Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа
Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
Сущность умственных способностей 4
Развитие умственных способностей 5
Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
Понятие ОНР 11
Характеристика дошкольников с ОНР 13
Преодоление ОНР у дошкольников 15
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Характеристика и виды дидактических игр 17
Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21
Заключение 26
Список литературы 28
В дошкольном
детстве завершается процесс
овладения речью. К 7 годам язык становится
средством общения и мышления
ребенка, а также
предметом сознательного изучения. Развивается
звуковая сторона речи. Младшие дошкольники
начинают осознавать особенности своего
произношения, но они еще могут узнавать
неправильно произнесенные детские слова.
Завершается процесс фонематического
развития.
Словарный запас речи интенсивно растет.
Ребенок улавливает значения взрослых
слов, чувствует связь между изменением
слова,
отдельных его частей и изменением смысла,
хотя и применяет их иногда своеобразно.
Усвоение грамматики и приобретение большого
активного словаря позволяет ребенку
в конце дошкольного возраста перейти
к контекстной речи (пересказ, описание,
рассказ о своих
впечатлениях). Ситуативная речь при этом
сохраняется, но только в разговорах на
бытовые темы. Ребенок в дошкольном возрасте
овладевает всеми формами устной речи,
присущими взрослым. В общении со сверстниками
развивается диалогическая речь, включающая
указания, оценку, согласование игровых
действий. В произносимых для себя монологах
он констатирует затруднения, с которыми
столкнулся, создает план последующих
действий, рассуждает о способах выполнения
задачи.
Основная задача воздействия родителей
на детей с общим недоразвитием речи –
научить их связно и последовательно,
грамматически и
фонетически правильно излагать свои
мысли, рассказывать о событиях из окружающей
жизни. Это имеет большое значение для
обучения
в школе, общения с взрослыми и детьми,
формирования личностных качеств.
Дошкольное воспитание и развитие ребенка
в первую очередь готовит его к дальнейшему
обучению в школе. Математика является
наиболее
сложным предметом школьного курса. Очень
важно, чтобы родители как можно больше
уделяли времени общению с ребенком в
процессе
которого, осуществлялось формирование
и развитие математических представлений
ребенка, усвоение им необходимых математических
представлений и терминов. Активизируя,
тем самым, у детей с общим недоразвитием
речи активную самостоятельную математическую
речь способствую ее развитию по средствам
общения в условиях постоянной помощи
в виде дополнительных вопросов, оценочных
суждений и т.п.
Вне специального внимания к речи дети
малоактивны; в редких случаях являются
инициаторами общения, не обращаются с
вопросами к
взрослым, не проговаривают математические
операции. Это обусловливает недостаточную
коммуникативную направленность их речи.
Ранее выявление нарушений и своевременная
коррекция помогают сохранить адаптивность
ребенка и подготовить его к обучению
в школе.
Дети с общим недоразвитием речи не могут
спонтанно стать на онтогенетический
путь развития речи, свойственный нормальным
детям.
Коррекция речи для них длительный процесс,
направленный на формирование речевых
средств, достаточных для самостоятельного
развития речи в процессе общения и обучения.
Эта задача реализуется различно в зависимости
от возраста детей, условий их обучения
и
воспитания, уровня развития речи.
К моменту поступления в школу дети, прошедшие
курс специального обучения, подготавливаются
к усвоению программы
общеобразовательной школы. Они умеют
различать и дифференцировать на слух
и в произношении все фонемы родного языка,
осознанно
контролировать звучание собственной
и чужой речи, последовательно выделять
звуки из состава слова, самостоятельно
определять
звуковые его элементы. Дети учатся распределять
внимание между различными звуковыми
элементами, удерживать в памяти порядок
звуков и их позицию в слове, что является
решающим фактором в предупреждении нарушений
письма и чтения.
Выготский
Л.С. Избранные психологические
Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1994. –
210 с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. М.,
1982. – 270 с.
Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное
развитие ребенка. М., 2002. – 315 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской
речи. М.: Педагогика, 1991.
Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой
стороны русского языка. СПб, 1995. – 349 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.
Как? – М.: Азбука, 2005. – 322 с.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических
расстройств // Обучение и воспитание детей
с нарушениями речи. М.,
2001. – 284 с.
Дифференциальная диагностика речевых
расстройств у детей дошкольного и школьного
возраста. СПб, 1998. – 268 с.
Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса
у детей и подростков. М, 1996. – 213 с.
Есечко Л.Б. Формирование правильного
слогового состава слова в произношении
детей с общим недоразвитием речи в подготовительном
классе // Дефектология. 1994. – 135 с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников.
М, 1981.
Карпова С.Н. Осознание словесного состава
речи дошкольниками. М, 1990.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование
связной речи и развитие логического мышления
у детей старшего дошкольного возраста
с
ОНР. – М.: Гном и Д, 2001. С. 255-261.
Коррекционно-педагогическая работа в
дошкольных учреждениях для детей с нарушениями
речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев
В.Ю.,
2000. - 191 с.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть
трудности в обучении речи. Серия «Практическая
психология» – М.: Ось-89, 2001. – 220 с.
Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками
и словами. М, 199.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников
на логопедических занятиях. М.: Речь, 2003.
С. 237-238.
Нарушение речи у дошкольников. М, 1999. –
163 с.
Немов Р.С. Психология, книга 3-я. – М. Высшая
школа 2001.
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М.,
МПА, 1995.
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов
речи. СПб.: Питер, 1999. - 129 с.
Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи
дошкольника. Екатеринбург: Базиз,1996. –