Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Содержание

Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
Сущность умственных способностей 4
Развитие умственных способностей 5
Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
Понятие ОНР 11
Характеристика дошкольников с ОНР 13
Преодоление ОНР у дошкольников 15
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Характеристика и виды дидактических игр 17
Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

логико матем игры для детей с ОНР курсовка.docx

— 118.96 Кб (Скачать файл)

Веселая математика для детей.

Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. СПб.: Оникс, 2006.

Книга "Математика для дошкольников" подготовлена опытным педагогом и логопедом  Кузнецовой Верой Георгиевной и  предназначена для занятий с  детьми 5-7 лет.

Кузнецова В.Г. Играем в школу. Популярная методика игровых уроков. СПб.: Оникс, 2006.

Книга предназначена  для занятий с детьми 5-7 лет. Занимаясь  по книге, дошкольники обогатят словарный  запас, расширят кругозор, познакомятся с новыми понятиями. Выполняя интересные и увлекательные задания, дети научатся рассуждать, сравнивать и многому  другому.

Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. М.: МИОО, 2006.

Автор этой книга - профессиональный математик - рассказывает о своем опыте занятий математикой  с дошкольниками. Жанр книги смешанный: дневниковые записи перемежаются рассуждениями о математике или о психологии, наблюдения за детьми и за их реакцией...

Новикова  В.П., Тихонова Л.И. Лего-мозаика в играх и занятиях. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Представленные  в пособии игры, задания и упражнения с использованием геометрических фигур  Лего-мозаики способствуют формированию у детей логического и математического мышления, развитию мелкой моторики рук; стимулируют развитие важнейших психических функций.

Во второй главе мы рассмотрели вопросы  преемственности детского сада и  семьи, ее роль в вопросах математического  развития дошкольников с ОНР. Привлекать родителей к развитию и обучению своего ребенка необходимо, так как  при соответствующей подготовке эффективность их исключительно  высока и крайне полезна, как для  ребенка, так и для самих родителей. Если педагоги детского сада и родители детей с ОНР работают в тесном взаимодействии, это существенно  повышает результат развивающего воздействия  на ребенка, как на речевое развитие, так и на математические представления  дошкольников.

Особенно  важно для специальных образовательных  учреждений чтобы и семья и  детский сад выстраивали эффективное  взаимодействие по поводу развития детей. С этой целью в дошкольном учреждении ведутся различные формы работа с семьей. Активное участие в просветительных  мероприятиях организованных специалистами  или родителями, по обмену опытом в  развитии дошкольников с ОНР, повышают компетентность, и помогает эффективно бороться с проблемами в развитии детей.

Разработанный нами список рекомендательной литературы поможет родителям интересно и грамотно организовать занятия с детьми в домашних условиях.   

 

Заключение

Цель работы заключалась в изучении роли семьи  в формировании математических представлений  у детей с ОНР.

В процессе работы рассмотрены вопросы, связанные  с особенностями и задачами педагогического  процесса направленного на формирование математических представлений дошкольников с ОНР, такие как: влияние общего недоразвития речи на формирование математических представлений дошкольников; организация  педагогического процесса по формированию математических представлений детей с ОНР; педагогические задачи по формированию математических представлений дошкольников с ОНР

Рассмотрены вопросы преемственности детского сада и семьи и ее роль в вопросах математического развития дошкольников с ОНР: преемственность детского сада и семьи и ее роль в вопросах математического развития дошкольников с ОНР; значение семьи в развитии дошкольника; формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольного  учреждения. Разработали рекомендации родителям по изучению психолого-педагогической литературы с целью эффективного математического развития детей  с ОНР в условиях семьи.

На основании  изложенного материала можно  сделать следующие выводы.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые  расстройства, при которых у детей  нарушено формирование всех компонентов  речевой системы, относящихся к  ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Дошкольное воспитание и развитие ребенка  в первую очередь готовит его  к дальнейшему обучению в школе. Математика является наиболее сложным  предметом школьного курса. А  математические представления у  детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий. Дети не понимают смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания.

В основу отбора математического содержания, его  структурирования и разработки форм представления материала для  математического развития детей  с общим недоразвитием речи положен  принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающий в себя его сенсорную, моторную и интеллектуальную готовность. Главной задачей остается научить  детей счету, измерениям, подвести их к понятию числа. Не менее важной и значимой является задача целенаправленного  и систематического развития познавательных способностей, которая реализуется  через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Основная  задача воздействия родителей на детей с общим недоразвитием  речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически  пра-вильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Очень важно, чтобы родители как можно больше уделяли времени общению с ребенком в процессе, которого, осуществлялось формирование и развитие математических представлений ребенка, усвоение им необходимых математических представлений и терминов. Активизируя, тем самым, у детей с общим недоразвитием речи активную самостоятельную математическую речь способствую ее развитию по средствам общения в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.

Таким образом, тесное взаимодействие родителей с  логопедом и педагогами, организация  в семье специальных условий  формирования математических представлений  детей с общим недоразвитием  речи, очень благоприятны как для развития математических навыков и формирования навыков учебной деятельности, так и общего и речевого развития ребенка. 

 

Список  литературы

1. Выготский  Л.С. Избранные психологические  исследования. М.:Педагогика, 1998. – 264 с.

2. Зайцев  В.В. Математика для детей дошкольного возраста. М.: Владос, 1999.

3. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Просвещение, 1990. 

4. Кузнецова  В.Г. Математика для дошкольников. СПб.: Оникс, 2006.

5. Калинченко  Л.В. Обучение математике детей  дошкольного возраста и нарушениями  речи. М.: Феникс, 2005

6. Коррекционно-педагогическая  работа в дошкольных учреждениях  для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю., 2000. - 191 с.

7. Логопедическая  работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Академия, 2003. - 240 с

8. Носова  Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и  математика для дошкольников. М.: Владос, 2005.

9. Нищева  Н.В. Система коррекционной работы  в логопедической группе для  детей с ОНР. М.: Академия развития. 2003.

10. Обухова  Л.Ф. Детская психология. – М., МПА, 1995.

11. Популярная  психология для родителей. Под  редакцией Бодалева А.А., М.: Педагогика, 1988.

12. Соломенникова  О.А. Основные и дополнительные  программы дошкольных образовательных  учреждений. Методическое пособие  М.: Владос 2005.

13. Тимонен  Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная  система коррекции общего недоразвития  речи в условиях специальной  группы детского сада для детей  с тяжелыми нарушениями речи. М.: Оникс, 2005.

14. Формирование  элементарных математических представлений  у детей с речевыми нарушениями  / под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003

15. Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к  школе детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального  детского сада. — М.: Академия, 1994.

16. Филичева  Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи  дошкольника. Екатеринбург: Базиз, 1996. – 301 с.

Использование блоков Дьенеша с целью  развития логико-математических представлений  у детей 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

1. Использование логических  блоков с целью развития логико-математических  представлений у детей

2. Общая характеристика  системы игр и упражнений, направленных  на развитие логического мышления  детей

3. Методические рекомендации  по организации игровой деятельности  с блоками в группах детей  старшего дошкольного возраста

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Одна из важнейших задач  воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение  этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности  предматематической подготовки.

По своему содержанию эта  подготовка не должна исчерпываться  формированием представлений о  числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т.е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит специалистов к  выводу о необходимости развития в дидактических играх функции  формирования новых знаний, представлений  и способов познавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким  образом, чтобы они формировали  не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее  спроектированные логические структуры  мышления и умственные действия, необходимые  для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению  разного рода задач.

В дошкольной дидактике имеется  огромное количество разнообразных  дидактических материалов. Однако возможность  формировать в комплексе все  важные для умственного, в частности  математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

В данной работе представлена характеристика блоков Дьенеша, показано использование логических блоков с  целью развития логико-математических представлений у детей; дана общая  характеристика системы игр и  упражнений, которые направлены на развитие логического мышления; выявлено, насколько развито словесно-логическое мышление в старшем дошкольном возрасте; представлены методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками.

1. Использование  логических блоков с целью  развития логико-математических  представлений у детей

Логические блоки Дьенеша - абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий), четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый).

В названном комплекте 48 блоков: 3х4х2х2. Можно ограничиться и  меньшим числом блоков: взять меньше цветов, форм или исключить различие по толщине. Каждая фигура характеризуется  четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Для работы с детьми одной  группы на протяжении всего дошкольного  детства требуется один-два набора объемных логических фигур - блоков и  набор плоских логических фигур  на каждого ребенка.

Логические блоки лучше  изготовить из дерева или пластика.

Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона  или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов - одинаковая толщина всех фигур.

Кроме логических блоков для  работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование таких карточек позволяет развивать у детей  способность к замещению и  моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются  в процессе выполнения разнообразных  предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного  мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств - мостик к словесно-логическому  мышлению.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными  операциями и действиями, важными  как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей  в их развитии от оперирования одним  свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают  умения выявлять и абстрагировать в  предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала  блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету  и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце - полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как  чем разнообразнее материал, тем  сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

2. Общая характеристика  системы игр и упражнений, направленных  на развитие логического мышления  детей

Охарактеризуем три группы постепенно усложняющихся игр и  упражнений:

1) для развития умений  выявлять и абстрагировать свойства,

2) для развития умений  сравнивать предметы по их  свойствам,

3) для развития способности  к логическим действия и операциям.

Игры и упражнения даны в трех вариантах (I, II, III). Игры упражнения I варианта развивают у малышей  умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств  знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию  того, нарушение правил не позволяет  достичь верного результата. Можно  отнести такие игры и упражнения, как «Найди клад», «Помоги муравьишкам», «Необычные фигуры» и другие. С помощью игр и упражнений II варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Они даются в такой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком умениями сначала сравнивать, затем классифицировать и обобщать предметы. При этом сначала ребенок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем - по самостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух предметов к сравнению трех. Можно предложить такие игры и упражнения, как «Дорожки», «Домино» и другие. Игры и упражнения III варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Подробнее о играх и упражнениях этого варианта смотрите в разделе «Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками в группах детей старшего дошкольного возраста».

Упражнения, за исключением  третьей группы (логические действия и операции), не адресуются конкретному  возрасту. Так как дети одного календарного возраста могут иметь различный  психологический возраст. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке  интеллектуальной лестницы находится  каждый малыш.

3. Методические  рекомендации по организации  игровой деятельности игровой  деятельности с блоками в группах  детей старшего дошкольного возраста

Для старшего дошкольного  возраста предназначены игры и упражнения с логическими действиями и операциями. Они помогут развить у детей  умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить  умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью  этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры и  упражнения, как «Помоги фигурам  выбраться из леса», «Угадай, какая  фигура», «Раздели блоки» и другие.

Рассмотрим методические рекомендации по проведению некоторых  игр и упражнений.

Помоги фигурам выбраться  из леса

Цель: развить логическое мышление и умение рассуждать.

Материал: логический фигуры, таблицы (см. приложение).

Содержание:

1. Перед детьми таблица  1.а. На ней лес, в котором  заблудились фигурки. Нужно помочь  им выбраться из чащи. Сначала  дети устанавливают, для чего  на разветвлениях дорог расставлены  знаки. (Каждый знак разрешает  идти по своей дорожке только  таким фигурам, как он сам.) Затем дети разбирают фигуры  и по очереди выводят их  из леса. При этом рассуждают  вслух, на какую дорожку каждый  раз нужно свернуть.

2. Используется таблица  1.б. Штриховкой обозначен цвет  фигур.

3. Используется таблица  1.в.

Раздели блоки - 1.

Цель: развить умение разбивать  множество по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: логические блоки, 2 игрушки (Буратино, Незнайка).

Содержание:

На полу или на столе  на расстоянии метра друг от друга  расположены игрушки - Буратино и  Незнайка. Они собрались строить  для себя дома из блоков, но поссорились  из-за того, что не могут разделить  блоки между собой. Взрослый предлагает детям помирить Буратино и Незнайку и помочь им разделить блоки так, чтобы у Незнайки оказались все  красные.

После выполнения задания  дети рассказывают, какие блоки у  Незнайки (все красные) и какие  у Буратино (все не красные).

Если дети при характеристики блоков Буратино начинают называть несколько свойств (желтые и синие), взрослый говорит, что нужно отвечать одним словом. Если дети отвечают неверно, он еще раз обращает их внимание на блоки Незнайки (все красные) и предлагает назвать, какие все блоки у Буратино в отличие от тех, которые у Незнайки.

При повторении упражнения меняется свойство, по которому дети разбивают  слово: разделить блоки так, чтобы  у Буратино оказались все треугольные, или так, чтобы у незнайки были все желтые.

Сначала правила разделения блоков предлагает взрослый, а затем - дети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Математика по праву занимает очень большое место в системе  дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы  научит дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

Особая роль при этом отводится  нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться  в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать  словами и понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется  помощь родителей и воспитателей, так как известна нелогичность детских  рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Развитие словесно-логического  мышления у детей проходит как  минимум два этапа. На первом из них  ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и  действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система  понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений.

К 6 годам лексикон ребенка  состоит примерно из 14 000 слов. Он уже  владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложений. К концу старшего дошкольного  возраста многие из детей оказываются  в состоянии выделить и назвать  все части речи и члены предложения.

Дети старшего дошкольного  возраста отличают настоящие слова, имеющиеся в языке, от придуманных, искусственно созданных слов. Дети, которым меньше 7 лет, обычно считают, что у слова есть только одно значение, и не видят ничего смешного в шутках, основанных на игре слов.

Усвоению достаточно сложных  математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра - одно из самых привлекательных для  детей занятий.

В предлагаемой работе показано, как блоки Дьенеша можно использовать в процессе развития математических представлений в игровой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логика и математика  для дошкольников: Методическое  пособие / Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Акцидент, 1997. - 79 с.

2. Математика до школы:  Пособие для воспитателей детских  садов и родителей. - Ч.1: Смоленцева  А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 191 с.

3. Немов Р.С. Психология. - В 3-х кн. - Кн.2. - 2-е. изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 496 с.

4. Тихомирова Л.Ф., Басов  А.В. Развитие логического мышления  детей. - Ярославль: ТОО «Академия  развития», 1996. - 240 с.


 

 

Формирование математических представлений у детей 5-6 лет

Введение 3 
 
Глава 1. Формирование математических представлений, задача подготовки детей 5-6 лет к школе 6 
 
1.1. Формирование математических представлений 6 
 
1.2. Значение семьи в развитии дошкольника 7 
 
1.3. Характеристика и структура речевого дефекта при общем недоразвитии речи 13 
 
Глава 2. Преемственность детского сада и семьи в вопросах математического развития дошкольников 16 
 
2.1. Задачи развития математических способностей 16 
 
2.2. Формы работы с семьей 19 
 
2.3. Анализ психолого-педагогической литературы для родителей по вопросам математического развития детей 27 
 
Заключение 32 
 
Список литературы 34 
 
Приложения

  • Введение

Семейное  воспитание — общее название для  процессов воздействия на детей  со стороны родителей и других членов семьи с целью  
 
достижения желаемых результатов. 
 
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь  
 
имеются в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и  
 
приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие  
 
тактики воспитания в семье и четыре отвечающих им типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и  
 
сотрудничество. 
 
Диктат в семье обнаруживает себя в систематическом проявлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми)  
 
инициативы и чувства подавления собственного достоинства у других его членов. 
 
Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей  
 
ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности  
 
отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и  
 
ограждение его от трудностей. 
 
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого  
 
существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут  
 
сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в  
 
основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность,  
 
безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. 
 
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими  
 
целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации  
 
преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

Информация о работе Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи