Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Содержание

Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
Сущность умственных способностей 4
Развитие умственных способностей 5
Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
Понятие ОНР 11
Характеристика дошкольников с ОНР 13
Преодоление ОНР у дошкольников 15
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Характеристика и виды дидактических игр 17
Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

логико матем игры для детей с ОНР курсовка.docx

— 118.96 Кб (Скачать файл)

Формирование  математических представлений у  дошкольников с ОНР по возрастным группам представлено в приложении.

Таким образом, в первой главе мы рассмотрели  вопросы, связанные с особенностями  и задачами педагогического процесса направленного на формирование математических представлений дошкольников с ОНР: выяснили влияние ОНР речи на формирование математических представлений дошкольников, рассмотрели способы организации  педагогического процесса по и рассмотрели педагогические задачи по формированию математических представлений дошкольников с ОНР.

 

II. Преемственность детского сада  и семьи и ее роль в вопросах  математического развития дошкольников  с ОНР

2.1. Значение семьи в развитии  дошкольника

Семья –  это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. От положения  ребенка в семье, от влияния на него членов семьи, во многом зависит  развитие и становление его личностных характеристик. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и  ошибки, и сомнения, и временные  неудачи, поражения, которые сменяются  победами. Воспитание в семье - это  та же жизнь, и наше поведение и  даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Отношения  с ребенком, так же как и с  каждым человеком, глубоко индивидуальны  и неповторимы.

Для внушения ребенку ощущения родительской любви  необходимо выполнять одно чрезвычайно  важное правило. На психологическом  языке эта сторона общения  между детьми и родителями называется принятием ребенка. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

Речь идет о реализации любви, о созидании  правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании  и вере в развитие, а значит, в  постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться без постоянного  осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами. Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.

Коррекционными  педагогами и логопедами давно замечено, что родители, при соответствующем  руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая  свои стрессовые состояния. Привлекать родителей к развитию и обучению своего ребенка необходимо, так как  при соответствующей подготовке эффективность их исключительно  высока и крайне полезна, как для  ребенка, так и для самих родителей. Эффективность работы прослеживается на выпускниках: уменьшается процент  выпуска детей с "улучшенной" речью и увеличивается процент  с "чистой" речью.

В предыдущей главе мы рассмотрели, с какими трудностями  происходит формирование математических представлений детей с общим  недоразвитием речи. Вместе с тем, выяснили, что при правильной организации математических занятий с детьми можно существенно корректировать нарушения их речи, использование специально отображенного математического содержания и методов работы поможет подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для получения дальнейшего образования в начальной общеобразовательной школе. Это показывает, если педагоги детского сада и родители детей с ОНР работают в тесном взаимодействии, роль семьи в вопросах математического развития дошкольников неоспорима, так как существенно повышает результат коррекционного и развивающего воздействия педагогов.

 

2.2. Формы взаимодействия родителей  и педагогов дошкольного учреждения

Взаимодействие  педагогов (воспитателей) и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Процесс сотворчества семьи и  учреждения образования, его особенности  определяются, прежде всего, типом и  видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического  коллектива.

Важно, чтобы  и семья и детский сад выстраивали  эффективное взаимодействие по поводу развития детей, что обеспечивает условие  непрерывности и преемственности  образовательного процесса.

Дошкольник  – это не эстафета, которую передает семья в руки педагогов ДОУ. Здесь  важен принцип не параллельности, а принцип взаимопроникновения  двух социальных институтов. Особенно это важно для специальных  образовательных учреждений. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. С этой целью работа с  семьей в дошкольном учреждении ведется  по следующим направлениям: 

- совместная  коллективная деятельность детей  и родителей через организацию  открытых занятий, выставок совместных  детско-взрослых работ, проведение  музыкальных и спортивных мероприятий  и групповых праздников; организация адаптационной группы кратковременного пребывания детей и др.;

- коррекционная  работа узких специалистов: логопеда, психолога, медиков через организацию  групп эмоциональной коррекции  детей с родителями, коррекции  речи, и др.;

- совместное  создание условий для развития  ребенка и укрепление его здоровья  – обустройство прогулочных участков, закаливающие мероприятия, профилактика  простудных заболеваний; наполнение  пространства группы развивающим  игровым оборудованием, изготовление  игровых атрибутов; проведение  совместными усилиями ремонта  помещений и др.;

- просветительская  деятельность - В детском саду  ведется большая просветительская  работа. Она включает в себя  ознакомительные беседы со специалистами  (индивидуальные и общие). Консультирование  родителей педагогами ДОУ и  приглашенными специалистами. 

Учитывая  рассматриваемую тему о роли семьи  в формировании математических представлений  детей с ОНР, просветительская деятельность педагогов и специалистов имеет  особое значение при взаимодействии с родителями.

Вовлечением родителей в процесс совместной работы занимаются все сотрудники детского сада.

Психологом  детского сада организуется "Клуб заинтересованных родителей", где поднимаются такие  темы, как "Развитие ребенка с  общим недоразвитием речи", "Роль семьи в воспитании ребенка с  ОНР" и другие. Он психологическую  помощь родителям, тяжело переживающим ситуацию аномального развития ребенка;

Проводится  активное включение родителей в  жизнь детского сада с целью осознания  правильного воздействия на преодоление  дефекта у ребенка. Особое внимание уделяется проведению игровых тренингов  с детьми и родителями, размещению информации на стендах и подготовке тематических родительских собраний.

Принимая  активное участие в тренингах, тематических собраниях, участвуя в работе родительского  клуба, активно консультируясь с педагогами по вопросам развития речи, по организации различных форм домашних занятий, проведению математических игр и др., родители приобретают бесценный опыт, который помогает преодолеть нарушение в развитии их ребенка. Эффективность преодоления ОНР у дошкольников зависит не только от системы коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых в детском саду, индивидуальных особенностей личности ребенка, но и от осознанного участия семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи.

Для помощи в организации развивающих занятий  дома можно разместить на стендах  такую памятку родителям

Время занятий (15–20 мин) должно быть закреплено в  режиме дня. Постоянное время занятий  дисциплинирует ребенка, помогает усвоению материала.

Необходимо  определить, кто именно из взрослого  окружения ребенка будет с  ним заниматься; необходимо выработать единые требования, которые будут  предъявляться к ребенку.

При получении  задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь  в том, что оно вами понято.

В случаях  затруднений проконсультируйтесь  с воспитателем или логопедом.

Подберите наглядный  или игровой материал, который  вам потребуется для занятий.

Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

Будьте терпеливы  с ребенком, внимательны к нему во время занятий.

Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

Не забывайте  отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные  часы.

Занятия могут  проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют  обязательной спокойной деловой  обстановки, а также отсутствия отвлекающих  факторов.

Необходимо  приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять  задание, даже если ребенок огорчен  неудачей.

Помощь ребенку  должна носить своевременный и разумный характер.

Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения.

Желательно  сообщать ребенку о том, какие  задания он будет выполнять завтра.

Необходимо  разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания  по обогащению словаря с заданиями  по развитию памяти, внимания, мышления, звукопроизношения, развитию речи.

Необходимо  поддерживать у ребенка желание  заниматься, стимулировать его к  дальнейшей работе, поощрять успехи, учить  преодолевать трудности.

Желаем вам  успехов в занятиях, радости в  общении!

Выстроенная образовательная система в ДОУ  открывает новые возможности  сотрудничества педагогов и родителей  на принципах партнерства и доверительных  отношений, воплощая идеи личностно-ориентированной  педагогики в развитии ребенка в  жизнь, реализуя, таким образом, ожидания и запросы родителей дошкольного  учреждения. 

 

2.3. Рекомендации родителям по изучению  психолого-педагогической литературы  с целью эффективного математического  развития детей с ОНР в условиях  семьи               

 С помощью  этих книг родители дошкольников  с ОНР смогут ознакомиться  со способами развития речи  и формированием математических  представлений своих детей, научаться  организовывать интересные развивающие  занятия в домашней обстановке.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. М.: Детство-Пресс, 2001.

В сборник  включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических  речевых нарушений, входящих в синдром  ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием  занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые  дефекты у детей.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Для детей 4-6 лет. Пособие по логопедии для детей и родителей. М.: Издательский Дом Литера, 2001.

Книга петербургского логопеда О.И. Крупенчук представляет собой комплексную программу подготовки ребенка к школе. Издание рассчитано на занятия с детьми 4-6 лет и полностью соответствует тематике занятий в младших и старших группах детского сада.

Инна Светлова. Домашний логопед. Эффективная программа  самостоятельных занятий родителей  с ребенком по звукопроизношению. М.: Эксмо, 2002.

Полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное обучение в  школе, овладение в дальнейшем иностранными языками зависят от четкой и внятной  дикции. Последовательные занятия по прекрасно иллюстрированной книге  Домашний логопед помогут сделать  речь малыша четкой и правильной.

Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. М.: Академия Развития, 2002.

Книга содержит новые скороговорки, в которых  отрабатываемый звук есть в каждом слове, и близкий к ним речевой  материал, разработанный автором, а  также народные скороговорки. Материал классифицирован для работы с  детьми с недостатками произношения. Для логопедов, учителей, родителей.

Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного  возраста. Пособие для воспитателей и родителей. М.: Владос, 1999.

В пособии  представлены методические советы родителям  и воспитателям по изучению математики с дошкольниками.

Савичев В. Н. Математика веселая в картинках  и стихах. М.: Академия Развития, 1998 .

Информация о работе Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи