Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа
Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
Сущность умственных способностей 4
Развитие умственных способностей 5
Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
Понятие ОНР 11
Характеристика дошкольников с ОНР 13
Преодоление ОНР у дошкольников 15
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Характеристика и виды дидактических игр 17
Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21
Заключение 26
Список литературы 28
Веселая математика для детей.
Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. СПб.: Оникс, 2006.
Книга "Математика для дошкольников" подготовлена опытным педагогом и логопедом Кузнецовой Верой Георгиевной и предназначена для занятий с детьми 5-7 лет.
Кузнецова В.Г. Играем в школу. Популярная методика игровых уроков. СПб.: Оникс, 2006.
Книга предназначена для занятий с детьми 5-7 лет. Занимаясь по книге, дошкольники обогатят словарный запас, расширят кругозор, познакомятся с новыми понятиями. Выполняя интересные и увлекательные задания, дети научатся рассуждать, сравнивать и многому другому.
Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. М.: МИОО, 2006.
Автор этой
книга - профессиональный математик - рассказывает
о своем опыте занятий
Новикова В.П., Тихонова Л.И. Лего-мозаика в играх и занятиях. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Представленные в пособии игры, задания и упражнения с использованием геометрических фигур Лего-мозаики способствуют формированию у детей логического и математического мышления, развитию мелкой моторики рук; стимулируют развитие важнейших психических функций.
Во второй главе мы рассмотрели вопросы преемственности детского сада и семьи, ее роль в вопросах математического развития дошкольников с ОНР. Привлекать родителей к развитию и обучению своего ребенка необходимо, так как при соответствующей подготовке эффективность их исключительно высока и крайне полезна, как для ребенка, так и для самих родителей. Если педагоги детского сада и родители детей с ОНР работают в тесном взаимодействии, это существенно повышает результат развивающего воздействия на ребенка, как на речевое развитие, так и на математические представления дошкольников.
Особенно
важно для специальных
Разработанный нами список рекомендательной литературы поможет родителям интересно и грамотно организовать занятия с детьми в домашних условиях.
Заключение
Цель работы заключалась в изучении роли семьи в формировании математических представлений у детей с ОНР.
В процессе работы рассмотрены вопросы, связанные с особенностями и задачами педагогического процесса направленного на формирование математических представлений дошкольников с ОНР, такие как: влияние общего недоразвития речи на формирование математических представлений дошкольников; организация педагогического процесса по формированию математических представлений детей с ОНР; педагогические задачи по формированию математических представлений дошкольников с ОНР
Рассмотрены
вопросы преемственности
На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Дошкольное воспитание и развитие ребенка в первую очередь готовит его к дальнейшему обучению в школе. Математика является наиболее сложным предметом школьного курса. А математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий. Дети не понимают смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математического развития детей с общим недоразвитием речи положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающий в себя его сенсорную, моторную и интеллектуальную готовность. Главной задачей остается научить детей счету, измерениям, подвести их к понятию числа. Не менее важной и значимой является задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая реализуется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
Основная задача воздействия родителей на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически пра-вильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Очень важно, чтобы родители как можно больше уделяли времени общению с ребенком в процессе, которого, осуществлялось формирование и развитие математических представлений ребенка, усвоение им необходимых математических представлений и терминов. Активизируя, тем самым, у детей с общим недоразвитием речи активную самостоятельную математическую речь способствую ее развитию по средствам общения в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.
Таким образом, тесное взаимодействие родителей с логопедом и педагогами, организация в семье специальных условий формирования математических представлений детей с общим недоразвитием речи, очень благоприятны как для развития математических навыков и формирования навыков учебной деятельности, так и общего и речевого развития ребенка.
Список литературы
1. Выготский
Л.С. Избранные
2. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. М.: Владос, 1999.
3. Кулик Л.А.,
Берестов Н.И. Семейное
4. Кузнецова
В.Г. Математика для
5. Калинченко
Л.В. Обучение математике
6. Коррекционно-педагогическая
работа в дошкольных
7. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Академия, 2003. - 240 с
8. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. М.: Владос, 2005.
9. Нищева
Н.В. Система коррекционной
10. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., МПА, 1995.
11. Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А.А., М.: Педагогика, 1988.
12. Соломенникова
О.А. Основные и
13. Тимонен
Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная
система коррекции общего
14. Формирование
элементарных математических
15. Филичева
Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к
школе детей с общим
16. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург: Базиз, 1996. – 301 с.
Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей |
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Использование логических
блоков с целью развития 2. Общая характеристика
системы игр и упражнений, направленных
на развитие логического 3. Методические рекомендации
по организации игровой Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать. Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т.е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь. Анализ состояния обучения дошкольников приводит специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. В данной работе представлена
характеристика блоков Дьенеша, показано
использование логических блоков с
целью развития логико-математических
представлений у детей; дана общая
характеристика системы игр и
упражнений, которые направлены на
развитие логического мышления; выявлено,
насколько развито словесно- 1. Использование
логических блоков с целью
развития логико- Логические блоки Дьенеша
- абстрактно-дидактическое В названном комплекте 48 блоков: 3х4х2х2. Можно ограничиться и меньшим числом блоков: взять меньше цветов, форм или исключить различие по толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Для работы с детьми одной
группы на протяжении всего дошкольного
детства требуется один-два Логические блоки лучше изготовить из дерева или пластика. Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов - одинаковая толщина всех фигур. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств - мостик к словесно-логическому мышлению. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце - полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать. 2. Общая характеристика
системы игр и упражнений, направленных
на развитие логического Охарактеризуем три группы постепенно усложняющихся игр и упражнений: 1) для развития умений
выявлять и абстрагировать 2) для развития умений сравнивать предметы по их свойствам, 3) для развития способности
к логическим действия и Игры и упражнения даны
в трех вариантах (I, II, III). Игры упражнения
I варианта развивают у малышей
умения оперировать одним свойством
(выявлять и абстрагировать одно свойство
от других, сравнивать, классифицировать
и обобщать предметы на его основе).
С их помощью дети получат первые
представления о замещении Упражнения, за исключением третьей группы (логические действия и операции), не адресуются конкретному возрасту. Так как дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. 3. Методические
рекомендации по организации
игровой деятельности игровой
деятельности с блоками в Для старшего дошкольного возраста предназначены игры и упражнения с логическими действиями и операциями. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В старшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры и упражнения, как «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели блоки» и другие. Рассмотрим методические рекомендации по проведению некоторых игр и упражнений. Помоги фигурам выбраться из леса Цель: развить логическое мышление и умение рассуждать. Материал: логический фигуры, таблицы (см. приложение). Содержание: 1. Перед детьми таблица
1.а. На ней лес, в котором
заблудились фигурки. Нужно 2. Используется таблица
1.б. Штриховкой обозначен 3. Используется таблица 1.в. Раздели блоки - 1. Цель: развить умение разбивать множество по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не». Материал: логические блоки, 2 игрушки (Буратино, Незнайка). Содержание: На полу или на столе на расстоянии метра друг от друга расположены игрушки - Буратино и Незнайка. Они собрались строить для себя дома из блоков, но поссорились из-за того, что не могут разделить блоки между собой. Взрослый предлагает детям помирить Буратино и Незнайку и помочь им разделить блоки так, чтобы у Незнайки оказались все красные. После выполнения задания дети рассказывают, какие блоки у Незнайки (все красные) и какие у Буратино (все не красные). Если дети при характеристики блоков Буратино начинают называть несколько свойств (желтые и синие), взрослый говорит, что нужно отвечать одним словом. Если дети отвечают неверно, он еще раз обращает их внимание на блоки Незнайки (все красные) и предлагает назвать, какие все блоки у Буратино в отличие от тех, которые у Незнайки. При повторении упражнения меняется свойство, по которому дети разбивают слово: разделить блоки так, чтобы у Буратино оказались все треугольные, или так, чтобы у незнайки были все желтые. Сначала правила разделения блоков предлагает взрослый, а затем - дети. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научит дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами. Особая роль при этом отводится
нестандартным дидактическим Словесно-логическое мышление
ребенка, которое начинает развиваться
в конце дошкольного возраста,
предполагает уже умение оперировать
словами и понимать логику рассуждений.
И здесь обязательно Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. К 6 годам лексикон ребенка
состоит примерно из 14 000 слов. Он уже
владеет словоизменением, образованием
времен, правилами составления Дети старшего дошкольного возраста отличают настоящие слова, имеющиеся в языке, от придуманных, искусственно созданных слов. Дети, которым меньше 7 лет, обычно считают, что у слова есть только одно значение, и не видят ничего смешного в шутках, основанных на игре слов. Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. В предлагаемой работе показано,
как блоки Дьенеша можно СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Акцидент, 1997. - 79 с. 2. Математика до школы:
Пособие для воспитателей 3. Немов Р.С. Психология. - В 3-х кн. - Кн.2. - 2-е. изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 496 с. 4. Тихомирова Л.Ф., Басов
А.В. Развитие логического |
Введение
3
Глава 1. Формирование математических
представлений, задача подготовки детей
5-6 лет к школе 6
1.1. Формирование математических представлений
6
1.2. Значение семьи в развитии дошкольника
7
1.3. Характеристика и структура речевого
дефекта при общем недоразвитии речи 13
Глава 2. Преемственность детского сада
и семьи в вопросах математического развития
дошкольников 16
2.1. Задачи развития математических способностей
16
2.2. Формы работы с семьей 19
2.3. Анализ психолого-педагогической литературы
для родителей по вопросам математического
развития детей 27
Заключение 32
Список литературы 34
Приложения
Семейное
воспитание — общее название для
процессов воздействия на детей
со стороны родителей и других
членов семьи с целью
достижения желаемых результатов.
В каждой семье объективно складывается
определенная, далеко не всегда осознанная
ее членами система воспитания. Здесь
имеются в виду и понимание целей воспитания,
и формулировка его задач, и более или
менее целенаправленное применение методов
и
приемов воспитания, учет того, что можно
и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены четыре наиболее общие
тактики воспитания в семье и четыре отвечающих
им типа семейных взаимоотношений: диктат,
опека, «невмешательство» и
сотрудничество.
Диктат в семье обнаруживает себя в систематическом
проявлении одними членами семейства
(преимущественно взрослыми)
инициативы и чувства подавления собственного
достоинства у других его членов.
Опека в семье — это система отношений,
при которых родители, обеспечивая своим
трудом удовлетворение всех потребностей
ребенка, ограждают его от каких-либо забот,
усилий и трудностей, принимая их на себя.
Вопрос об активном формировании личности
отходит на второй план. В центре воспитательных
воздействий оказывается другая проблема
— удовлетворение потребностей ребенка
и
ограждение его от трудностей.
Система межличностных отношений в семье,
строящаяся на признании возможности
и даже целесообразности независимого
существования взрослых от детей, может
порождаться тактикой «невмешательства».
При этом предполагается, что могут
сосуществовать два мира: взрослые и дети,
и ни тем, ни другим не следует переходить
намеченную таким образом линию. Чаще
всего в
основе этого типа взаимоотношений лежит
пассивность родителей как воспитателей,
а порой и их эмоциональная холодность,
безразличие, неумение и нежелание учиться
быть родителями.
Сотрудничество как тип взаимоотношений
в семье предполагает опосредованность
межличностных отношений в семье общими
целями и задачами совместной деятельности,
ее организацией и высокими нравственными
ценностями. Именно в этой ситуации
преодолевается эгоистический индивидуализм
ребенка.