Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа
Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
Сущность умственных способностей 4
Развитие умственных способностей 5
Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
Понятие ОНР 11
Характеристика дошкольников с ОНР 13
Преодоление ОНР у дошкольников 15
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Характеристика и виды дидактических игр 17
Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21
Заключение 26
Список литературы 28
Благодаря этому ребенок
может понять главную мысль сказки,
картинки, объединить несколько картинок
на основе общего признака, разложить
картинки на группы по существенному
признаку и т. д. У ребенка шестого
года жизни память по-прежнему является
непроизвольной, основанной на эмоциях,
интересе. То есть ребенок легко
запоминает то, что его заинтересовало.
Уже в этом возрасте проявляются
индивидуальные различия: у одних
детей лучше развита зрительная
память, у других - слуховая, у третьих
- эмоциональная, а у четвертых - механическая.
Ведущей деятельностью ребенка
дошкольного возраста является сюжетно-ролевая
игра, в процессе которой развивается
воображение. Именно воображение дает
возможность ребенку
Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты. Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого. Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп. Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить: - по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.); - по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.); - по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые); - по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.); - по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д. Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др. Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. 3. Требования к подготовленности воспитателя осуществляющего деятельность по развитию математических способностей Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В связи с этим особую значимость имеет подготовка будущего педагога к организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста. Воспитатель, осуществляющий деятельность по развитию математических способностей ставит перед собой следующие задачи: Изучить специфику работы базового ДОУ в области математического развития детей дошкольного возраста. Обеспечить становление диагностического подхода к профессиональной деятельности через выявление у детей уровня математического развития посредством диагностических методик.
Введение
Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В.П.Вахтеров – первый в России – предпринял попытку дать на основе собственных наблюдений целостную картину развития речи ребенка. Его последователями стали М.П.Феофанов, Н.И.Жинкин, И.О.Синица. Проблемам развития детской речи было уделено большое внимание в работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Ф.А.Сохина, А.Н.Гвоздева и других психологов и лингвистов. Большой вклад в разработку теории и методики развития речи детей внесли Е.Н.Тихеева, Е.А.Флерина, О.С.Ушакова.
Общее недоразвитие
речи — сложные различные речевые
расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов
речевой системы, относящихся к
ее звуковой и смысловой стороне,
при нормальном слухе и интеллекте.
Несмотря на различную природу дефектов,
у этих детей имеются типичные
проявления, указывающие на системное
нарушение речевой
Успешное
преодоление речевого нарушения
у детей возможно при условии
создания личностно-ориентированного
взаимодействия всех специалистов дошкольного
учреждения и родителей на интегративной
основе. Вокруг ребенка совместными
действиями различных специалистов
и родителей создается единое
коррекционно-образовательное
Экспериментальные данные показывают, что математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий, знания о числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Дети не понимают смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Эти и другие последствия нарушения речи детей, которые мы рассмотрим в I главе, не могут пагубно не сказаться на их математическом и общем психическом развитии. Тесное взаимодействие родителей с логопедом и педагогами, организация в семье специальных условий формирования математических представлений детей с общим недоразвитием речи, очень благоприятны как для развития математических навыков и формирования навыков учебной деятельности, так и общего и речевого развития ребенка. Это объясняет актуальность выбранной темы о роли семьи в формировании математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – педагогический процесс, направленный на формирование математических представлений дошкольников.
Предмет – влияние семьи на формирование математических представлений у детей с ОНР.
Цель – изучить роль семьи в формировании математических представлений у детей с ОНР.
Задачи:
1. Рассмотреть
особенности и задачи
2. Рассмотреть
вопросы преемственности
I.
Особенности и задачи
1.1.Влияние
общего недоразвития речи на
формирование математических
Общее недоразвитие
речи (ОНР) – системное нарушение
речевой сферы у детей с
нормальным слухом и относительно сохраненным
интеллектом. У детей данной группы
в большей или меньшей степени
оказываются нарушенными
1 уровень
ОНР характеризуется либо
2 уровень ОНР. Дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В литературе этот уровень характеризуется как "начатки общеупотребительной речи". В речи детей появляется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены ("лябака" - яблоко, "обуйчик" - огурчик).
3 уровень
ОНР. Характеризуется
Дети с общим недоразвитием речи имеют практические навыки счета, могут выполнять сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях между величинами. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий.
Дошкольники испытывают трудности в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Несмотря на то, что дети умеют создавать сериационный ряд по величине, различают длину, ширину и высоту предмета, им тяжело оперировать имеющимися знаниями, включать их в более сложную деятельность. Знания о величине предполагают обозначение полученных результатов сравнения по протяженности. Поскольку для этого необходимо использовать в речи разные формы имен прилагательных, что для дошкольников с нарушениями речи крайне трудно, они не могут назвать величину предметов.
Представления о форме у данной категории детей сформированы. Они выполняют классификацию геометрических фигур, могут определить форму предметов. Однако наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат. Дети ошибочно дифференцируют сходные геометрические фигуры, так как обобщение идет не на основе существенных признаков выделения свойств и анализа частей, а с опорой на зрительное восприятие.
Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Так, сравнительно близко расположенные друг к другу предметы воспринимаются ими как непрерывность. При распознавании пространственных отношений дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи часто пользуются приемом бесконтактной близости, т.е. отражаемое пространство для них еще диффузно. Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношений к себе и другим предметам.
Они понимают
значение основных, наиболее часто
употребляемых предлогов и