Интерактивные приемы, методы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 09:50, реферат

Краткое описание

Общение – одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования.
Условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3 стр.

Применение средств интерактивного общения в процессе обучения 4 стр.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ……………………………………………………………………. 8 стр.
Технология проведения дискуссий ………………………………………10 стр.
Технология «Дебаты» …………………………………………………….. 14 стр.
Тренинговые технологии ………………………………………………... 19 стр.
Тренинги на уроках права ………………………………………………. 26 стр.
Осваиваем - Овладеваем – Преобразуем …………………………………. 26 стр.
От знания к осознанию …………………………………………………….. 26 стр.
Тренинг «Найти самое главное» ……………………………………………27 стр.
Тренинг «Вопрос - ответ» …………………………………………………...29 стр.
Тренинг «Ответ-слово» ……………………………………………………. 30 стр.
Тренинг «Вопрос-помощник» ………………………………………………30стр.
Тренинг «Составьте уче6ник» …………………………………………… .32 стр.
Интегративные возможности правовых курсов …………………………. .34 стр.
Игра «Международный договор» ………………………………………… .35стр.
Научная конференция по проблеме «Властно ли время над правом?» ... .36стр.
Проект «Тематическая координация учебных предметов» …………….. .36стр.
Ролевая игра "Узнаем друг друга" ……………………………………….. ..36стр.
"Правовой консилиум педагогов" ………………………………………... ..38стр.

Литература ………

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивные приемы, методы и средства + дебаты.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Организация урока. Формы урока в РКМЧП отличают­ся от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действую­щими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, де­лятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуж­дают прочитанное. Организация учебного процесса напоми­нает коллективный способ обучения А.Г. Ривина - В.К Дья­ченко, так как основой её является работа учащихся в дина­мических парах и группах.

              Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пере­сказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

При работе по модели «Зигзаг» класс делится на четвёр­ки, у каждого учащегося номер от 1-го до 4-го. После этого раздаются тексты статьи, над которой предстоит работать. Коротко обсуждается название темы, объявляется, что к кон­цу урока каждый должен разобраться в статье, понять её це­ликом. Но в статье четыре части, а в группах четыре участни­ка. Значит, каждый член группы должен будет досконально разобраться со своей частью текста, а остальные помогут ему понять другие.

После этого все первые номера объединяются для работы над своим отрывком, то же делают вторые, третьи и четвёр­тые. Таким образом, в классе теперь четыре группы и каждая работает над своей частью текста.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собствен­ное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрез­вычайно важно умение слушать и слышать другую точку зре­ния, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя - в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышле­ния является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышле­ния, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает види­мое воплощение.

Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследова­нию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.

Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология проведения дискуссий

 

Дискуссия как эффективный интерактивный метод познания, нахождения истины издавна применяется в Рос­сии. Правда, использование его было затруднено в условиях монопольного, единственно правильного «мнения сверху». В настоящее время в Российской Федерации разрешены все виды обсуждений и разговоров в любое время и в любом ме­сте.

В словаре Ожегова термины «дискуссия» и «дебаты» ­синонимы и означают обсуждение противоречия, сnoр, ве­дущийся и разрешающийся средствами вербального об­щения.

      Технология школьной, классной дискуссии (круглого стола, собрания) заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении инфор­мации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дис­куссии могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диа­гностика, преобразование, изменение установок, стимулиро­вание творчества и др., темами дискуссий - проблемы мора­ли и политики, искусства и техники, науки и спорта, медици­ны и семейных отношений и др.

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставится сразу несколько учебных целей, как чисто познава­тельных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с её темой. Если тема обширна, со­держит большой объём информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упоря­дочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться приняти­ем решения.

Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом слу­чае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия при­обретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутст­вуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить поня­тие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.

 

В школьных условиях дискуссии могут быть следующих видов:

Дискуссия-диспут. Ведущий объявляет тему и предо­ставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично веду­щим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер.

Конференция - вид дискуссии, где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции харак­терны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спо­койное их обсуждение.

    Дискуссия в печати, по радио, телевидению связана с отсутствием непосредственного контакта участников и воз­можностью неторопливого продумывания выступлений.

Прогрессивная дискуссия. Её цель - групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соот­ветствующих коммуникативных умениях и навыках. Этот вид дискуссии состоит из 5 этапов:

              а) зарождение идеи (участникам даётся время на выдви­жение идей о путях решения данной проблемы);

                   б) все предложения выписываются на доске;

     в) обсуждается каждый предложенный вариант;

                   г)рассматриваются наиболее подходящие варианты, за­тем они располагаются по степени значимости, т.е. осуществ­ляется верификация идей;

д) руководитель организует дискуссию, в результате ко­торой остаются решения, получившие наибольшее количест­во голосов, из них и выбирается окончательное.

Подобная форма дискуссии помогает вырабатывать уме­ние быстро и эффективно принимать групповое решение.

Дискуссия-соревнование. Все участники делятся на ко­манды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценива­ния предлагаемых решений: глубина решения, его доказа­тельность, логичность, чёткость, адекватность поставленной цели. Согласовывается тема дискуссии и система баллов.

Вести дискуссию в данном случае может сам учитель.

              В конце проводится коллективное обсуждение предло­женных вариантов решения проблемы или проблемной ситу­ации. Затем жюри объявляет результаты, комментирует их.

В проведении дискуссии используются различные орга­низационные методики.

                    Методика «вoпpoc - oтвeт». Данная методика – это разновидность простого собеседования, отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки во­просов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.

Стратегия ведения диалога заключается в переходе от жела­ния собеседника говорить с вами к пониманию его интересов, состояний, отношений; от понимания собеседника к приня­тию, а в случае необходимости к его убеждению.

      Процедура «Обсуждение вполголоса». Данная методи­ка предполагает проведение закрытой дискуссии в микро­группах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе ко­торой мнение своей микрогруппы докладывает её лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

     Методика клиники. При использовании «методики кли­ники» каждый из участников разрабатывает свой вариант ре­шения, предварительно дав в открытое обсуждение свой «диагноз» представленной проблемной ситуации, затем это ре­шение оценивается как руководителем, так и специально вы­деленной для этой цели группой экспертов по балльной шка­ле либо по заранее принятой системе «приятно-неприятно».

   Методика «лабиринта». Этот вид дискуссии иначе на­зывают методом последовательного обсуждения, он пред­ставляет собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Об­суждению здесь подлежат все решения, даже неверные (ту­пиковые).

Методика эстафеты. Каждый заканчивающий вы­ступление участник может передать слово тому, кому счита­ет нужным.

      Свободноплавающая дискуссия. Сущность данного ви­да дискуссии состоит в том, что группа к результату не при­ходит, но активность продолжается, уже во внутреннем пла­не. В основе такой процедуры групповой работы лежит эффект Б.В. 3ейгарник, характеризующийся высоким качест­вом запоминания незавершенных действий, поэтому участ­ники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.

Правильно организованная дискуссия проходит четыре стадии развития: ориентация, оценка, консолидация и ре­флексивный анализ.

На стадии ориентации участники дискуссии адаптиру­ются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатыва­ется определённая установка на решение поставленной про­блемы.

              Стадия оценки обычно предполагает ситуацию сопос­тавления; конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.

Стадия консолидации предполагает выработку опреде­лённых единых или компромиссных мнений, позиций, реше­ний.

 

Рефлексивный анализ и подведение итогов

 

Существенный элемент дискуссии - её анализ. Подво­дятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым при­шли участники дискуссии, подчеркиваются основные мо­менты правильного понимания проблемы, показывается ло­гичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных вопросов по конкретным вопросам темы дискус­сии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, пра­вильность употребления понятий. Оценивается умение отве­чать на вопросы, использовать приёмы доказательства и оп­ровержения, применять различные средства полемики.

Для получения обратной связи целесообразно приме­нять устные или письменные самоотчеты участников дис­куссии. Возможны две формы самоотчётов: 1) произволь­ная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чув­ствовал во время дискуссии; чего я хотел; что или кто ме­шал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискус­сия; если я почувствовал вовлечённость, то почему, если ос­тавила равнодушным, то чем я это объясняю; как я смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положи­тельный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и по­вседневной жизни?

 

Последействие дискуссии:

     а) проявление отношения к точкам зрения других участ­ников дискуссии как достойным уважения и понимания;

б) разрешение конструктивного конфликта, противоре­чия в дискуссии способствует обнаружению оптимальных стратегий решения задач;              .

              в) в дискуссии по разрешению конструктивного кон­фликта у участников формируется отношение к руководите­лю занятия не как к носителю единственно верной точки зре­ния, а как к опытному коллеге по общей работе.

 

                Ошибки в дискуссии:

- монополия руководителя занятия, который знает пра­вильный ответ, а другие должны его отгадать;

- безоговорочная вера участников в своего руководите­ля. В этом случае истина ставится в зависимость от автори­тета;

              - издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого;

              -   увлечение обсуждением абстрактных проблем, откло­нение от заданной темы;

              - нередко некоторые участники дискуссии (2-4 челове­ка) «забивают» других, не давая сказать им ни слова.

 

              Рекомендации руководителю занятия:

- постоянное движение к цели, без отклонения и отступ­ления с одновременным использованием элемента внезапно­сти, экспромта;

- соблюдение психологического равновесия между чрез­мерно активными, разговорчивыми и пассивными, молчали­выми участниками дискуссии.

 

Общие принципы дискуссии::

- равноправные субъект-субъектные отношения;

- позиция «Я - хороший, ты – хороший» (Э. Берн);

- позиция «Поймите меня правильно»;

- истина превыше всего;

- краткость - сестра таланта;

     - уважение и дружелюбие при высказываниях.

 

Правила поведения в дискуссии:

- Я критикую идеи, а не людей.

     - Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

                   - Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы уча­ствовать в обсуждении.             

                   - Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ни­ми не согласен.

                  - Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

                - Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на про­блему.

                - Я изменяю свою точку зрения под воздействием фак­тов И убедительных аргументов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Интерактивные приемы, методы и формы