Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Содержание

Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
Сущность умственных способностей 4
Развитие умственных способностей 5
Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
Понятие ОНР 11
Характеристика дошкольников с ОНР 13
Преодоление ОНР у дошкольников 15
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Характеристика и виды дидактических игр 17
Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

логико матем игры для детей с ОНР курсовка.docx

— 118.96 Кб (Скачать файл)

Таким образом, специальная система дидактических  игр может способствовать преодолению нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи. А так как речевое развитие взаимосвязано с умственным развитием, то можно сказать, что дидактические игры способствуют комплексному развитию умственных способностей и преодолению нарушений словообразования старших дошкольников с ОНР.

Заключение

 

В данной работе было рассмотрено развитие умственных способностей старших дошкольников. Было отмечено, что данное развитие затруднено для детей с общим  недоразвитием речи.

Были  выявлены основные условия развития умственных способностей:.

Было  выявлено, что имеется взаимосвязь  между умственным и речевым развитием  дошкольника. Для понимания специфики  умственного развития старших дошкольников с ОНР была приведена их психолого  -педагогическая характеристика. Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Дидактические игры будут более плодотворны, если правильно использовать в них игровое оборудование, часть которого изготавливают сами дети, воспитатели.

Особенностью  занятий дидактическими играми с  дошкольниками с ОНР является смещение акцента со словесных дидактических  игр на дидактические игры образного характера. Это позволяет заниматься дидактическими играми не только вместе с педагогом, но и самостоятельно. В этом случае воспитатель знакомит дошкольников с правилами игры, а далее они могут сами заниматься игрой. При этом частое повторное общение с предметами, представленными в игре, приводит к развитию памяти, что способствует лучшему развитию их умственных способностей. Сопоставление зрительного образа и описательного слова во время дидактических игр способствует развитию речи.

То  есть можно сделать вывод, что  использование дидактических игр  приводит к комплексному развитию умственных способностей и преодолению нарушений словообразования старших дошкольников с ОНР.

Список  литературы

  1. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб. 1997г.
  2. Афонькина Ю. Спецкурс -психолого-педагогические проблемы педагогической игры. — Дошкольное воспитание №9, 1998. — с.91
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада. — М: Просвещение, 1985. — 176с., ил. - (Б-ка „Дет. сад на селе"). fill
  4. Волошкина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребёнка к обучению в школе: Учебное пособие. / Под ред. В. Г. Горецкого. — Москва-Белгород. 1995. — 152с.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993.   I
  6. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред.Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1978.  ЩШ I   I I   I     I 1    I
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.   I

8. я Масору Ибуко. После трёх уже поздно — М.: Знание, 1992. I    I

  1. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры — М.: Просвещение, 1991.
  2. Никитина Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки — М.: Молодая гвардия, 1989.
  3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. С.И.Рогов. — М.: Гуманист, изд. центр ВПА ДОС, 1999. — 448с.
  4. Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н. Н. Подъяков и др.; Под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А.Сохина. — 2-е изд. до-раб. — М.: Просвещение, 1988. — 198 с. ил.- /Б-ка воспитателя детского сада/.
  5. Подъяков Н. Н. Игровая позиция - важнейшее качество личности дошкольника — Дошкольное воспитание №8, 1997. — с.66

I 14. Прокопьева И.Т., Смернова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности — Дошкольное воспитание №11, 2002. — с.70

  1. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н. Подъя-ков, С.И.Николаева, Л.А.Парамонова, Ф.А. Сохин — 2-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 1988. — 192с.
  2. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи. // Хрестоматия. Обучение и воспитание детей "группы риска". Сост.В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - М.: Институт практической психологии, 1996
  3. Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гарку-ши.2-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2003

Методика  развития элементарных математических представлений у детей дошкольного  возраста постоянно развивается. Совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Разработка и внедрение  в практику эффективных дидактических  средств, развивающих методов позволяет  педагогам разнообразить занятия  с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями  в доступной для детей форме.

Педагогическая  практика подтверждает, что при условии  правильно организованного педагогического  процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих  особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить  многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

Математика  по праву занимает очень большое  место в системе дошкольного  образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Реализовать поставленные перед  педагогом задачи развивающего обучения можно с помощью оригинальной системы игровых упражнений, основанных на применении универсального дидактического материала – палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша, игр Воскобовича и игр с применением ковролина.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Работая с палочками Кюизенера, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше.

Рассмотрим  основные этапы работы с палочками  Кюизенера.

Первый этап

Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения. На этом этапе можно проводить следующие игры.

Заборчик - дети строят одноцветные заборы. Укладывая полоски одного цвета, дети для себя замечают, что все одноцветные полоски одинаковы по длине (по высоте).

Жмурки - дети с закрытыми глазами выбирают какую-либо из четырёх-пяти палочек. Затем подбирают к ней палочку такой же длины, убеждаясь, каждый раз в том, что палочки одинаковые по длине имеют один цвет.

Построим мост - дети выбирают для строительства моста через реку палочки в соответствии с шириной реки. Каждый раз дети убеждаются в верности высказывания: все полоски одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот.

На  этом этапе можно использовать и  другие игры, используя пособие Е.Н.Пановой  вып. 2 «Дидактические игры – занятия в ДОУ»

Второй этап

Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для  детей, как цвет, форма, размер. Открыть  их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается внешним  показом и прочтением готовых  конфигураций, а даёт возможность  выбирать действие самому ребёнку. Ребёнок  быстро научается переводить игру красок в числовые отношения, постигать  законы загадочного мира чисел. Для  обучения и закрепления проводятся следующие игры.

Разноцветные вагончики - детская железная дорога – одна из интереснейших тем для детей. Можно построить необычный поезд – из цветных палочек. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, важно знать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практически: берут белые палочки и накладывают на вагончики разного цвета. Белая палочка – это всегда одно место. В ходе игры дети замечают, что у каждого цвета есть своё число.

Весёлый поезд - история продолжается. Разноцветные весёлые поезда отправляются в разные города. Ритмическое чередование цветов палочек: синий – красный и красный – синий. Дети делают умозаключение, что из двух чередующихся цветов можно построить два разных поезда.

Поезд 2 – дети строят одинаковые поезда. Педагог предлагает взять чёрный вагон, присоединить к нему красный, затем жёлтый. Позднее слово «присоединить» заменяется словом «прибавить», «сложить». Далее включается упражнение на сложение: «Отыщите фиолетовую палочку, прибавьте к ней розовую. Найдите палочку, равную сумме фиолетовой и розовой».

Ремонт поезда – нахождение вагона, равного по длине сумме двух данных. Поезда бегут дальше. Но на их пути бывают и печальные остановки, когда вагон ломается и нужен ремонт. Вагон чёрного цвета сломался. Его надо заменить двумя другими, сохранив длину заменяемого вагона.

Цветные коврики – состав чисел первого десятка. Зависимость между длиной стороны и площадью, между числом и количеством вариантов его разложения. Педагог приглашает детей посетить магазин «Ковры». Как только дети увидели красивые ковры, им хочется сплести свои, но при сплетении ковров надо обязательно соблюдать следующие правила:

  • Выбрать одну полоску для начала сплетения;
  • Следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета. Но в сумме равных по длине первой;
  • Все ряды должны быть разные;
  • Закончить ковёр бахромой из белых полосок;
  • «Прочитать» ковёр цветами и числами, углубляя знания состава чисел.

Когда алгоритм плетения освоен, дети выбирают первую полоску по своему усмотрению. Дети самостоятельно выделяют и формулируют  зависимость: чем длиннее полоска, тем больше размеры ковра. Коврики  могут продаваться. Покупатель выбирает ковёр. Описав его в цветах или  числах.

Цветная лесенка – направленность ряда чисел. Свойства чисел натурального ряда. Чётные/нечётные числа.

Детская деятельность, направленная на освоение содержания и развитие познавательных способностей детей, организуется пот  типу проблемно-игровой.

Использование логических блоков Дьенеша или набора геометрических фигур даёт возможность детям выполнять простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, размер, форма, толщина), причём как по наличию, так и по отсутствию свойства: дети, пользуясь блоками, выделяют красные, некруглые; тонкие, неквадратные и т.д. они знакомятся со знаками символами, обозначающие цвет, форму, толщину, размер. С использованием блоков, проводятся разнообразные игры: «какая фигура лишняя?», «Раздадим игрушки», «Кто в домике живёт?», «Украсим дерево», а также игры с одним, двумя обручами и др.

Полезно составлять и преобразовывать фигуры, используя развивающие игры Воскобовича. «Игровой квадрат» и разноцветные резинки «Геоконта» способствуют развитию воображения. Осознанному познанию элементарных свойств геометрических фигур. Воссоздание из частей геометрических фигур, картинок, различных силуэтов и построек интересно детям, оно развивает сенсорные эталоны и интеллектуальные способности. Такие игры разнообразны: «Составь квадрат», «Сложи узор», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Волшебный куб», «Логоформочки». Игры с «математическими корзинками», «Чудо-цветиком», «Счетовозиком» помогают освоить количественное и порядковое значение числа, независимость количества предметов от их сгруппированности. Подобные упражнения способствуют самостоятельному познанию количественных отношений и использованию результатов в других видах деятельности.

Цифра как знак, показатель числа выделяется при уточнении итога счёта. Запоминание  знаков даёт возможность ребёнку  быстро ориентироваться в количестве предметов, сравнивать. Желательно, чтобы  цифры стали повседневным материалом, частью развивающей среды.

Игры с использованием ковролина помогают детям в умении моделировать какую-либо модель геометрической фигуры. Создавать различные постройки, применяя правила ориентировки на плоскости листа, развивать творческие способности и аналитико-синтетический уровень мышления.

С целью  развития активности ребёнка педагог  организует разнообразные виды деятельности: совместные с ребёнком индивидуальные коррекционные игры и упражнения, свободные игры, развивающие мини-ситуации, досуговые мероприятия, занятия. При этом соблюдается главное требование способность становлению субъективной позиции ребёнка, проявлению им исследовательского поведения в процессе математических и логических игр. Решения творческих, проблемных задач экспериментирования даёт возможность избегать в обучении и развитии детей пассивных методов и приёмов, таких как показы, длительные объяснения, частые подсказки.

Используемые  педагогом приёмы, обеспечивающие успех  в деятельности ребёнка, зависят  от его личного опыта, общей активности, интересов, настроения. Активность может  быть вызвана предложением подумать вместе. Доброжелательным диалогом с  ребёнком, неведением его на аналогии, ассоциации, использованием отрывков из юмористических произведений. Одобрением направления поиска, умения замечать собственные ошибки и исправлять их, подсказкой алгоритма рассуждения (думай, делай, получай результат) и  т.д.

Логико-математические игры разнообразны и практически  значимы для ребёнка в разных видах деятельности. Они должны являться средством успешного осуществления  игровых, конструктивных, простейших трудовых действий, приобщения ребенка к познанию и творчеству.

Информация о работе Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи