Инклюзивное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:04, реферат

Краткое описание

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Вложенные файлы: 1 файл

Об инклюзии.docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

Восьмой миф: Ученики с инвалидностью должны общаться с другими детьми с такой  же или похожей инвалидностью. В  общем классе им не будет хватать  этого общения.

Не надо думать, что инвалидность, делая людей  похожими, является тем самым принципом, по которому следует дружить. Мы уверены, что все люди — как с инвалидностью, так и без инвалидности — имеют  самый разный характер, интересы и  предпочтения. Конечно, инвалидность —  фактор, который сближает людей, которые  ее имеют, но это совсем не обязательно  основа для дружеских отношений. Важно, чтобы ученики с инвалидностью  могли сами выбрать, с кем им дружить  — и с теми, у кого есть инвалидность, и с теми, у кого ее нет. А в  инклюзивном классе такая возможность  как раз есть.

 

Девятый миф: Инклюзивные школы — хорошая  идея, но ее невозможно воплотить. Для  учителей и директоров школ это слишком  сложно.

Конечно, учить  детей с разными особенностями  достаточно трудно. Но в этом самое  трудное, по словам учителей, — не сам  процесс обучения или сами ученики. Самое трудное — это большой  класс, отсутствие поддержки, ограниченные ресурсы. Тут важно не перепутать причину: хорошей школе нужны  ресурсы, возможности и талантливые  учителя. Учителя обычно хорошо справляются  с обучением разных учеников, если имеют поддержку, какие-то дополнительные приспособления и время. Мы думаем, что большинство учителей, особенно если они подготовлены к обучению разных детей, имеют необходимые  знания и навыки для обучения детей  с инвалидностью и другими  особенностями.

Десятый миф: Инклюзия — это слишком дорого и стоит дороже традиционного  специального образования.

В США, где  существует и специальная, и инклюзивная  система обучения, неоднократно проводился анализ их стоимости. Он показал, что  затраты на инклюзивное обучение ниже. А в таких статьях, как  транспорт, — значительно ниже, поскольку  дети с инвалидностью посещают школу  по соседству.

---------

 Заимствовано  с сайта: http://school.msk.ort.ru/

Насколько реально  в сегодняшней России реализация идеи инклюзивного образования?

Шилов В. С. (Москва, Россия)

Постановка  вопроса о создании в России системы  инклюзивного образования является исключительно важной. Например, только в Москве живет 24 тысячи детей-инвалидов, которые в своем большинстве  нуждаются в том, чтобы стать  полноценными членами общества. По большому счету инклюзивное образование  — это результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь каким  бы ни было ее физическое состояние, праве  на обладание всеми ценностями современной  цивилизации.

Читать полностью...

Опыт России в реализации интегративного обучения

 

Екжанова  Елена Анатольевна (доктор пед. наук, профессор) , Резникова Елена Васильевна (кандидат пед. наук). Из книги «Основы  интегрированного обучения: пособие  для вузов»

 

В России вопросы  организации и реализации интегрированного обучения требуют дальнейшего решения  не только в научно-методическом, но и в организационно-правовом отношении. О возможности осуществления  интеграционных процессов заявлено на государственном уровне, но учреждениям  образования пока еще не оказывается  должная юридическая и экономическая  поддержка. Оставляет желать лучшего содержательно-организационная и кадровая сторона дела, а также духовно-нравственная атмосфера в общеобразовательной школе.

Свернуть 

 Желание  некоторых родителей обучать  детей с проблемами в развитии  по месту жительства, их активное  участие в процессах воспитания  и обучения инициировало поиск  вариативных форм оказания специальной  педагогической помощи детям  с особыми образовательными потребностями.  Совместное обучение много дает  как здоровым школьникам, так  и детям с нарушениями в  развитии. Интеграция способствует  формированию у здоровых детей  толерантности к физическим и  психическим недостаткам одноклассников, развивает чувство взаимопомощи  и стремление к сотрудничеству, обогащает внутренний духовный  мир, совершенствует коммуникативные  навыки, т. е. дети становятся  более зрелыми в личностном  плане, гуманными гражданами, понимающими  важность совместного проживания  всех людей независимо от их  индивидуальных особенностей. У  детей с ограниченными возможностями  здоровья совместное обучение  формирует положительное отношение  к своим сверстникам, способствует  приобретению навыков адекватного  социального поведения, позволяет  полнее реализовать потенциальные  возможности развития и обучения. В совместной учебной и внеклассной  деятельности дети сплачиваются, учатся понимать проблемы другого  человека и стараются по возможности  их разрешить.

Успешность  интеграции детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся  у них физических и психических  нарушений, но и от эффективности  учитывающих эти нарушения образовательных  программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в  которую ребенок интегрируется. Реализация интегрированного обучения предполагает обязательное руководство  учебно-воспитательным процессом специалистом, который в состоянии помочь обычным  педагогам правильно организовать воспитание и обучение ребенка с  отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Для реализации интегрированного обучения детей с  психофизическими нарушениями, по мнению отечественных ученых, необходимо следующее:

— высокий  уровень и потенциал развития детей;

 — готовность  родителей активно участвовать  в развитии собственного ребенка;

 — наличие  команды педагогов и психологов, владеющих технологиями организации  интеграционных процессов и сопровождающих  всех участников интегрированного  обучения.

При организации  интегрированного обучения следует  учитывать и специфическую «российскую  особенность»: неподготовленность общества к пониманию проблем детей  с психофизическими нарушениями. Эта  особенность вынуждает специалистов проводить большую разъяснительную  работу по подготовке ученического, родительского  и педагогического коллектива образовательного учреждения.

Интеграцию  ребенка с проблемами в развитии нужно начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте, а во время школьного обучения – с оказания специальной помощи в специальном классе. Ребенок  с ограниченными возможностями  здоровья постепенно научится контактировать с обычными детьми сначала во внеучебной деятельности, а позже и в учебной.

Интегрированное обучение должно иметь свою специфику  в зависимости от возрастных особенностей детей и уровня их развития. Так, для всех малышей раннего возраста интеграция выступает в качестве определенной формы образовательно-воспитательной и медико-социальной помощи. Именно для всех, поскольку стимулирующую  и развивающую помощь должен получить каждый ребенок. На развитие здорового  ребенка ранняя психолого-педагогическая помощь окажет стимулирующее воздействие. Для ребенка с проблемами в  развитии она окажется жизненно необходимой, закладывающей основы реабилитационного  процесса. Но при коррекционном воздействии  на малыша с задержкой созревания сенсомоторных функций следует  учитывать его индивидуальные возможности  к принятию этой помощи и оказывать  ее по всем основным направлениям развития ребенка.

В дошкольном возрасте возрастают требования к обучающей  деятельности специально подготовленного  взрослого, ее адресности и целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Эти способы  чрезвычайно специфичны для детей  со сложной структурой нарушения  и с умственной недостаточностью. В дальнейшем, когда каждый педагог  или воспитатель познакомится с  концептуальными подходами, методами и приемами коррекционно-педагогического  воздействия, а в штате образовательного учреждения будет учитель-дефектолог и учитель-логопед, возможно оказание этой комплексной помощи в каждом дошкольном учреждении. Но в настоящее  время необходимо создавать дифференцированные условия обучения в дошкольных образовательных  учреждениях комбинированного вида, а также проводить совместные прогулки и праздники детей с  умственной недостаточностью и их сверстников  нормального уровня развития. Группы интегрированного обучения уместны  в центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции (в структуре  ППМС-центров), реабилитационных центрах, в которых в группе из 10–12 детей  одновременно работают 3–4 специалиста  коррекционного профиля, реализующих  во время занятий индивидуально-дифференцированный подход к детям с разным уровнем  психофизического развития. Явное преимущество создания групп интегрированного обучения и групп кратковременного пребывания на базе ППМС-центров – возможность  привлечения к данному виду работы специалистов различных профессий, таким образом создается мультидисциплинарная команда, способная реализовать  комплексный подход к реабилитации детей с наиболее сложной структурой нарушения и привлечь к занятиям их родителей.

При таком  подходе в школьном возрасте дети с умственной недостаточностью и  сложной структурой нарушения имеют  возможность обучаться в общеобразовательном  учреждении, учебно-воспитательный процесс  в котором основан на гибком сочетании  обучения и воспитания как в условиях общеобразовательных классов, так  и классов коррекционно-педагогической поддержки. А кроме того, ученики  смогут закрепить полученные навыки, знания и представления в процессе занятий в кружках и секциях  системы дополнительного образования.

В подростковом и юношеском возрасте интегративные  подходы должны углубляться, включая  обширную социальную и трудовую адаптацию. Но при этом нужна серьезная комплексная  медико-социальная экспертиза особенностей психического статуса молодых людей, с одной стороны, и с другой – постоянная поддержка их усилий занять равноправное место в группе разнополых сверстников, осуществляемая совместно с социальным педагогом.

 

Каковы же реальности интегрированного обучения в России сегодня? В системе специального образования интеграция означает возможность  обучения лиц с особыми образовательными потребностями в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или  в общеобразовательном учреждении общего назначения. Однако педагогическая практика доказывает, что закрытые образовательные учреждения, которыми являются специальные (коррекционные) школы, в целом не дают максимальной возможности для социализации их выпускников. Ученики подобных школ не «проигрывают» свою роль и роль окружения при решении многих жизненных вопросов, с трудом устанавливают  различные социальные контакты самостоятельно, в основном это осуществляется преднамеренно, под руководством взрослого и  с определенной целью. Социальные роли таких детей ограничены, что не способствует дальнейшей успешной социальной адаптации ребенка в быстро меняющемся социуме. В конечном итоге ограничение  социальных контактов сказывается  и на личностном развитии учеников специальных школ, так как обыденная  жизнь за их стенами совершенно иная, полная противоречий. Чем раньше ребенок  встречает все трудности реального  социума, тем быстрее он к ним  адаптируется, тем проще его вооружить  необходимыми социальными знаниями.

Интегрированное обучение основывается на концепции  нормализации, в основе которой лежит  идея о том, что жизнь и быт  людей с ограниченными возможностями  должны быть как можно более приближенными  к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Применительно  к детям это означает следующее:

– ребенок  с особыми образовательными потребностями  имеет общие для всех потребности, главная из которых потребность  в любви и стимулирующей его  развитие обстановке;

 – ребенок  должен вести жизнь, в максимальной  степени приближающуюся к жизни  нормальных людей;

 – учиться  могут все дети, а значит, всем  им, какими бы тяжелыми ни были  нарушения развития, должна предоставляться  возможность получения образования.

Общеобразовательная школа сегодня должна осуществлять те функции, которые исконно являлись прерогативой специальной школы: гарантировать  детям с особенностями психофизического развития физическую и социально-психологическую  безопасность, обеспечивать их специальными дидактическими средствами, создавать  условия для их личностного развития и реализации своих возможностей.

Нельзя сказать, что процессы, происходящие в российской системе образования, всегда получают полное понимание и поддержку. Ведутся  споры, взвешиваются все «за» и «против». В пользу обучения в специальных  школах приводятся следующие доводы: наличие особых условий для удовлетворения потребностей учащихся с отклонениями в развитии в медицинских и  коррекционно-педагогических услугах; многолетний опыт работы подобных учебных  заведений; наличие специального дидактического обеспечения образовательного процесса и подготовленных учителей-специалистов. Но существует и противоположная  точка зрения: в специальных школах нет условий для социальной интеграции учащихся, ограничены их жизненные  возможности.

 

В качестве доводов против интегрированного обучения приводят сложности, связанные с  материальными затратами по созданию в общеобразовательной школе  условий для обучения детей с  умственной недостаточностью. Безусловно, требуются значительные средства на обеспечение школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных  учебных помещений (классы для социально-бытовой  ориентировки (СБО), учебно-производственные мастерские). Финансовые трудности  окупаются созданием благоприятной  образовательной среды для детей  с отклонениями в развитии, тем  самым реализуется право этих учащихся на равные возможности в  получении образования.

При организации  специального обучения в общеобразовательной  школе психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной  интеграции, обусловленными социальными  и финансовыми факторами. Наше общество еще не вполне готово к принятию интеграции, в общественном сознании существуют определенные стереотипы и  предрассудки в восприятии детей  с психофизическими нарушениями. Некоторые  учителя, прежде всего учителя-дефектологи, считают, что общеобразовательная  школа не готова принять таких  детей: обычные ученики станут их унижать, и дети с особенностями  психофизического развития будут чувствовать  себя дискомфортно. Опасения специалистов не беспочвенны, но следует принимать  во внимание и тот факт, что в  целом за последние годы отношение  общества к людям с отклонениями в развитии изменилось. Больше уделяется  внимания этой проблеме средствами массовой информации, вопросы социализации инвалидов  затрагиваются и обсуждаются  на телевидении, в педагогических учебных  заведениях целенаправленно осуществляется подготовка специалистов к работе с  такими детьми, увеличилось количество факультетов и кафедр в университетах, осуществляющих подготовку специалистов для коррекционного образования.

Информация о работе Инклюзивное образование