Интерактивные приемы, методы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 09:50, реферат

Краткое описание

Общение – одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования.
Условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3 стр.

Применение средств интерактивного общения в процессе обучения 4 стр.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ……………………………………………………………………. 8 стр.
Технология проведения дискуссий ………………………………………10 стр.
Технология «Дебаты» …………………………………………………….. 14 стр.
Тренинговые технологии ………………………………………………... 19 стр.
Тренинги на уроках права ………………………………………………. 26 стр.
Осваиваем - Овладеваем – Преобразуем …………………………………. 26 стр.
От знания к осознанию …………………………………………………….. 26 стр.
Тренинг «Найти самое главное» ……………………………………………27 стр.
Тренинг «Вопрос - ответ» …………………………………………………...29 стр.
Тренинг «Ответ-слово» ……………………………………………………. 30 стр.
Тренинг «Вопрос-помощник» ………………………………………………30стр.
Тренинг «Составьте уче6ник» …………………………………………… .32 стр.
Интегративные возможности правовых курсов …………………………. .34 стр.
Игра «Международный договор» ………………………………………… .35стр.
Научная конференция по проблеме «Властно ли время над правом?» ... .36стр.
Проект «Тематическая координация учебных предметов» …………….. .36стр.
Ролевая игра "Узнаем друг друга" ……………………………………….. ..36стр.
"Правовой консилиум педагогов" ………………………………………... ..38стр.

Литература ………

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивные приемы, методы и средства + дебаты.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Итак, слушайте первый вопрос: кто из сказочных героев постоянно конфликтовал с Законом: Бармалей, Чипполино, Карабас Барабас или Вы готовы назвать другого героя? Кто выбрал Бармалея, идите к желтому квадрату. Чипполино­ - к красному. Карабас Барабас поджидает вас у синего

квадрата. Те, кто готов назвать более злостного нарушителя закона - держат путь к зеленому квадрату. После того, как сформировались группы возле каждого квадрата (возможно, чье-то мнение окажется единственным, о чем свидетель­ствует одинокая фигура у квадрата), тренер может попросить быстро договориться и дать свою аргументацию выбора. Можно попросить вспомнить песенку данного героя и спеть ее и т.д. Главное - это действие нельзя затягивать, анкета должна проходить весело и динамично. Обычно в «живой

анкете» задается 5-6 вопросов. Однако последним должен быть следующий: Как Вы относитесь к учебнику (дается точное название, например учебник для 8-9 классов « Основы правовых знаний»)?

Варианты ответов: 1) Он мне очень нравится, с ним легко работать - желтый квадрат. 2) В нем есть мелкие недостатки, которые легко исправить - красный квадрат. 3) Он требует серьезной доработки - синий квадрат. 4) Он никуда не годится, нужен новый учебник - зеленый квадрат.

Необходимо, чтобы тренер еще раз повторил вопрос и варианты ответов для того, чтобы участники смогли немного подумать и сориентироваться, какому варианту ответа отдать предпочтение. После того, как участники заняли места у

соответствующих квадратов, тренер говорит: «Ну что ж, поздравляю Вас, Вы оказались в команде единомышлен­ников. Попробуйте быстро, за полминуты, определить девиз Вашей команды».

Когда полминуты истекут, тренер произносит следующее:

«Итак, команды, огласите Ваши девизы, приветствуя таким образом всех остальных» (Если кто-то из участников оказался единственным в своем мнении, тренер обязательно должен его подбодрить, например, напомнив о том, что великий полководец отметил, что «важно не число, а умение»). После веселого обмена девизами-приветствиями тренер предлагает расположиться участникам только что сформированных команд за рабочими столами (столы находятся рядом с цветными квадратами).

Тренер: «Вам предстоит совместная увлекательная и очень ответственная работа над созданием своего учебника. Для тех, кому легко работать с этим учебником для 8-9 классов «Основы правовых знаний» (показывает его) задание следующее:

- Вы должны представить этот учебник на номинацию лучшего учебника в курсе «Право». Для этого Вам придется перечислить все его достоинства и аргумен­тировать свою точку зрения.

- Те, кто обнаружил в этом учебнике мелкие недос­татки, которые легко исправить, должны дать свой вариант, способствующий устранению этих недос­татков.

- Те, кто считает, что «Основы правовых знаний» требуют серьезной доработки, пусть определят какой­-нибудь один, на их взгляд, весьма ощутимый дефект и предложат вариант его устранения. Возможно, что вам удастся предложить и что-то свое взамен.

- Те, кого чрезвычайно не устраивает данный учебник, имеют возможность разработать и предъявить свой вариант структуры учебника, а возможно, и название учебника.

 

Итак, вперед, друзья! Желаю Вам успеха на поприще создания своего учебника по курсу « Основы правовых знаний»! Все необходимые для работы инструменты: бумага, ручки, фломастеры, клей, ножницы лежат на столе. Если требуется что-то дополнительное - обращайтесь ко мне, рад буду помочь. Встретимся на презентации нового учебника через ... (определяется время для работы. Обычно эта форма занимает значительное время, практика показывает, что разумно отводить целый день тренинга на ее проведение).

После завершения работы по « созданию нового учебника» командам дается возможность предъявить результаты своего труда всем участникам. Начинать следует с команды зеленого квадрата, и так постепенно дойти до желтого квадрата, который завершит этот этап представлением учебника на номинацию «Лучший учебник». Далее тренер должен ориентироваться по ситуации, если он чувствует, что слушатели готовы и есть время и силы более или менее детально обсуждать каждый представленный вариант, то может организовать мини-дискуссию по этому поводу. А затем завершить ее процедурой голосования «общественного жюри» .

   Если же возможности организовать мини-дискуссию нет, то после завершения презентации «новых учебников» по каждому из вариантов идет голосование «общественного жюри». Его можно организовать следующим образом: каждый из участников имеет 9 цветных карточек - каждого цвета по три, например - 3 желтых, 3 красных, 3 синих. После каждой презентации тренер просит всех участников принять участие в работе общественного жюри. Если участник считает, что представленный группой «учебник» может претендовать на звание «Лучший учебник», то он отдает при голосовании одну из желтых карточек. Если он считает, что данный «учебник» не один из лучших, но может быть рекомендован для работы в школе, то он голосует одной из красных карточек. Если считает, что данный «учебник» может быть рекомендован, но только после доработки, то голосует одной из синих карточек. Для того, чтобы члены общественного жюри не забыли, какой цвет что означает, на одной карточке определенного цвета перед началом голосова­ния каждый участник напишет ее номинал. Этой «помечен­ной» карточкой он будет голосовать в конце «Счетная комиссия», подсчитав голоса, объявляет конечный резуль­тат.

 

В чем образовательный эффект данной формы?

Назовем лишь некоторые из них:

- каждый участник может свободно определить свое отношение к учебнику;

- он не только определяет свое отношение, но и предпринимает участие в совместной деятельности по созданию оптимального, по мнению группы, варианта;

- данная деятельность позволяет путем анализа известного знания трансформировать его в новое знание, а это основа творческой познавательной, аналитической и проектной деятельности педагога;

- в данной форме наиболее полно проявляет свои возможности «коллективный разум», вбирающий в себя индивидуальные вклады каждого участника;

- работа над созданием варианта «нового учебника» ставит педагога перед необходимостью сменить позицию простого потребителя учебника на позицию соавторства;

- данная форма способствует повышению информаци­онного, аналитического и методического уровня участников тренинга, стимулирует процесс творчес­кого самовыражения.

 

 

7. Интегративные возможности правовых курсов

 

Образование в школе носит принципиально интегратив­ный характер, что позволяет строить из разрозненных знаний системное представление о научных идеях. Известно, что они не сосредоточены только в рамках какого-то одного предмета. Однако если учителя разобщены, если они умаляют роль деятельности самих учащихся, если не учитывают те знания, которые учащиеся получают на других уроках, они в конечном счете обедняют образовательные возможности преподаваемых предметов. Интегративный подход позволяет включать учащихся не только в формаль­ные знания, но и в живую ткань социокультурного бытия человека и общества. Естественно, что курс «Право» также имеет высокие интеграционные возможности, которые необходимо выявлять и использовать в образовательных целях. Наиболее органично правовые знания интегрируются в предметы гуманитарного цикла (историю, литературу, географию, иностранные языки), а также обогащают факультативные занятия, например мировой художест­венной культуры, культурологии, психологии и т.д. Право, являющееся одновременно и гуманитарным, и практико­ориентированным предметом, позволяет связать и     «оживить» получаемые академические знания, включить их в реальный контекст жизни. Предлагаем формы, которые будут стимулировать интерес участников к интеграционному процессу, возникновению проектных идей по этому поводу.

 

 

8. Игра «Международный договор»

 

Данная игра использует те возможности, которые имеют предметы, изучаемые в 10 классе - экономическая география, иностранный язык и курс «Право и экономика» (основной информационной базой выступает учебник Т.В.Кaшаниной, А.В.Кашанина «Право и экономика»). В игре используются разделы учебника, где дается представление о юридических формах предпринимательства, собственности, договорах и о экономическом партнерстве с другими странами. Тренер предлагает участникам занятия разделиться на две группы. Каждая из групп будет представлять одну из стран на международных переговорах. Например, участниками переговоров являются с одной стороны, Россия, с другой ­одна из англоговорящих стран, например, Канада, Австра­лия, США. (Если изучается другой иностранный язык, то, естественно в соответствии с этим выбираются, представи­тели другой страны). Тренер заявляет, что он берет на себя посреднические функции, то есть является человеком, непредлагающим решение, а организующим переговоры. Он предлагает сторонам прийти к соглашению и заключить договор (о внешнеэкономических отношениях: о торговле, поставках, взаиморасчетах, таможенно-тарифном регули­ровании т.д.). Сторонам необходимо подготовиться к переговорам (работа над вариантами предложений, сохраняя свои интересы и учитывая интересы противоположной стороны). Для подготовки используются различные

источ­ники - учебники, энциклопедии, журнальные и газетные публикации и т.п. Это является первым этапом игры. На втором этапе начинаются собственно «переговоры», которые организованы следующим образом: за стол переговоров садятся по одному представителю каждой из сторон и посредник (тренер). Остальные участники, не вмешиваясь, наблюдают за ходом переговоров. По специальному сигналу посредника (например, хлопку) происходит смена ведущих переговоры. За стол от каждой из сторон садится новый участник. Таким образом все участники заняты в перего­ворах и пытаются найти приемлемые для своей страны возможности для заключения необходимого договора. Следующий этап. После окончания переговоров (минималь­ное время для этой работы-15-20минут) «страны» оформля­ют каждый свой проект «итогового документа» (договора, меморандума, заявления - в зависимости от итогов перего­воров). Этот документ пишется на двух языках: английском и русском, причем допускается использование словарей и заготовленных заранее шаблонов договоров. Последним этапом является обмен документами, поскольку необходимо проверить их точность и юридическую грамотность. Каждая

«страна» делится на две микрогруппы, одна из которых проверяет английскую, а другая - русскую версии предла­гаемого документа. Руководством для экспертизы является учебник права. Группы докладывают о результатах экспер­тизы. Если все в порядке, то «страны» торжественно подписывают итоговый документ. Если требуется доработка, то все зависит от времени и ситуации. Возможно, что будут лишь указаны недостатки. А может быть, развернется дискуссия по этому поводу и завершится работа над доку­ментом с учетом сделанных и принятых замечаний.

 

 

9.Научная конференция по проблеме «Властно ли время над правом?»

 

В 8-м классе на уроке истории изучается тема «Реформы Екатерины Второй после Крестьянской войны» (например, параграф N2 35 в учебнике А.Л.Юрганова, Л.А.Кацвы «История России XVI-XVIII веков»). Каждый из участников «конференции» получает текст соответствующего параграфа

из учебника истории, учебник «Основы правовых знаний» для 8-9 классов и дополнительные правовые источники. Каждому из участников необходимо:

1) провести исследо­вание и подготовить сообщение на тему «Оценка реформ Екатерины Второй с точки зрения современного права». Аспект анализа (с точки зрения административного, уголовного и др. форм права) выбирается самими участ­никами. 2) тренер, как ведущий конференции, предоставляет слово (3 минуты) каждому участнику и в сводной таблице на доске фиксирует те несоответствия, которые обнаружились при соотнесении норм права, функционирующих при Екатерине, с современными правовыми нормами. Заверше­нием конференции является обсуждение: 1) правильности 

юридического сопоставительного анализа; 2)динамики изменения правовых норм в историческом отрезке времени.

 

 

 

 

10. Проект «Тематическая координация учебных предметов»

 

Участники занятия делятся на 5 микрогрупп из предста­вителей учителей, работающих в 7, 8, 9, 10 и 11 классах. Каждая из этих микрогрупп получает учебник по праву и другим предметам, которые будут изучаться в том или ином классе. Для всех групп дается следующее задание: проана­лизировать программное содержание учебника права для вашего класса и найти места тематических пересечений: например, какие отрывки из литературных произведений, исторические факты и документы могут пересекаться.

 

 

11. Ролевая игра "Узнаем друг друга"

 

Участникам предлагается разделиться на четыре микро­группы, которые соответствуют следующим позициям: "Дети", "Родители", "Учителя", "Администраторы". Каждая группа для предстоящей работы должна иметь комплект учебников по курсу "Право" для 8-9 и 10-11 классов в качестве справочной литературы. Каждая микро группа обсуждает и фиксирует те права, которыми реально она обладает в пределах школы. Например, какими реальными правами обладают родители и как они их используют в школе? Аналогично - дети, администрация, учителя. Здесь самая сложная позиция «детей», поскольку для взрослых ­это все же игровая роль. Что касается других позиций, то они вполне выступают реальными, поскольку педагоги - это и родители детей, которые учатся в школе, и, возможно, среди них есть люди, занимающие административную должность. Это позволяет достаточно полно и достоверно представить тот набор прав, которыми действительно. реально пользуются эти группы в школе.

После того, как работа над списком завершилась, микро­группа переходит к выполнению второго этапа. Обсуждаем и определяем, какие права еще необходимы, чтобы жизнь в школе для каждой из этих групп действительно была построена как правовое пространство (на этом этапе могут пригодиться учебники по праву в качестве консультационной литературы). Итогом этих двух этапов является составление «Кодекса прав Детей» или «Кодекса прав Родителей» и т.д. Затем эти кодексы предъявляются всем остальным участникам и совместно обсуждаются. Собственно, на этом этапе можно завершить предлагаемую форму. Однако ее можно продолжить и придать ей более интенсивный и целе­направленный характер.

Для этого группа, составившая кодекс, анализирует возможность осуществлять его самостоятельно. Естественно, может обнаружиться, что без согласия других групп с заявленным правом, этот процесс может быть или деформи­рован (то есть развернется конфликт между группами за признание прав одной из них), или группа, не поверив, что может кого-то убедить в своей правоте (внутренне оставаясь убежденной в этом), откажется от своих прав, но при этом нужно осознавать, что уступка без убеждения - это тлеющий, потенциально возможный конфликт. Например, «Дети» уверены, что они могут посещать уроки, когда хотят. «Учителя» и «Администраторы» могут не соглашаться с этим правом.

Информация о работе Интерактивные приемы, методы и формы