Инклюзивное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:04, реферат

Краткое описание

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Вложенные файлы: 1 файл

Об инклюзии.docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

Конечно, отсутствие или недостаточность опыта у  учителей может затруднить подготовку учащихся с отклонениями в развитии. Организация интегрированного обучения предполагает предварительное изучение учителями учебных планов, программ, учебников, научно-методической литературы, адресованной специалистам коррекционного образования. Это поможет правильно  оценить учебные достижения школьников, определить условия, необходимые для  создания ситуации их успеха. Если совместное обучение осуществляется учителями, не имеющими специальной подготовки в  области коррекционной педагогики, то оно может иметь отрицательные  последствия. В таком случае учебные  занятия проводятся так же, как  с обычными детьми, без учета особенностей детей с ОВЗ. Когда учитель  предъявляет к ученику непосильные  требования, это вызывает у него чувство собственной неполноценности. Если предъявляются чрезмерно низкие требования, это также имеет отрицательные  последствия, поскольку ученик начинает переоценивать себя. Формируется  неадекватная самооценка. Школьник не овладевает умением преодолевать трудности  и реально оценивать свои возможности. Предметные знания необходимо соотносить с жизненными планами ученика, его  практическими потребностями. Целесообразно  ставить вопросы и отвечать на них: будут ли им востребованы знания в будущем? скажутся ли они положительно на умственном и физическом развитии школьника? соответствуют ли эти  требования возможностям детей?

Перспективы развития учащихся с особенностями  психофизического развития различны. Они зависят от характера и  тяжести основного нарушения, ближайшего окружения, потенциальных возможностей ребенка и приобретенных навыков. Некоторые выпускники общеобразовательных  школ продолжат образование (чаще всего  это ученики с задержкой психического развития), а другие (например, с умственной отсталостью) будут учиться в  специальных группах профессионально-технических  училищ, выполнять неквалифицированную  работу либо пополнят ряды асоциальных групп. Это значит, что учебный процесс должен осуществляться с учетом жизненных перспектив детей с особенностями психофизического развития. В процессе обучения необходима дифференциация и индивидуализация требований. Перспективы образования детей с ОВЗ следует определять, учитывая возможности дальнейшего развития каждого ребенка и поддержку его усилий со стороны всех членов семьи.

При реализации интегрированного обучения у учащихся может возникнуть кризис взаимоотношений, чему способствуют сложившиеся отрицательные  представления о детях с особенностями  психофизического развития. Эти представления  основываются на осознании низкого  уровня их познавательных возможностей и наблюдаемых трудностях в обучении. Замкнутость этих детей, недостаточная  социальная активность усиливают их изолированность. В свою очередь, дети с особенностями психофизического развития могут испытывать информационный голод во взаимоотношениях с другими  учениками из-за незнания последними личностных и индивидуальных особенностей своих сверстников, имеющих определенные отклонения. Ученики с нормальным психофизическим развитием испытывают неудовлетворенность во взаимоотношениях из-за ограниченности социального опыта  учащихся с отклонениями в развитии, что делает их малоинтересными для  общения. Симптомами кризиса взаимоотношений  между школьниками являются: повышенная тревожность в общении, негативный характер общего эмоционального фона, проявление агрессии, нетерпимости, возбудимости. Может быть, по истечении определенного  времени ученики сумеют принять  друг друга и выстроить отношения, но возможно и обратное: кризис взаимоотношений  из явного перейдет в скрытый и  будет проявляться завуалированно. В нашем обществе такие ситуации реальны. Они имеют место в  повседневной жизни каждого взрослого  человека. Поэтому особую значимость при организации интегрированного обучения приобретает способность  педагога-психолога и социального  педагога обучать учеников, моделировать различные социальные контакты, воспитывать  у детей с отклонениями в развитии социальную выносливость.

----------

Правовые  основы развития образовательной интеграции в Российской Федерации

А.Ю. Исаков, главный специалист-эксперт Департамента молодежной политики, воспитания и  социальной защиты детей Минобрнауки  России, консультант Департамента государственной  политики в сфере воспитания, дополнительного  образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ («Нормативные документы образовательного учреждения»  № 11, 2009 г.)

Реализация  прав детей с ограниченными возможностями  здоровья на образование рассматривается  как одна из важнейших задач государственной  политики в области образования. Получение такими детьми качественного  общего и профессионального образования  является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия  в жизни общества, эффективной  самореализации в различных видах  профессиональной и социальной деятельности.

Читать полностью...

Как нам планировать  инклюзивное образование?

 Из пособия  С. Стабс «Инклюзивное образование  при ограниченных ресурсах», 2002 г.

(Sue Stubbs, Inclusive Education Where There are few resources)

В процессе планирования инклюзивного образования  необходимо не только определить его  общую концепцию, но также составить  соответствующий реалистичный план действий. В данной главе представлены методические рекомендации, обеспечивающие практическое применение инклюзивного образования в различных культурах  и социальных условиях. Опыт успешной реализации инклюзивного образования  показывает, что есть три основные составляющие, которые должны приниматься  во внимание.

Свернуть 

Ключевые  составляющие успешного и стабильного  инклюзивного образования (ИО):

а) Прочная  основа — «скелет»

ИО должно быть подкреплено системой ценностей, убеждений, принципов и индикаторов  успеха. Эта система будет формироваться  и развиваться в процессе реализации ИО, и не нужно заранее доводить ее «до совершенства». Однако, если у людей, участвующих в организации  ИО, абсолютно разные ценности, или  если эти ценности четко не определены и не осознаны, то система ИО может  легко разрушиться.

б) Реализация в местных условиях и культурной среде — «плоть»

ИО не является разовым проектом. Основная ошибка заключается в том, что решения, приемлемые в одном культурном контексте, впоследствии используются в совершенно другой культурной среде. Опыт показывает, что решения должны разрабатываться  с учетом местных особенностей при  полном использовании всех местных  ресурсов, в противном случае такие  решения не будут обоснованными.

в) Постоянное участие и критическая оценка — «кровь»

ИО не будет  успешным, если оно будет лишь мертвой  структурой. Это динамичный процесс, и чтобы сделать его «живым»  требуется постоянный совместный мониторинг, с привлечением ВСЕХ участников к  критическому анализу и оценке действий. Основным принципом ИО является гибкость данного вида образования и его  способность реагировать на постоянные изменения, которые невозможно спрогнозировать. ИО должно постоянно оставаться живым  и подвижным.

Все вместе эти составляющие — «скелет», «плоть»  и «кровь» — создают сильный  и живой организм со способностью к адаптации и развитию в местной  культурной среде и существующих условиях

Создание прочной основы: «скелет»

Основным  компонентом является создание прочной  основы, которая станет «каркасом» программы. Данная основа должна включать в себя:

основные  ценности и убеждения;

основные  принципы;

индикаторы  успеха.

Бывает, что  сначала начинается практическая реализация, а затем разрабатывается соответствующая  политика. А иногда сначала разрабатывается  политика, которая затем претворяется в жизнь. Каким бы образом это ни происходило, на определенном этапе, особенно при возникновении трудностей или проблем, программа ИО начнет выявлять реальное отношение людей, их убеждения, ценности и цели. Прочная основа может быть обеспечена личностями, «защитниками принципов», но она становится еще стабильнее, когда участникам удается прийти к единому мнению относительно этой основы. Ее базой должен стать подход к проблеме инвалидности как к проблеме прав человека, а также социальная модель инвалидности.

Основные  ценности (которые мы считаем важными  и достойными) и убеждения (которые  мы признаем правильными): убеждения  и ценности людей являются глубоко  укоренившимися, и их трудно менять. Одним из основных барьеров, которые  упоминаются в связи с инклюзией, является «негативное отношение», а  отношение является сочетанием ценностей и убеждений.

«Негативное отношение к инклюзии является настолько  серьезной преградой, что уровень  затрачиваемых ресурсов является несоответствующим». юзи Майлз, «Преодолевая ресурсные  барьеры », 2000 г.

Что же можно  с этим сделать? Зачастую негативное отношение меняется тогда, когда  люди могут ВИДЕТЬ положительную  роль инклюзии на практике. Также можно  помочь людям разобраться со своими скрытыми убеждениями и ценностями и узнать у них, те ли это убеждения  и ценности, которые они хотели бы защищать. Чтобы программа ИО была устойчивой, в определенный момент эти убеждения и ценности должны быть открыто и четко сформулированы. Основные ценности инклюзивного образования  можно найти во всех культурах, философских  системах и религиях, они отражены в большинстве основных статей международных документов о правах человека.

К таким ценностям  можно отнести:

взаимное  уважение;

толерантность;

осознание себя частью общества;

предоставление  возможностей для развития навыков  и талантов конкретного человека;

взаимопомощь;

возможность учиться друг у друга;

возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

В различных  культурах и условиях некоторым  из перечисленных выше ценностей  и убеждений отдается большее  предпочтение. Например, во многих развивающихся  странах осознание себя частью общества может быть более приоритетным, чем  развитие индивидуальных навыков, в  то время как в развитых странах  зачастую наблюдается обратная ситуация. Во всех странах некоторые люди защищают эти ценности и убеждения и  руководствуются ими в большей  степени, чем остальные.

Дискриминация и притеснения, к сожалению, также  свойственны большинству культур. Часто невежество, страх, отсутствие воспитания мешают людям поверить в  эти ценности или руководствоваться ими в своей жизни. Иногда это связано с глубоко укоренившимися традициями, как, например, угнетение женщин. Кроме того, в условиях крайней нищеты и незащищенности большую ценность приобретает базовая стратегия выживания, при которой, как правило, доминирующим является «выживание наиболее приспособленных».

Устранить причины  такого невежества и страха помогут  образование, обеспечение безопасности, свобода от притеснений, что поможет  людям придерживаться более «высоких»  ценностей и отстаивать их на практике. Таким образом, инклюзия в конечном итоге должна рассматриваться в  таком расширенном контексте.Каковы наши ценности и убеждения, касающиеся...  Согласны ли вы со следующими ценностями и убеждениями, присущими ИО?

образования? Каждый имеет право на образование.

обучения? Все дети могут учиться.

трудностей  с обучением? Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.

помощи в  процессе обучения? Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.

ответственности за обучение ребенка? Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей.

различий? Различия естественны, ценны и обогащают общество.

дискриминации? Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике. Необходимо готовить детей к жизни в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие.

поддержки учителям? Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.

того, когда  начинается и заканчивается образование? Образование начинается с самого рождения. В раннем детстве образование особенно важно, но оно не заканчивается в зрелом возрасте, — этот процесс длится всю жизнь.

Укажите дополнительные темы по своему усмотрению... 

Основные  принципы (основные нормы поведения) возникают из ценностей и убеждений, однако, они больше связаны с действием, с тем, что нужно сделать, чтобы  инклюзия стала работоспособной. Ниже представлены некоторые примерные  темы для обсуждения, которые должны разрабатываться коллективно, с  учетом существующих условий:

Все дети имеют  право посещать местную школу, —  это не зависит от особенностей ребенка  или предпочтений учителя.

Адаптация системы  к потребностям ребенка, а не наоборот.

Для обеспечения  детям доступа к обучению необходима соответствующая поддержка (например, система Брайля, субтитры и сурдоперевод.)

Образовательная среда должна быть физически доступной  и позитивной, дружелюбной по отношению  к различным группам.

Издевательства, словесные унижения и дискриминация  детей-инвалидов недопустимы (ребенка-инвалида нельзя упрекать в том, что «он  не справляется»).

Школьное  сообщество должно участвовать в  решении всех вопросов, связанных  с инклюзией.

Школа, семья, ребенок и общество несут совместную ответственность за решение проблем, и проблемы должны решаться с учетом социальной модели, то есть школа испытывает трудности с преподаванием, а  не ребенок испытывает затруднения с обучением.

Показатели  успеха (то, каким образом мы узнаем, что наши ценности, убеждения и  принципы осуществляются на практике) или индикаторы успеха должны быть определены совместно, с учетом местных  культурных особенностей и существующих условий.

Индекс инклюзии отражает различные показатели, которые  определяются на школьном уровне с  учетом конкретного контекста. Для  определения показателей (индикаторов) может применяться подход, включающий следующие элементы:

создание  координационной группы;

подготовка  материалов на основе положений международных  документов об инклюзии, тематических исследований и определений инклюзивного образования;

совместное  участие в составлении перечня  основных ценностей, убеждений и  принципов, касающихся инклюзивного образования;

Информация о работе Инклюзивное образование