Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа
Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
Сущность умственных способностей 4
Развитие умственных способностей 5
Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
Понятие ОНР 11
Характеристика дошкольников с ОНР 13
Преодоление ОНР у дошкольников 15
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Характеристика и виды дидактических игр 17
Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21
Заключение 26
Список литературы 28
Таким
образом, специальная система
Заключение
В данной работе было рассмотрено развитие умственных способностей старших дошкольников. Было отмечено, что данное развитие затруднено для детей с общим недоразвитием речи.
Были выявлены основные условия развития умственных способностей:.
Было выявлено, что имеется взаимосвязь между умственным и речевым развитием дошкольника. Для понимания специфики умственного развития старших дошкольников с ОНР была приведена их психолого -педагогическая характеристика. Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Дидактические игры будут более плодотворны, если правильно использовать в них игровое оборудование, часть которого изготавливают сами дети, воспитатели.
Особенностью занятий дидактическими играми с дошкольниками с ОНР является смещение акцента со словесных дидактических игр на дидактические игры образного характера. Это позволяет заниматься дидактическими играми не только вместе с педагогом, но и самостоятельно. В этом случае воспитатель знакомит дошкольников с правилами игры, а далее они могут сами заниматься игрой. При этом частое повторное общение с предметами, представленными в игре, приводит к развитию памяти, что способствует лучшему развитию их умственных способностей. Сопоставление зрительного образа и описательного слова во время дидактических игр способствует развитию речи.
То
есть можно сделать вывод, что
использование дидактических
Список литературы
8. я Масору Ибуко. После трёх уже поздно — М.: Знание, 1992. I I
I 14. Прокопьева И.Т., Смернова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности — Дошкольное воспитание №11, 2002. — с.70
Методика
развития элементарных математических
представлений у детей
Педагогическая
практика подтверждает, что при условии
правильно организованного
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Реализовать поставленные перед педагогом задачи развивающего обучения можно с помощью оригинальной системы игровых упражнений, основанных на применении универсального дидактического материала – палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша, игр Воскобовича и игр с применением ковролина.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Работая с палочками Кюизенера, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше.
Рассмотрим основные этапы работы с палочками Кюизенера.
Первый этап
Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения. На этом этапе можно проводить следующие игры.
Заборчик - дети строят одноцветные заборы. Укладывая полоски одного цвета, дети для себя замечают, что все одноцветные полоски одинаковы по длине (по высоте).
Жмурки - дети с закрытыми глазами выбирают какую-либо из четырёх-пяти палочек. Затем подбирают к ней палочку такой же длины, убеждаясь, каждый раз в том, что палочки одинаковые по длине имеют один цвет.
Построим мост - дети выбирают для строительства моста через реку палочки в соответствии с шириной реки. Каждый раз дети убеждаются в верности высказывания: все полоски одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот.
На этом этапе можно использовать и другие игры, используя пособие Е.Н.Пановой вып. 2 «Дидактические игры – занятия в ДОУ»
Второй этап
Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а даёт возможность выбирать действие самому ребёнку. Ребёнок быстро научается переводить игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел. Для обучения и закрепления проводятся следующие игры.
Разноцветные вагончики - детская железная дорога – одна из интереснейших тем для детей. Можно построить необычный поезд – из цветных палочек. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, важно знать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практически: берут белые палочки и накладывают на вагончики разного цвета. Белая палочка – это всегда одно место. В ходе игры дети замечают, что у каждого цвета есть своё число.
Весёлый поезд - история продолжается. Разноцветные весёлые поезда отправляются в разные города. Ритмическое чередование цветов палочек: синий – красный и красный – синий. Дети делают умозаключение, что из двух чередующихся цветов можно построить два разных поезда.
Поезд 2 – дети строят одинаковые поезда. Педагог предлагает взять чёрный вагон, присоединить к нему красный, затем жёлтый. Позднее слово «присоединить» заменяется словом «прибавить», «сложить». Далее включается упражнение на сложение: «Отыщите фиолетовую палочку, прибавьте к ней розовую. Найдите палочку, равную сумме фиолетовой и розовой».
Ремонт поезда – нахождение вагона, равного по длине сумме двух данных. Поезда бегут дальше. Но на их пути бывают и печальные остановки, когда вагон ломается и нужен ремонт. Вагон чёрного цвета сломался. Его надо заменить двумя другими, сохранив длину заменяемого вагона.
Цветные коврики – состав чисел первого десятка. Зависимость между длиной стороны и площадью, между числом и количеством вариантов его разложения. Педагог приглашает детей посетить магазин «Ковры». Как только дети увидели красивые ковры, им хочется сплести свои, но при сплетении ковров надо обязательно соблюдать следующие правила:
Когда алгоритм плетения освоен, дети выбирают первую полоску по своему усмотрению. Дети самостоятельно выделяют и формулируют зависимость: чем длиннее полоска, тем больше размеры ковра. Коврики могут продаваться. Покупатель выбирает ковёр. Описав его в цветах или числах.
Цветная лесенка – направленность ряда чисел. Свойства чисел натурального ряда. Чётные/нечётные числа.
Детская деятельность, направленная на освоение содержания и развитие познавательных способностей детей, организуется пот типу проблемно-игровой.
Использование логических блоков Дьенеша или набора геометрических фигур даёт возможность детям выполнять простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, размер, форма, толщина), причём как по наличию, так и по отсутствию свойства: дети, пользуясь блоками, выделяют красные, некруглые; тонкие, неквадратные и т.д. они знакомятся со знаками символами, обозначающие цвет, форму, толщину, размер. С использованием блоков, проводятся разнообразные игры: «какая фигура лишняя?», «Раздадим игрушки», «Кто в домике живёт?», «Украсим дерево», а также игры с одним, двумя обручами и др.
Полезно составлять и преобразовывать фигуры, используя развивающие игры Воскобовича. «Игровой квадрат» и разноцветные резинки «Геоконта» способствуют развитию воображения. Осознанному познанию элементарных свойств геометрических фигур. Воссоздание из частей геометрических фигур, картинок, различных силуэтов и построек интересно детям, оно развивает сенсорные эталоны и интеллектуальные способности. Такие игры разнообразны: «Составь квадрат», «Сложи узор», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Волшебный куб», «Логоформочки». Игры с «математическими корзинками», «Чудо-цветиком», «Счетовозиком» помогают освоить количественное и порядковое значение числа, независимость количества предметов от их сгруппированности. Подобные упражнения способствуют самостоятельному познанию количественных отношений и использованию результатов в других видах деятельности.
Цифра как знак, показатель числа выделяется при уточнении итога счёта. Запоминание знаков даёт возможность ребёнку быстро ориентироваться в количестве предметов, сравнивать. Желательно, чтобы цифры стали повседневным материалом, частью развивающей среды.
Игры с использованием ковролина помогают детям в умении моделировать какую-либо модель геометрической фигуры. Создавать различные постройки, применяя правила ориентировки на плоскости листа, развивать творческие способности и аналитико-синтетический уровень мышления.
С целью развития активности ребёнка педагог организует разнообразные виды деятельности: совместные с ребёнком индивидуальные коррекционные игры и упражнения, свободные игры, развивающие мини-ситуации, досуговые мероприятия, занятия. При этом соблюдается главное требование способность становлению субъективной позиции ребёнка, проявлению им исследовательского поведения в процессе математических и логических игр. Решения творческих, проблемных задач экспериментирования даёт возможность избегать в обучении и развитии детей пассивных методов и приёмов, таких как показы, длительные объяснения, частые подсказки.
Используемые педагогом приёмы, обеспечивающие успех в деятельности ребёнка, зависят от его личного опыта, общей активности, интересов, настроения. Активность может быть вызвана предложением подумать вместе. Доброжелательным диалогом с ребёнком, неведением его на аналогии, ассоциации, использованием отрывков из юмористических произведений. Одобрением направления поиска, умения замечать собственные ошибки и исправлять их, подсказкой алгоритма рассуждения (думай, делай, получай результат) и т.д.
Логико-математические
игры разнообразны и практически
значимы для ребёнка в разных
видах деятельности. Они должны являться
средством успешного