Интерактивные приемы, методы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 09:50, реферат

Краткое описание

Общение – одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования.
Условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3 стр.

Применение средств интерактивного общения в процессе обучения 4 стр.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ……………………………………………………………………. 8 стр.
Технология проведения дискуссий ………………………………………10 стр.
Технология «Дебаты» …………………………………………………….. 14 стр.
Тренинговые технологии ………………………………………………... 19 стр.
Тренинги на уроках права ………………………………………………. 26 стр.
Осваиваем - Овладеваем – Преобразуем …………………………………. 26 стр.
От знания к осознанию …………………………………………………….. 26 стр.
Тренинг «Найти самое главное» ……………………………………………27 стр.
Тренинг «Вопрос - ответ» …………………………………………………...29 стр.
Тренинг «Ответ-слово» ……………………………………………………. 30 стр.
Тренинг «Вопрос-помощник» ………………………………………………30стр.
Тренинг «Составьте уче6ник» …………………………………………… .32 стр.
Интегративные возможности правовых курсов …………………………. .34 стр.
Игра «Международный договор» ………………………………………… .35стр.
Научная конференция по проблеме «Властно ли время над правом?» ... .36стр.
Проект «Тематическая координация учебных предметов» …………….. .36стр.
Ролевая игра "Узнаем друг друга" ……………………………………….. ..36стр.
"Правовой консилиум педагогов" ………………………………………... ..38стр.

Литература ………

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивные приемы, методы и средства + дебаты.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология «Дебаты»

 

 

              Программа (технология) «Дебаты» разработана Меж­дународным институтом «Открытое общество».

              В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании, заседании.

     Практика дебатов заключается в том, чтобы искусствен­но придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смеше­ния социокультурного, риторического и эмоционального ас­пектов.

Сообщение при дебатировании воздействует на получа­теля на различных уровнях структуры его сознания. Именно здесь затрагиваются различия, существующие между инди­видом и обществом, «обналичиваются» проблемы социали­зации.

 

 

Aкцeнты целей

 

Глобальные цели:

      способствовать становлению гражданского общества в России;

      способствовать развитию навыков жизнедеятельнос­ти в демократическом обществе: толерантности, партнёрско­го общения, цивилизованной дискуссии, критического мыш­ления;

      побудить к участию в программе представителей об­щественности - через широкое информирование о програм­ме: средства массовой информации, обучающие семинары, сотрудничество с институтами гражданского общества.

 

       Педагогические цели:

 

Сформировать:

- логическое и критическое мышление школьников;

- навык организации своих мыслей;

- навыки устной речи;

- навыки риторики;

- эмпатию и толерантность;

- уверенность в себе;

- способность работать в команде;

- способность концентрироваться на сути проблемы;

- манеры при публичном выступлении.

 

                  Особенности содержания

 

Образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты» и применение её на уроках и во внеурочной деятельности детей.

Игра «Классические дебаты».

Обсуждение строится на заранее спланированных вы­ступлениях участников (команд), имеющих прямо противо­положное мнение по обсуждаемой проблеме.

              Подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса).

              При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

              - провоцировать интерес, затрагивая значимые для де­батеров проблемы;

              - быть сбалансированной и давать одинаковые возмож­ности командам в представлении качественных аргументов;

- иметь четкую формулировку;

- стимулировать исследовательскую работу;

- иметь положительную формулировку для утвержда­ющей стороны.

              Работа с информацией по теме:

              - активизация знаний учащихся (мозговой штурм);

              - поиск информации с использованием различных ис­точников;

-систематизация полученного материала;

-составление кейсов (системы аргументации) утверж­дения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и навы­ков:

-формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;

-построение стратегии отрицающей стороны;

- умение правильно формулировать вопросы;

-овладение знаниями риторики и логики и примене­ние их на практике;

                   -овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

 

Задача команд в дебатах - склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения.

Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в под­держку своей точки зрения и выдвигая контpapгументы на высказывание противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: «Государство должно заботиться о своих бедных», то одна команда будет доказывать непосредст­венно этот тезис, а вторая - антитезис: «Государство - недолжно заботиться о своих бедных».

В состав команды входят три человека. Каждый член ко­манды называется спикером. Таким образом, в игре участву­ют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спи­кер, У2 - второй спикер, У3 - третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 - первый спикер, 02 – второй спикер, 03 - третий спикер). Спикеры утверждающей ко­манды приводят аргументацию, позволяющую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям, что позиция утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргумента­ция утверждающей команды имеют недостатки. Каждый спикер в игре имеет свою определённую роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по об­суждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентиро­ваны. Первый тип ограничений связан с продолжительнос­тью выступления и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжительностью выступлений следит таймкипер. Вторая группа ограничений связана с тем, что у кждого спикера команды есть свои обязанности, определяемые его ролью.

             

Модели технологии «Дебаты»

 

     Свободные дебаты (дискуссии) в больших аудиториях. Большой аудиторией считается группа численностью до нескольких десятков участников. Свободные дебаты позво­ляют участникам продемонстрировать свои знания, поде­литься своим опытом, идеями (все участники имеют равное право голоса).

Панельные дебаты (Раnel Debate) - дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу: несколько человек обсуждают про­блему в присутствии аудитории.

Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из трёх­ - пяти человек ведёт дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в об­суждение позже: они или высказывают своё мнение, или за­дают вопросы участникам беседы.

              Сuмпозиум. Как и дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, данный вид дискуссии совмещает в себе преимуще­ства лекции и дискуссии в группе. Эта форма обсуждения позволяет специалистам-профессионалам поделиться свои­ми знаниями и опытом с аудиторией, не превращая своё вы­ступление в долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и лектором.

Два или три специалиста (или просто хорошо разбираю­щиеся в предмете люди) в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжитель­ность выступления каждого лектора не должна превышать10 минут. Затем двадцать минут отводится на вопросы и об­щее обсуждение.

«Экспресс-дебаты». Это дебаты, в которых фаза ориен­тации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуще­ствляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может рассматри­ваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности.

«Модифицuрованные дебаты». Используются отдель­ные элементы технологии дебатов, изменяются некоторые правила дебатов. Например:

              - сокращается регламент выступлений;

              - увеличивается число игроков в командах;

              - допускаются вопросы из аудитории;

              - организуются «группы поддержки», к помощи кото­рых команды могут обращаться во время тайм-аутов;

              - осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся испол­няют какую-либо роль;             

- создаётся «группа экспертов», которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновения позиции, или вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;

- изменяется (появляется) роль ведущего игры - учите­ля. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников.

Круглый стол. Одной из наиболее актуальных и распро­странённых в практике форм дебатов являются круглые столы (участники рассаживаются за столом по кругу, лицом друг к другу).

Круглый стол - это беседа, в которой «на paвных» участ­вуют до 10-20 участников, и в ходе её происходит обмен мне­ниями между всеми участниками. В дискуссии могут участ­вовать представители различных групп педагогического кол­лектива: ученики и учителя начального, среднего и старшего звеньев, родители.

   «Aквapиyм» выделяется среди всех моделей дебатов тем, что содержание его тесно определено противоречиями, раз­ногласиями, а подчас и конфликтами в коллективе учащихся и педагогов по некоторому вопросу.

   Подсчитывающая дискуссия. В ней учащиеся, работая в малых группах, получают очки за участие в дискуссии. Те­ма дискуссии подсказывается изучаемым материалом или текушими событиями.              ­

Ни один человек не может доминировать в дискуссии, поскольку каждое выступление длится не более 5-15 секунд, и лишь все мнения отдельных членов группы составляют чёткую картину обсуждаемой темы. Подсчитывающая дис­куссия, несмотря на то что оценивание в ней проводит учи­тель, даёт учащимся возможность разговаривать с товарища­ми, выслушивать то, что думают другие..

Способ nроведенuя дискуссии: 6-8 участников дискуссии садятся в центре класса в небольшом кругу, в это время ос­тавшиеся ученики вместе с учителем садятся вокруг них и слушают. Дискуссия длится от 8 до 20 минут в зависимости от темы и возраста учащихся.

Учитель присуждает поощрительные очки за определе­ние положения в обсуждаемой проблеме. (ученик «опреде­лился» ); предоставление информации, опирающейся на фак­ты или полученной учеником в ходе исследований; сосредо­точенность на теме (другими словами: «ученик не отходит от

темы» ); привлечение другого ученика к дискуссии.             

Штрафные очки .можно получить за: прерывание дискус­сии, помехи в проведении дискуссии, монополизацию дис­куссии, выпады против личности, несущественные замеча­ния.

Выставление очков за дискуссию. После того как группа поделена на дискуссионные малые подгруппы, им раздаются карточки определённого образца (см. рис. 1). Колонки А, Б, В, Г, Д, Е, ... - имена членов дискуссионной группы. Всякий раз, когда участники группы демонстрируют какое-либо кон­кретное. поведение, остальные ставят возле его имени знак. По окончании отведённого времени ученики-счётчики соби­рают и обсчитывают результаты.

Учитель не должен прерывать проходящую дискуссию, а после её завершения даёт анализ протекания дискуссии, представленных идей и результатов подсчёта очков.

 

Очки

Действия участников

 

 

Участники

 

 

 

.

А

Б

В

Г

Д

Е

...

(+2)

Определение положения в

 

 

 

 

 

 

 

 

дискуссии

 

 

 

 

 

 

 

(+1)

Формулирование существенного

 

 

 

 

 

 

 

 

замечания

 

 

 

 

 

 

 

(+2)

Использование доказательств,

 

 

 

 

 

 

 

 

подтверждающих высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

или представление информации,

 

 

 

 

 

 

 

 

опирающейся на факты

 

 

 

 

 

 

 

(+1)

Вовлечение в дискуссию другого

 

 

 

 

 

 

 

 

лица

 

 

 

 

 

 

 

(+1)

Постановка уточняющего вопроса,

 

 

 

 

 

 

 

 

продвижение дискуссии вперёд

 

 

 

 

 

 

 

(+2)

Формулированиеаналогии

 

 

 

 

 

 

 

(+2)

Выявление противоречия

 

 

 

 

 

 

 

(+2)

Выявление замечания

 

 

 

 

 

 

 

(-2)

Отсутствие заинтересованности

 

 

 

 

 

 

 

 

дискуссией или помехи

 

 

 

 

 

 

 

(-2)

Прерывание дискуссии

 

 

 

 

 

 

 

(-1)

Несущественные замечания

 

 

 

 

 

 

 

(-3)

Монополизация дискуссии

 

 

 

 

 

 

 

(:"'3)

Выпад против другого лица

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего очков (уровень)

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Интерактивные приемы, методы и формы