Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа
Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
Сущность умственных способностей 4
Развитие умственных способностей 5
Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
Понятие ОНР 11
Характеристика дошкольников с ОНР 13
Преодоление ОНР у дошкольников 15
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Характеристика и виды дидактических игр 17
Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21
Заключение 26
Список литературы 28
Характеризуя восприятие времени дошкольниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представления о времени у них бедные, поверхностные, поскольку не сформировано умение строить связное высказывание о содержании деятельности в определенный отрезок времени, нет способов оценки разных сторон времени, необходимых для регулирования своей собственной деятельности. Они не объясняют причинно-следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).
При выполнении знакомых математических заданий детям требуется не только организующая и направляющая помощь, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания, и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение всего задания.
1.2.
Организация педагогического
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математического развития детей с общим недоразвитием речи положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающий в себя его сенсорную, моторную и интеллектуальную готовность.
Главной задачей
остается научить детей счету, измерениям,
подвести их к понятию числа. Не менее
важной и значимой является задача
целенаправленного и
Математическое содержание раскрывается в 3-х направлениях: арифметическое (цифра и число от 0 до 10, основные свойства натурального ряда и др.); геометрическое (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение фигур на плоскости, в пространстве, изготовление их моделей из бумаги и др.); содержательно-логическое, обеспечивающее условия для развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления у детей.
Основными методами, используемыми на занятиях по математике, являются: метод дидактических игр и метод моделирования, которые представлены в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим является практический метод, позволяющий детям узнавать и осмысливать практический материал (выполнение действий с предметами, моделирование геометрических фигур, зарисовка, раскрашивание и др.).
При планировании
учитываются психические
Большинство детей с общим недоразвитием речи имеют нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Поэтому, важно уделять особое внимание на занятии физкультминуткам и пальчиковой гимнастики.
Основная коррекционная задача педагога состоит в том, чтобы формировать у детей, имеющих отклонения в развитии, поисковые способы ориентировки при выполнении задания по математике. Основной речевой материал для закрепления знаний, полученных при обучении математике, вне математических занятий - стихи, сказки, рассказы, в которых обязательно присутствуют числа.
Использование
специально отображенного математического
содержания и методов работы поможет
подвести общее развитие детей на
уровень, необходимый для получения
дальнейшего образования в
Учитывая, что ребенку с отклонениями в развитии требуются многократные повторения на основе принципа функциональной тренировки, занятия в младшей и средней группе проводятся 2 раза в неделю, (время проведения занятия сокращается в младшей группе до 7-10 минут, в средней группе – до 10-12 минут, а в старшей и подготовительной – 25-30 минут).
1.3.Педагогические
задачи по формированию
Формирование математических представлений дошкольников с ОНР предполагает реализацию следующих педагогических задач: развитие мыслительной деятельности; сенсорное развитие; развитие представлений о форме предмета; развитие представлений о величине (определение величины путем сравнения); обучение сравнению предметов; развитие пространственных представлений; развитие временных представлений; развитие мелкой моторики пальцев рук. Рассмотрим эти задачи более подробно.
Развитие мыслительной деятельности
Задачи развития – развитие операций: анализ, синтез; классификации предметов; обобщения; сериации; абстрагирования; построения умозаключений. При развитии любых форм мышления в основе лежит развитие аналитико-синтетической деятельности.
Этапы
1. Анализ и синтез предметов (от общего к частному: «Что общего?»; например, разные по цвету предметы, но одинаковые по форме).
2. Классификация предметов (объединение предметов по 1 или нескольким признакам в группы; например, 3 мышонка, а в коробке лежит сыр. «Выберите по форме сыр»). Вводятся опорные символы, опорные картинки.
3. Обобщение (подбираются игры с операцией на обобщение: «4 лишний», «Разложи по форме», «Собери по цвету» и т. д.).
4. Сериация (подбор по величине, по 1 признаку, по величине и цвету, по 2 признакам и т. д.).
5. Абстрагирование
– высокий уровень анализа
и синтеза, образовательный
6. Построение умозаключения (при развитии у детей симультанного гнозиса, работа по формированию понимания детьми реальной ситуации). Например, дается инструкция: «Я начну рассказ, а ты закончи. «Если бы коровы летали по воздуху …».
Сенсорное развитие
Готовность ребенка к обучению зависит от уровня его сенсорного развития. Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка. Сущность развития ребенка заключается в постепенном его вхождении в человеческую культуру, через овладение специальными «человеческими» средствами («орудиями» - речь, язык). В процессе развития ребенка и понимания им мира, психика ребенка становится осознанной и произвольной. Сенсорная культура имеет свой кодовый «язык» - сенсорные эталоны. Сенсорный эталон – это (по А. В. Запорожцу) единица измерения свойств, качеств предметов.
Способы сенсорного развития: практический способ (наложение, приложение, примеривание); зрительное соотношение (практические способы являются перспективой развития действий).
Этапы сенсорного развития (по А. В. Запорожцу)
1. Переход
к внешне ориентированному
2. Развернутая перспектива действия.
3. Этап соединения перспективных действий.
Уровень сенсорного развития по годам жизни ребенка
1 – основная
задача – предоставить ребенку
максимальную возможность
2 – практическое усвоение сенсорных ощущений путем проб, соотношения предметов.
3 – манипуляционная
функция: соотношение цвета,
4 – переход от предметной деятельности к нормативной.
5 – понятие
о цветовом спектре,
6 – сформированность представлений об основных и дополнительных цветах, светлотах, геометрических фигурах, параметрах величины, анализ сложных форм предмета.
Развитие представлений о форме предмета
1. Идентификация предметов в целом: «круг», «квадрат», «треугольник».
2. Нахождение идентичного предмета по форме.
3.Соотнесение
и выкладывание фигур в
4. Выбор геометрической формы по словесной инструкции (объединение зрительной формы со словом, использование тактильного восприятия).
5. Обозначение
формы предмета словом (складывание
геометрических фигур на «
6. Обобщение
одноцветных и разноцветных
7. Классификация
одноцветных геометрических
8. Нахождение
в предметах геометрических
9. Составление
узоров из геометрических
Развитие представлений о величине (определение величины путем сравнения)
1. Сравнение, закрепление понятий: больше, меньше, равно.
2. определение величины путем изменчивости.
3. Измерение
путем условных мерок (
4. Линейное измерение (полоски).
5. Измерение объема сыпучих тел.
6. Измерение объема жидкости.
Обучение сравнению предметов
1. Дети ориентированны на объем предметов (используются способы приложения). Вводятся понятия: большой – маленький; длинный – короткий; широкий – узкий: высокий – низкий.
2. Сравнение
2 предметов одинакового размера,
3. Развитие понятия о 3 линейности предметов (раскладыванием).
Развитие пространственных представлений
Пространственные
представления также
Этапы
1. освоение ориентировки на собственном теле (где находятся части тела: голова, ноги, живот, спина и пр.).
2. Ориентировка на предметы пространственного окружения от другого человека (перенос с помощью зеркала).
3. Ориентировка по основным пространственным представлениям: промежуточные (впереди, справа, впереди, сзади и т. п.); свое местонахождение (относительно себя и др. человека); размещение предмета в пространстве с помощью других предметов (близко - далеко).
4. ориентировка на листе бумаги (центр, углы, боковая правая, боковая левая).
5. Воссоздание
по образцу или представлению:
пространственное размещение
Развитие временных представлений
Этапы
1. Ознакомление с понятием «сутки» - утро, вечер, день, ночь (на картинках, словесно, с использованием художественного слова, ведение календаря). Закрепление режимных моментов.
2. Знакомство с днями (полоски – цветовое обозначение дней недели; календарь; расписание).
3. Ознакомление со временами года (по контрасту).
4. Ознакомление с месяцами года.
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Многие ученые (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. В специальной литературе имеется описание приемов для развития моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, С. И. Шаховская, О. С. Бот и др.) Учитывая важность проблемы, а также высокую плотность занятий в логопедических группах, эта работа возлагается на воспитателей, специально выделяется время на занятиях, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики систематичной и результативной.
Пальцевую гимнастику и традиционные физкультминутки проводят в сочетании с речью. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Филогенетическая связь движений с произношением звуков дает ряд преимуществ для развития детей речевых групп. Их речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, также, наличие ритма положительно сказывается на развитии слухового восприятия детей. Для этой цели подбирают материал проведения физкультминуток и пальчиковую гимнастику по всем видам занятий.