Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:04, реферат
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Конечно, отсутствие
или недостаточность опыта у
учителей может затруднить подготовку
учащихся с отклонениями в развитии.
Организация интегрированного обучения
предполагает предварительное изучение
учителями учебных планов, программ,
учебников, научно-методической литературы,
адресованной специалистам коррекционного
образования. Это поможет правильно
оценить учебные достижения школьников,
определить условия, необходимые для
создания ситуации их успеха. Если совместное
обучение осуществляется учителями, не
имеющими специальной подготовки в
области коррекционной
Перспективы
развития учащихся с особенностями
психофизического развития различны.
Они зависят от характера и
тяжести основного нарушения, ближайшего
окружения, потенциальных возможностей
ребенка и приобретенных
При реализации
интегрированного обучения у учащихся
может возникнуть кризис взаимоотношений,
чему способствуют сложившиеся отрицательные
представления о детях с
----------
Правовые основы развития образовательной интеграции в Российской Федерации
А.Ю. Исаков,
главный специалист-эксперт
Реализация
прав детей с ограниченными
Читать полностью...
Как нам планировать инклюзивное образование?
Из пособия
С. Стабс «Инклюзивное
(Sue Stubbs, Inclusive Education Where There are few resources)
В процессе
планирования инклюзивного образования
необходимо не только определить его
общую концепцию, но также составить
соответствующий реалистичный план
действий. В данной главе представлены
методические рекомендации, обеспечивающие
практическое применение инклюзивного
образования в различных
Свернуть
Ключевые составляющие успешного и стабильного инклюзивного образования (ИО):
а) Прочная основа — «скелет»
ИО должно
быть подкреплено системой ценностей,
убеждений, принципов и индикаторов
успеха. Эта система будет
б) Реализация в местных условиях и культурной среде — «плоть»
ИО не является разовым проектом. Основная ошибка заключается в том, что решения, приемлемые в одном культурном контексте, впоследствии используются в совершенно другой культурной среде. Опыт показывает, что решения должны разрабатываться с учетом местных особенностей при полном использовании всех местных ресурсов, в противном случае такие решения не будут обоснованными.
в) Постоянное участие и критическая оценка — «кровь»
ИО не будет успешным, если оно будет лишь мертвой структурой. Это динамичный процесс, и чтобы сделать его «живым» требуется постоянный совместный мониторинг, с привлечением ВСЕХ участников к критическому анализу и оценке действий. Основным принципом ИО является гибкость данного вида образования и его способность реагировать на постоянные изменения, которые невозможно спрогнозировать. ИО должно постоянно оставаться живым и подвижным.
Все вместе эти составляющие — «скелет», «плоть» и «кровь» — создают сильный и живой организм со способностью к адаптации и развитию в местной культурной среде и существующих условиях
Создание прочной основы: «скелет»
Основным компонентом является создание прочной основы, которая станет «каркасом» программы. Данная основа должна включать в себя:
основные ценности и убеждения;
основные принципы;
индикаторы успеха.
Бывает, что
сначала начинается практическая реализация,
а затем разрабатывается
Основные
ценности (которые мы считаем важными
и достойными) и убеждения (которые
мы признаем правильными): убеждения
и ценности людей являются глубоко
укоренившимися, и их трудно менять.
Одним из основных барьеров, которые
упоминаются в связи с
«Негативное отношение к инклюзии является настолько серьезной преградой, что уровень затрачиваемых ресурсов является несоответствующим». юзи Майлз, «Преодолевая ресурсные барьеры », 2000 г.
Что же можно
с этим сделать? Зачастую негативное
отношение меняется тогда, когда
люди могут ВИДЕТЬ положительную
роль инклюзии на практике. Также можно
помочь людям разобраться со своими
скрытыми убеждениями и ценностями
и узнать у них, те ли это убеждения
и ценности, которые они хотели
бы защищать. Чтобы программа ИО
была устойчивой, в определенный момент
эти убеждения и ценности должны
быть открыто и четко
К таким ценностям можно отнести:
взаимное уважение;
толерантность;
осознание себя частью общества;
предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
взаимопомощь;
возможность учиться друг у друга;
возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
В различных культурах и условиях некоторым из перечисленных выше ценностей и убеждений отдается большее предпочтение. Например, во многих развивающихся странах осознание себя частью общества может быть более приоритетным, чем развитие индивидуальных навыков, в то время как в развитых странах зачастую наблюдается обратная ситуация. Во всех странах некоторые люди защищают эти ценности и убеждения и руководствуются ими в большей степени, чем остальные.
Дискриминация
и притеснения, к сожалению, также
свойственны большинству
Устранить причины
такого невежества и страха помогут
образование, обеспечение безопасности,
свобода от притеснений, что поможет
людям придерживаться более «высоких»
ценностей и отстаивать их на практике.
Таким образом, инклюзия в конечном
итоге должна рассматриваться в
таком расширенном контексте.
образования? Каждый имеет право на образование.
обучения? Все дети могут учиться.
трудностей с обучением? Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.
помощи в процессе обучения? Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.
ответственности за обучение ребенка? Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей.
различий? Различия естественны, ценны и обогащают общество.
дискриминации?
поддержки учителям? Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.
того, когда
начинается и заканчивается образование?
Укажите дополнительные темы по своему усмотрению...
Основные принципы (основные нормы поведения) возникают из ценностей и убеждений, однако, они больше связаны с действием, с тем, что нужно сделать, чтобы инклюзия стала работоспособной. Ниже представлены некоторые примерные темы для обсуждения, которые должны разрабатываться коллективно, с учетом существующих условий:
Все дети имеют право посещать местную школу, — это не зависит от особенностей ребенка или предпочтений учителя.
Адаптация системы к потребностям ребенка, а не наоборот.
Для обеспечения детям доступа к обучению необходима соответствующая поддержка (например, система Брайля, субтитры и сурдоперевод.)
Образовательная среда должна быть физически доступной и позитивной, дружелюбной по отношению к различным группам.
Издевательства, словесные унижения и дискриминация детей-инвалидов недопустимы (ребенка-инвалида нельзя упрекать в том, что «он не справляется»).
Школьное сообщество должно участвовать в решении всех вопросов, связанных с инклюзией.
Школа, семья, ребенок и общество несут совместную ответственность за решение проблем, и проблемы должны решаться с учетом социальной модели, то есть школа испытывает трудности с преподаванием, а не ребенок испытывает затруднения с обучением.
Показатели успеха (то, каким образом мы узнаем, что наши ценности, убеждения и принципы осуществляются на практике) или индикаторы успеха должны быть определены совместно, с учетом местных культурных особенностей и существующих условий.
Индекс инклюзии отражает различные показатели, которые определяются на школьном уровне с учетом конкретного контекста. Для определения показателей (индикаторов) может применяться подход, включающий следующие элементы:
создание координационной группы;
подготовка материалов на основе положений международных документов об инклюзии, тематических исследований и определений инклюзивного образования;
совместное участие в составлении перечня основных ценностей, убеждений и принципов, касающихся инклюзивного образования;