Интерактивные приемы, методы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 09:50, реферат

Краткое описание

Общение – одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования.
Условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3 стр.

Применение средств интерактивного общения в процессе обучения 4 стр.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ……………………………………………………………………. 8 стр.
Технология проведения дискуссий ………………………………………10 стр.
Технология «Дебаты» …………………………………………………….. 14 стр.
Тренинговые технологии ………………………………………………... 19 стр.
Тренинги на уроках права ………………………………………………. 26 стр.
Осваиваем - Овладеваем – Преобразуем …………………………………. 26 стр.
От знания к осознанию …………………………………………………….. 26 стр.
Тренинг «Найти самое главное» ……………………………………………27 стр.
Тренинг «Вопрос - ответ» …………………………………………………...29 стр.
Тренинг «Ответ-слово» ……………………………………………………. 30 стр.
Тренинг «Вопрос-помощник» ………………………………………………30стр.
Тренинг «Составьте уче6ник» …………………………………………… .32 стр.
Интегративные возможности правовых курсов …………………………. .34 стр.
Игра «Международный договор» ………………………………………… .35стр.
Научная конференция по проблеме «Властно ли время над правом?» ... .36стр.
Проект «Тематическая координация учебных предметов» …………….. .36стр.
Ролевая игра "Узнаем друг друга" ……………………………………….. ..36стр.
"Правовой консилиум педагогов" ………………………………………... ..38стр.

Литература ………

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивные приемы, методы и средства + дебаты.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Для большинства тренингов основное действие - это иг­ра, позволяющая ребёнку, подростку быть самим собой, воз­вышаясь до Я-творческого. Ролевые игры основаны на обу­чающем эффекте совместных действий. Они позволяют уви­деть участников группы в поведенческом аспекте.

Игра создаёт новую модель мира (миф), принимаемую её участниками. В рамках этой модели задаётся новая вообра­жаемая ситуация, изменяются семантические смыслы пред­метов и действий, время «спрессовывается», до краёв напол­няясь интеллектуальными и эмоциональными событиями.

Игра - это одновременно как бы и хранилище норм, сбе­регающих устойчивость бытия, и школа социализации, го­товности к непредсказуемости жизни. Именно эта игровая особенность позволяет ребёнку найти способ объединения эмоционального и рационального компонентов Я, прими­рить тенденцию Я к самоутверждению через расширение границ своего влияния и тенденцию следовать социальным ограничениям.

Сильным психологическим воздействием обладает свое­образный игровой элемент - ритуал, то есть установленный традицией порядок определённых действий, играющий роль «магической» (т.е. способной осуществить смену определённых установок) знаковой системы. Для этого ритуал должен соответствовать той мифологии, которую принимает данный конкретный человек (группа).

Ритуал - это своего рода поведенческая метафора, в ко­торой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других.

В игре включаются механизмы психологической защи­ты - замещение, вытеснение, сублимация. Динамика заме­щения в игре развёртывается в пространстве, подлежащем контролю и экспериментированию.

 

Групповая дискуссия

    Дискуссия - основной психокоррекционный метод развития коммуникативных навыков.

Традиционно выделяют три типа групповой дискуссии: с биографической ориентацией, в которых происходит анализ трудностей личной жизни каждого участника; тематические дискуссии, в них разбираются темы, актуальные для всеx членов (например, «Конфликты с детьми», «Родители и пе­дагоги» ); дискуссии с ориентацией на взаимодействие, основу которых составляют моменты взаимодействия участников(отношения, взаимные реакции).

              Цель групповой дискуссии - коллективное решение проблем организации деятельности и общения.

             

Анализ конкретных ситуаций

              Ситуация обозначает любую совокупность обстоятельств, в которых может оказаться человек.

В ходе анализа каждый участник уясняет свою точку зре­ния, разговор по поводу ситуации способствует развитию у них инициативы и навыков социальной чувствительности.

 

              Проективное рисование

                 Данный метод является средством координирования личностью своих коммуникативных навыков.

                 Проективное рисование помогает интерпретировать и диагностировать затруднения в общении. В нём выделяют:

              - свободное рисование, когда каждый рисует, что хочет;

              - коммуникативное рисование, когда рисуют в парах, об­щаются с помощью образов, линий, красок;

- дополнительное рисование, когда рисунок идёт по кру­гу участников: начинает один, другой продолжает, последний заканчивает;

              - совместное рисование, когда все рисуют на одном листе.

 

Психогuмнастика - это специальный курс, занятий в котором направлены на развитие и коррекцию познаватель­ной и эмоционально-личностной сфер.

Основным содержанием психогимнастических упражне­ний является отработка навыков снятия эмоционального на­пряжения и образной передачи чувств.

 

Музыкальная психотерапия

    Возможность использования музыки в психотерапевти­ческих целях обосновывается тем, что в процессе восприятия происходит не только музыкальное развитие личности, даль­нейшее формирование творческого воображения, эмоцио­нальной сферы и эстетических потребностей, но и улучше­ние психического состояния посредством релаксации, катар­сической разрядки.

Телесное состояние медитирующего - расслабленность; психическое состояние - приподнятость и отрешённость.

 

Психотехники

Наполнение программы психотехниками и упражнения­ми меняется в зависимости от различных факторов, а также особенностей групповой динамики в данной группе.

 

Релаксация представляет собой процесс, в результате которого снимаются психическое и физическое напряжение, стресс, достигается эмоциональное равновесие, состояние покоя, расслабления после сильных переживаний или физи­ческих нагрузок.

              Чтобы овладеть релаксацией, требуются упражнения и тренировки.

Система релаксационных упражнений на нервно-мы­шечную релаксацию предполагает напряжение с последующим расслаблением каждой группы мышц в течение нескольких секунд, что повторяется дважды.

Эффект расслабления нервной системы (психологичес­кая релаксация) при больших нагрузках и усталости достига­ется с использованием аудиовизуальных каналов восприятия (слушание и исполнение музыки, записи звуков живой-nри­роды: морского прибоя, щебетания птиц или шума ветра).

              Релаксационным эффектом (хотя и очень индивидуаль­ным) обладают отвлекающие занятия:

              - просмотр теле- и видеопрограмм;

              - просмотр произведений изобразительного искусства;

- рукоделие, занятие прикладным творчеством;

- чтение детективов, художественной литературы, прессы;

- психофизическая гимнастика, водные процедуры, массаж.

             

Применяются словесные формулы.

              Эти состояния психологического или даже физического комфорта, которые можно вызвать из эмоциональной памя­ти, и называют ресурсными.

Медитация в широком смысле - особое психотехничес­кое средство, направленное на гармонизацию и уравновеши­вание словесно-логической и образной сферы человеческой психики. В психологическом плане медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности.

Медитация - последовательность психических дейст­вий, направленных на приведение психики человека в состо­яние углублённой сосредоточенности на символических, ме­тафорических объектах внешнего и внутреннего мира (крест. солнце, словесные формулы), которая позволяет прибли­зиться к центру своего Я и тем самым принять на себя ответ­ственность за содержание своих мыслей. В медитации ис­пользуется приём пассивного желания, суть которого заклю­чается в том, что человек стремится к «стиранию» своих пе­реживаний и мыслей не посредством волевого усилия, а              лишь непринуждённым желанием достижения этой цели.

 

              Аутогенная тренировка, или аутотренинг (АТ), есть методика целенаправленного воздействия на внутренние ре­гуляторные и защитные механизмы личности посредством вербальных утверждений и релаксации. Самовнушение поз­воляет в определённой мере управлять психическими и

физиологическими процессами своего организма, основывается на тройственной связи между деятельностью сознания (во­ображением), физиологическими процессами и психичес­uми состояниями (эмоциями) человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинги на уроках права

 

1. От знания к осознанию

 

Образовательные и воспитательные возможности правовых курсов чрезвычайно высоки, поскольку право - это не только знание норм и механизмов их действия. Право ­это живая норма жизни, делающая ее более упорядоченной, предсказуемой, защищенной. Овладевая правом, человек овладевает новым образом жизни. Знакомство с таким многогранным явлением требует времени, сил, воли и творчества. Естественно, что «курс права» - это не само право, это знание о нем. А чтобы знание стало действием - то есть вошло в жизнь и преобразило ее, необходимо воспитать деятеля, или как принято сейчас говорить - субъекта жизнедеятельности.

Овладение средствами «прохождения пути от знания - к субъект жизнедеятельности » - это и есть постижение образовательных возможностей правовых курсов не в теории, а в жизни.

Тренинг как бы моделирует траекторию продвижения от знания - к осознанию, от осознания - к действию. Для школьников знания о праве зафиксированы в учебнике, который педагог использует как одно из образовательных средств. Начинающий тренер может использовать учебник в качестве информационной основы, опираясь на которую можно через тренинг организовать траекторию овладения педагогами образовательными возможностями правовых курсов.

Естественно, что постепенно информационная база будет расширена, поскольку педагоги лишь отталкиваются от учебника, достраивая информационное поле своими знаниями, мнениями, опытом. Учебник является одним из главных инструментов педагога, однако отношение к нему и владение им может быть разное.

Условно отношения учителей к учебнику можно разделить на три группы. Первая группа - испытывает затруднения по поводу фактического, предметного знания оправе.

Информация, изложенная в учебнике, превышает уровень знаний самого учителя. Поэтому он как бы сам «учится по учебнику» - то есть осваивает знания в пределах учебника. Интерес этой группы сосредоточен на проблеме получения информации.

Вторая группа - особых затруднений в предметном знании не имеет, владеет ими на достаточном уровне. К учебнику относится как к инструменту, которым необходимо овладеть

для успешной организации учебного процесса по курсу. Интерес этой группы сосредоточен на методических проблемах.

Третья группа - хорошо знает предмет, владеет методикой преподавания настолько, что может варьировать различные источники, используя учебник лишь в тех случаях, когда он действительно оказывается лучше и качественнее других источников. Как правило, отношение к учебнику - крити­ческое (не путать с критиканским!), т.е. такой учитель вполне может предложить свой, иногда более удачный вариант информационно-методического решения, чем есть в учеб­нике. Интерес этой группы сосредоточен на усовершенство­вании методики и творческом самовыражении.

              Очевидно, что поскольку имеются разные интересы, то отношение к учебнику (а точнее - с учебником) определит различные цели, которые осознанно или не осознанно педагоги будут пытаться реализовать в тренинге.

Первая группа будет тяготеть к тому, чтобы овладеть информацией, изложенной в учебнике, а потому будет настроена на лекционно-семинарскую работу или на те формы, через которые помогут быстро войти в информа­ционное пространство.

Вторая группа владеет информацией, изложенной в учебнике (то есть может свободно использовать ее в нужном направлении), но ей необходимо освоить учебник в качестве методического инструмента, то есть ее будут интересовать приемы работы с учебником.

А третья группа будет тяготеть к творческому преобра­зованию и информации, и самого учебника, а потому будет склонна к аналитической, рефлексивной и преобразующей деятельности.

Перед тренером стоит вполне конкретная (но совсем нелегкая задача): как объединить различные интересы, используя сильные стороны представителей каждой группы?

Мы даем описание нескольких игровых форм и тех возможностей, которые, на наш взгляд, они имеют для решения этой задачи. Тренер, ничего не изменяя, может прямо использовать их при организации тренинга, может трансформировать, делая их более адекватными каким-то конкретным ситуациям и локальным задачам. Возможно, что по аналогии тренер создаст нечто свое. Повторяем, что все приведенные нами формы, даны в качестве первой необходимой помощи начинающему тренеру.

 

 

 

2. Тренинг «Найти самое главное»

 

Тренер выбирает сам (или в результате предварительного обсуждения со всей группой, или по индивидуальной заявке одного из участников) какой-нибудь законченный, неболь­шой текст из учебника, и предлагает участникам (каждому индивидуально) выделить главные ключевые понятия, на которых построен основной смысл. Объявляется время, которое отводится на это занятие (как правило, 5-10 минут).

По истечении времени тренер сообщает, что 1 этап работы завершен. Затем он предлагает всем участникам произвольно разделиться на пары и договориться, кто будет в паре под номером 1, а кто под номером 2. После выполнения этого задания, тренер дает следующую инструкцию:

Участники под номером 1 должны: представить выбран­ные ими ключевые понятия и аргументировать свой выбор.

Участники под номером 2 должны: выслушать, не переби­вая и не оценивая участника под номером 1; фиксировать для себя то, что покажется интересным или спорным. После того, как первый номер заявит о том, что он исчерпал аргумен­тацию, задать ему вопрос на понимание. Цель этих вопросов состоит не в том, чтобы оценить правильность или неправиль­ность выбора, а чтобы понять логику, которой руководство­вался первый номер, делая его.

Информация о работе Интерактивные приемы, методы и формы