенных групп, в том числе  женщин, детей, инвалидов, лиц преклонного  возраста;

разделение  высказанных мнений на группы, например, политические вопросы, учебная программа, обучение, школьные здания и т.д.

описание  для каждой группы поведения, навыков, знаний и конкретных изменений, демонстрирующих, что ценности, убеждения или принципы осуществляются на практике.

Реализация  в местных условиях и культурной среде: «плоть» 

«Главную  роль в реализации программы «Образование для всех» играет государство». Дакарская  рамочная концепция действий, параграф 16

При реализации концепции инклюзивного образования  на выработанной основе необходимо учитывать  следующее:

практическую  ситуацию;

имеющиеся в  наличии ресурсы (людские, финансовые и материальные);

культурную  среду.

 Практическая  ситуация. Очевидно, что рассматриваемые  здесь вопросы, будут различными  для каждой конкретной культуры  и социального контекста. Ниже  представлены примерные вопросы,  которые помогут вам получить  реальное представление о существующей ситуации:

На каком  уровне вы работаете: государственном, районном, на уровне школы, сообщества?

Каково нынешнее положение с организацией образования  для инвалидов и других социально  незащищенных групп в вашей стране на государственном, региональном и  муниципальном уровнях?

Каково законодательство и политика в отношении инклюзии на государственном, региональном и  муниципальном уровнях?

Что в настоящий  момент препятствует инклюзии в вашей ситуации?

Имеющиеся в  наличии ресурсы. Тема ресурсов вызывает множество эмоций в процессе обсуждения инклюзивного образования. Многие заявляют, что они «не могут заниматься инклюзивным образованием, поскольку  у них недостаточно ресурсов». В  то же время, опыт многих развивающихся  стран свидетельствует о том, что ограниченность ресурсов НЕ является преградой для инклюзивного образования. Всемирная сеть организаций по внедрению  инклюзивного образования (EENET) провела  симпозиум под названием «Преодолевая ресурсные барьеры»3. Ниже приведены  некоторые выдержки из материалов этого  мероприятия:

«У вас  есть навязчивая идея об инклюзивном  образовании, которая приводит к  навязчивой идее о ресурсах... Если у  вас есть гибкая идея об инклюзивном  образовании, у вас может появиться  и более гибкое отношение к  ресурсам!» 

Какие существуют ресурсные барьеры для инклюзивного образования?

Вот основные:

люди —  их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;

денежные  и материальные средства — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение  ресурсов;

знания и  информация — безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного  опыта в обсуждении и решении  проблем.

Какие ресурсы  уже есть у нас самих или  наших сообществ?

Более богатые  развитые страны, для того, чтобы  инициировать какие-либо изменения, уделяют  больше внимания материальным ценностям:

«У нас  нет, и, следовательно, мы не можем...»

То есть, больше внимания уделяется тому, чтобы  «иметь», чем тому, чтобы «быть». На семинаре EENET участники из развивающихся  стран оспорили правильность такого подхода, заявив:

«Мы есть, и, следовательно, мы...!»

Если мы являемся находчивыми и изобретательными людьми, мы можем преодолеть многие ресурсные барьеры.

 Культурная  среда. При планировании ИО  чрезвычайно важно осознанно учитывать культурные факторы.

Факторы, способствующие инклюзии:

Концентрация  внимания на солидарности общества и  социальной ответственности.

Максимальное  использование местных ресурсов (зачастую из-за нищеты) может способствовать инклюзии, поскольку люди принимают  решения для удовлетворения своих  потребностей, не растрачивая ресурсы впустую.

Факторы, которые  могут препятствовать инклюзии:

Чрезмерный  упор на теоретические достижения и  исследования в ущерб всестороннему  развитию детей. Это особенно распространено в отдельных культурах, а также  среди представителей среднего класса в крупных городах, и может  стать серьезным препятствием к  созданию полностью инклюзивной  среды.

Уже существующая система специального образования. Это зачастую является существенным препятствием, поскольку преподаватели  традиционной школы не считают «своей работой» обучать «таких детей». Потенциально эта система могла бы быть очень  полезным ресурсом, однако, очень трудно изменить взгляды и представления.

Основные  подходы при учете культурной среды и существующих условий:

в процессе планирования необходимо определить основные факторы (связанные с особенностями  культуры и социальным контекстом), которые могут быть полезными  или вредными для инклюзии;

необходимо  учитывать и поддерживать полезные факторы;

Необходимо  бороться с вредными факторами, постепенно снижать их влияние за счет усиления более позитивных факторов (например, борьба с предубеждениями относительно инвалидности будет более эффективной, если люди будут видеть положительные  результаты инклюзии, что эффективней, нежели борьба с такими взглядами).

Постоянное  участие и критическая оценка: «кровь» 

 «Обеспечение  участия гражданского общества  в формулировании, реализации и  контроле за соблюдением общеобразовательной стратегии».

«Создание четкой и ответственной системы руководства  и управления в сфере образования».

«Эти планы ... должны быть разработаны при помощи прозрачных и демократических процедур, с участием заинтересованных сторон, в особенности, народных представителей, общественных лидеров, родителей, учащихся, неправительственных организаций  и гражданского общества". Дакарское  Заявление о национальных планах действий, параграфы 3,4 и 9

«Организации  инвалидов и родительские организации  должны участвовать в процессе на всех уровнях».

Стандартные правила, Правило 6, параграф 3

Вопросы участия  и демократии являются ключевыми  в программе инклюзии. Для того, чтобы более адекватно реагировать  и принимать различия, имеющиеся  в современном обществе, нам требуются  гибкость и совместные усилия, и  это не роскошь, а жизненная необходимость. Для обеспечения жизнеспособности и развития инклюзивного образования  необходимо найти ответы на следующие  вопросы:

Кто? Какие  группы будут участвовать?

Каким образом? Какие подходы, системы и мероприятия  могут стимулировать участие?

Когда и в  чем? Когда люди должны принимать  участие, и в каких аспектах Инклюзивного образования?

а) Кто должен участвовать? Часто оценки ИО свидетельствуют  о том, что трудности возникают, когда с некоторыми людьми «не  проконсультировались», они «не  чувствовали себя участниками», «не  поняли» или «ничего не знали» о программе.

Поэтому следует  придерживаться следующих шагов:

• Необходимо провести идентификацию ВСЕХ участников, проявивших определенную заинтересованность в ИО, и привлекать все такие  группы к участию с самого начала. В эти группы могут входить:cами  дети, в том числе не инвалиды, инвалиды, девочки и мальчики;

родители  и члены семей.

общественные  деятели;

учителя и  другие школьные работники;

государственные служащие;

неправительственные организации, организации инвалидов  и международные общественные организации;

специалисты в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и трудоустройства. 

«Когда я  закончил колледж:, Я столкнулся с  тем, что многие преподававшиеся  мне теории не работали на практике.У  меня не получалось, и у детей  не получалось... Поэтому я испробовал различные методы... Я пришел к  выводу, что в классе не хватало  демократии. Нужно было, чтобы все  могли учиться вместе... Я предложил  детям высказать свое мнение... Многие высказанные ими идеи были великолепны... Я был потрясен...! Они выдвигали  предложения и предлагали решения  проблем». Пол^Мамба, учитель начальных  классов из Замбии,  БюллетеньEENET №5.

Выявить любые  особенно маргинальные, незащищенные или незаметные в местной культуре и социальном контексте группы людей (например, лица преклонного возраста, дети-инвалиды, испытывающие серьезные  трудности с обучением).

Привлечь  к участию руководящих работников и лиц, контролирующих финансовые средства.

b) Как можно  добиться участия? Существует  множество методических материалов  по привлечению к участию, часто  именуемых «материалами по привлечению  к участию в обучении». В  некоторых странах в методических  материалах и практических пособиях  для учителей также уделяется  много внимания привлечению к  сотрудничеству. Из этих материалов  можно почерпнуть множество идей. Однако, в конечном итоге, участие  неотъемлемо связано с основными  ценностями, принципами, местными условиями  и культурной средой, и поэтому  необходима совместная творческая  разработка методики с учетом  местных особенностей.

Ниже представлены уроки, извлеченные из практического применения данного подхода:

• Чтобы  участие было реальным, а не формальным, необходима настоящая приверженность основным ценностям. Для этого потребуются  серьезный самоанализ и понимание  собственного поведения. «Методика  проведения бесед с родителями очень  полезна. Раньше, когда мы что-либо у  них спрашивали, они неохотно говорили нам правду; мне нравится методика, позволяющая давать советы и рассказывать истории. Раньше мы даже не знали, как  задавать вопросы...» Учитель, участвующий  в совместном исследовательском  проекте в Лесото

Желание услышать, самокритичность и «признание ошибок».

Необходимо  осознавать и учитывать соотношение  сил.

Родители  часто считают себя менее авторитетными, чем учителя, поэтому необходимо сделать их желанными гостями  в школе, встречаться с ними дома и с вниманием прислушиваться к их пожеланиям.

Местные традиции и представления нужно полностью  уважать и использовать.

Необходимо  развивать умение понимать других. Некоторые люди по своей природе  хорошо владеют этой методикой, а  некоторые нуждаются в обучении и практике. Например, большинству  людей очень трудно реально услышать кого-нибудь, особенно если человеку трудно выразить свои взгляды, или если беседа ведется через переводчика.

Использовать  как можно больше различных приемов  в процессе обучения. Например, обмен  мнениями, рисование, рассказы, составление  графиков и диаграмм, ролевые игры, моделирование, кукольные представления, театр и т.д.

с) Когда  и в чем? Участие необходимо на всех этапах инклюзивного образования, в том числе при:

определении систем, процедур и показателей самого участия;

сборе исходных данных и технико-экономическом  обосновании проектов;

выработке политики;

формулировании  ценностей, убеждений и принципов;

определении факторов, затрудняющих инклюзию;

определении показателей успеха;

реализации  программы на всех уровнях; .

разработке систем контроля и оценки.

Основные  составляющие надежной, адекватной и  гибкой программы инклюзивного образования

Скелет (Прочная  основа)

Ценности  и убеждения

Принципы

Показатели  успеха

Плоть(Реализация в местной культурной среде и  контексте)

Ваша практическая ситуация

Ресурсы

Культурные  факторы

Кровь (Обеспечение  активного, постоянного и эффективного участия всех основных групп)

Кто должен участвовать?

Каким образом  они должны участвовать?

Когда и в  чем?

---------

 Заимствовано  с сайта: http://school.msk.ort.ru/

Глобальные  перспективы в инклюзивном образовании

Жиль Ван  ден Брюль, Отдел развития базового образования ЮНЕСКО, Париж

В современном  мире насчитывается 650 миллионов инвалидов. Согласно данным EFA Global Monitoring  в настоящее  время более 77 миллионов детей  в мире не ходят в школу (диаграмма 1), приблизительно 30-40% детей являются инвалидами, 80% из них проживают в  развивающихся странах, 781 миллион  человек в мире являются неграмотными, 2/3 из них женщины.

Информация о работе Инклюзивное образование