Интерактивные приемы, методы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 09:50, реферат

Краткое описание

Общение – одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования.
Условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3 стр.

Применение средств интерактивного общения в процессе обучения 4 стр.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ……………………………………………………………………. 8 стр.
Технология проведения дискуссий ………………………………………10 стр.
Технология «Дебаты» …………………………………………………….. 14 стр.
Тренинговые технологии ………………………………………………... 19 стр.
Тренинги на уроках права ………………………………………………. 26 стр.
Осваиваем - Овладеваем – Преобразуем …………………………………. 26 стр.
От знания к осознанию …………………………………………………….. 26 стр.
Тренинг «Найти самое главное» ……………………………………………27 стр.
Тренинг «Вопрос - ответ» …………………………………………………...29 стр.
Тренинг «Ответ-слово» ……………………………………………………. 30 стр.
Тренинг «Вопрос-помощник» ………………………………………………30стр.
Тренинг «Составьте уче6ник» …………………………………………… .32 стр.
Интегративные возможности правовых курсов …………………………. .34 стр.
Игра «Международный договор» ………………………………………… .35стр.
Научная конференция по проблеме «Властно ли время над правом?» ... .36стр.
Проект «Тематическая координация учебных предметов» …………….. .36стр.
Ролевая игра "Узнаем друг друга" ……………………………………….. ..36стр.
"Правовой консилиум педагогов" ………………………………………... ..38стр.

Литература ………

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивные приемы, методы и средства + дебаты.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

После завершения этой работы (она может быть организована в ограниченном, заданном тренером времени, а может фиксироваться после того, когда второй номер даст сигнал первому словами: «Я Вас понял») первый и второй номера меняются местами - первый номер слушает, второй номер предъявляет результат своей работы и аргументирует его. В знак окончания 2-го этапа тренер дает общий сигнал.

Затем дает следующую инструкцию: вам отводится 2 минуты, после их истечения один из вас выступит перед группой и скажет, какие ключевые понятия были выбраны обоими участниками.

Через 2 минуты тренер дает сигнал окончания 3 этапа и предлагает перейти к выступлению пар. На специальном листе тренер фиксирует те ключевые понятия, которые пара называет. Каждая последующая пара начинает с того, что высказывает без дополнительной аргументации свое согласие

с выбором предыдущих пар, если таковое обнаруживается. Возможно, что выбор пары полностью совпал с уже предъявленным, значит, ее выступление ограничилось согласием. Если есть, что добавить, - это вносится в общий список.

После окончания выступления пар, тренер подводит итоги. Это может проходить в следующих вариантах:

- - ­

- Редко, но случается так, что последняя пара вносит в список ключевое понятие, которое не выбрали предыдущие пары. Такой выбор можно считать единичным, а потому тренер предлагает аргументи­ровать его перед всей группой. На этом основании может возникнуть дискуссия. Тренер, сообразуясь с ситуацией и временем, в какой-то момент подводит итог дискуссии, обратившись к последней паре: «Итак, в ходе дискуссии кто-то поддерживал Ваш выбор, кто-то пытался дать контраргументы. Ваше

право - оставить в общем списке выбранное вами ключевое понятие, тем самым дать понять, что контрдоводы Вас не убедили, а можете его

вычерк­нуть, поскольку аргументация, приведенная оппонен­тами, показалась Вам убедительной».

- Если единичное мнение отсутствует, то тренер, обращаясь к группе, предлагает последовательно ответить на следующие вопросы: Что дала Вам проведенная работа? Что вызвало положительные эмоции и почему? Что Вам не понравилось? Как можно использовать результат коллективного труда в Вашей непосредственной практике?

 

В чем образовательные эффекты данной формы?

- каждый из участников самостоятельно работает с текстом учебника и имеет возможность сделать собственный индивидуальный вклад в общий анализ;

- работая в паре, каждый участник имеет возможность не только предъявить свой индивидуальный выбор, но и потренироваться в его аргументированном предъявлении;

- каждый участник, с одной стороны, получает возможность увидеть, насколько его мнение совпада­ет с мнением окружающих. С другой стороны – может обнаружить несовпадение и поразмышлять по этому поводу;

    - поскольку В группе присутствуют участники с разным уровнем   аналитических способностей и предметного знания, то это создает возможность для обогащения одних и самореализации других.

   Причем, поскольку данная форма не строится, как соревнование с выделением «лучшего» или «худше­го» мнения, самолюбие участников защищено;

- каждый из участников, находясь в позиции и слушающего -понимающего, и говорящего - аргу­ментирующего, на практике отрабатывают ценные для педагога коммуникативные качества.

- Проделанная работа позволит учителю использовать ее результаты при подготовке уроков по конкретной тематике.

 

 

3. Тренинг «Вопрос - ответ»

 

Эта форма может иметь много вариантов, прежде всего потому, что тематика вопросов может быть весьма обширна: вопросы по учебному тексту; вопросы по методике (например, что можно сделать с этим текстом или как можно его упростить и т.п.); вопросы на внимание (например, что в тексте было выделено курсивом и почему?); вопросы с «подвохом», требующие неординарного ответа и т.п.

Мы даем описание одного из вариантов.

Тренер предлагает небольшой текст из учебника для индивидуального прочтения и просит в течение определен­ного времени (называет его) внимательно ознакомиться с изложенным в нем содержанием. После того, как работа над чтением закончена, тренер просит всех участников стать вкруг и, назначив первого, рассчитаться на первый-второй(если группа превышает 10 человек - на первый-третий).

Тренер: «Итак, первые номера образуют одну команду, вторые - вторую. Прошу вытащить жребий: согласно жребию торжественно объявляю, что первые номера - это наши пытливые «Почемучки, а вторые - наши умненькие «Знайки». «Почемучки» будут задавать вопросы «Знайкам», а они - удовлетворять любопытство «Почемучек» ». (Далее тренер должен точно определить границы вопросов: либо они будут какими угодно, лишь бы не выходили за пределы текста, либо будет определен какой-нибудь один из вышеука­занных вариантов).

После окончания «вопросно-ответного состязания» «Почемучки» должны посоветоваться и решить, какой ответ и по какой номинации может быть отмечен: например, приз «За обстоятельность», «За энциклопедичность», «Крат­кость» и т.д. А «Знайки» в свою очередь номинируют лучшие вопросы. Очень хорошо, если удастся зафиксировать лучшие вопросы и ответы - для кого-то из учителей это может стать своеобразным «методическим пособием».

 

В чем образовательный эффект данной формы?

- каждый из участников индивидуально работал с текстом;

- формулируя и обсуждая вопросы, каждый участник команды «Почемучек», если и не смог заявить свой вопрос, то был все же включен в работу по формули­ровке вопросов, мог высказать свое отношение, что­-то добавить и т.п.;

- каждый участник команды «Знаек», готовя ответ на вопрос, тренировал свои умения ориентироваться в вопросе, тексте, а также в умении точно и емко отвечать на поставленный вопрос;

- вопросно-ответная форма помогает разносторонне подойти к содержанию текста, что, естественно, является подспорьем для учителя, использующего этот текст в своей практике;

- работа над номинацией позволяет сосредоточить внимание учителей на самых разнообразных формах поощрения и позитивного оценивания результатов работы.

---              --              ---              -              --­

 

 

­

4. Тренинг «Ответ-слово»

 

Данная форма организуется так же, как и форма «вопрос­-ответ» . В качестве основного текста предлагается своеобраз­ный словарь определений и терминов, которые используются в учебном курсе и являются важными и ключевыми. (Кстати, составление подобного словарика может стать отдельным заданием для участников тренинга).

Одна команда задает вопросы другой. Однако в качестве вопроса выступает то или иное определение. Другая команда должна назвать слово или словосочетание, которое адекватно тому определению, которое было озвучено первой командой.

В качестве примера можем порекомендовать работу с учебником для 8-9 классов «Основы правовых знаний», в котором каждая тема снабжена специальным «Словарем урока».

 

В чем образовательный эффект данной формы?

К нему справедливо отнести все вышеперечисленные образовательные эффекты предыдущих форм, добавив следующие:

- работа с определениями дисциплинирует мышление;

- учителя осваивают культуру работы с теоретическим понятием, которое позволяет избегать многослов­ности и многозначности, дает возможность точно определять предмет разговора, дискуссии или спора;

- помогает уточнить собственное представление о том или ином явлении и соотнести его со строгим теорети­ческим определением.

 

 

5. Тренинг «Вопрос-помощник»

 

Каждый из участников выбирает отдельный небольшой законченный текст учебника (например, какой-то параграф) и начинает формулировать вопросы, которые имеют разное назначение: вопросы, помогающие читателю обратить

внимание на самое главное в этом тексте; вопросы, помога­ющие читателю обратить внимание на аргументы, которые используются в качестве основных доказательств; вопросы, помогающие читателю понять, что этого текста недостаточно для полного представления о том главном предмете (явлении, событии и т.п.), о котором идет речь в тексте.

Тренер может сразу предупредить, что вопросов должно быть не менее 9 (по три на каждый тип задания). Или вопросов должно быть не менее 9, но они могут быть произвольно по количеству отнесены к разному типу, вплоть до того, что какая-то группа вопросов может отсутствовать. Время на выполнение данного задания определяется опытным путем, но обычно не менее 30 минут. Затем после небольшого перерыва, во время которого можно провести какие-нибудь упражнения по типу физкультминутки, группа делится на две команды.

Участникам первой и второй команды предлагается отметить по вопросам страницы учебника, текст которых был взять за основу вопросов. Затем первая команда складывает свои вопросы на один стол, вторая команда - на другой. Тренер перемешивает каждую стопку вопросов отдельно, затем произвольно раздает их. Участники первой команды получают вопросы от второй команды, и наоборот. Получив вопросы, участники ищут по обозначенным страницам текст, и, руководствуясь вопросами, начинают работу с текстом. Обычно это занимает 20-25 минут.

После окончания работы тренер просит пометить, какие вопросы чему способствовали при работе над текстом. В зависимости от уровня группы и наличия времени это задание можно завершить, используя различные варианты, например: участники второй команды ищут авторов вопросов из команды первой. Так образуются пары. Участники второй команды комментируют свое отношение к тем вопросам, которые им были предложены автором. Подчеркивают, что в этих вопросах им действительно помогало, а что мешало.

­

Было бы хорошо, если бы, критикуя вопрос, участник второй команды попытался его переформулировать, придав более, на его взгляд, совершенный вид. (Затем эта работа проводится в обратном порядке - участники первой команды ищут авторов вопросов из второй команды).

После того, как работа в парах завершена, тренер органи­зует фиксацию лучших вопросов под названием текстов, например, на отдельных листах ватмана появляются записи: «Вопросы к параграфу              из учебника такого-то, с указанием страниц». Таким образом, появляется своеобразное «методи­ческое пособие» для организации работы с текстом данного параграфа.

Возможна организация работы над тем, что помешало сформулированным вопросам достичь предполагаемых целей. На основании анализа ошибок, допущенных при составлении вопросов, можно выстроить некий алгоритм «от противного», который станет пособием по формулировке дидактических вопросов. Можем предложить другой вариант формы «вопрос-ответ». Можно предложить попарно для анализа «Вопросы для самопроверки», которые, например, есть в учебнике для 8-9 классов «Основы правовых знаний». Вначале каждый участник пары самостоятельно пытается определить, на что рассчитан тот или иной вопрос. Затем в паре идет сравнение оценок, данных одному и тому же вопросу.

 

В чем образовательный эффект данной формы?

              Выше мы описывали возможные эффекты от непосредс­твенной работы с учебным текстом, к этому добавим следующее:

- каждый участник целенаправленно усваивает умение формулировать вопросы под разные дидакти­ческие цели;

- одни участники получают обратную связь на резуль­тат деятельности по формулированию вопросов;

­- другие участники помогают справиться с теми трудностями, которые не   позволили сформулировать вопрос должным образом;

- каждый участник выступает в роли формулирую­щего вопросы, в роли    осваивающего текст по задан­ным вопросам, в роли анализирующего качество вопросов и в роли помощника в переформулировании неудачного вопроса;

- на каждую из этих ролей он получает обратную связь, что помогает становлению профессионального само­сознания;

- общий результат в виде алгоритма правильного составления дидактических вопросов и сам набор вопросов под определенными темами, становятся реальной методической копилкой каждого

участ­ника.

 

 

6. Тренинг «Составьте уче6ник»

 

Эта форма может проводиться как самостоятельная, а может выступить на определенном этапе как заключитель­ная, концентрирующая в себе всю предыдущую работу с учебными текстами. На наш взгляд, важно, чтобы педагоги научились критически и творчески относиться к учебным текстам и учебным пособиям. Данная форма как раз и направлена на формирование такого отношения. За основу работы берется определенный учебник.

Предполагается, что участники тренинга уже знакомы с его содержанием, возможно, что уже имеется какой-то опыт практической работы с ним. Тренер предваряет работу проведением « живой анкеты», которая содержит различные вопросы - как серьезные, так и шуточные. Даем примерный вариант проведения «живой анкеты» и формулировки вопросов для нее.

В большом зале, который позволяет свободно переме­щаться группе, тренер просит встать участников в круг. Он сам становится в центре круга и произносит примерно такой текст: «Известно, что различные социологические опросы, анкетирование чрезвычайно популярны и распространены. Мы сегодня проведем свое «социологическое исследование», но только отвечать на вопросы анкеты вы будете не при помощи карандаша, а при помощи перемещения в специально размеченном пространстве. Обратите внимание, что в разных концах зала висят разноцветные квадраты - они и служат разметкой для перемещения анкетируемых. Я буду задавать вопросы, вы внимательно их слушаете, но не отвечаете вслух! А когда я скажу: «Выбирайте свой цвет и отвечайте!» - определите, куда Вам следует пойти, чтобы точно соответствовать собственному мнению. Например, я могу задать такой вопрос: как Вы считаете, к какому роду принадлежит Кикимора? Если Вы считаете, что это существительное женского рода - отправляйтесь к желтому квадрату; если к мужскому - идите к красному квадрату; если к среднему - направляйтесь к синему. Если затрудняетесь ответить - ваш путь - к зеленому квадрату. Вам понятен принцип ответа способом перемещения?

Информация о работе Интерактивные приемы, методы и формы