Компьютерные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2014 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить эффективность применения компьютерных технологий для коррекции и развития познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
Проанализировать научную литературу по проблеме использования компьютерных технологий в процессе обучения.
Изучение возможностей компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.
Раскрыть особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4
Компьютерные технологии……………………………………………....4
Компьютерные технологии в специальном образовании……………..7
ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….14
2.1. Использование компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………14
2.2 Применение и использование компьютерных программ……………….19
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………28
3.1. Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии………………………………………..27
3.2. Анализ компьютерной программы «Игры для Тигры»…………………30
3.3. Разработка конспекта урока по математике в 3 классе с использованием компьютерных технологий для детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Гриханов.docx

— 102.91 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

 

Факультет специального образования

Кафедра олигофренопедагогики

 

 

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

 

 

                                                                                       Курсовая работа

                                                                                       студентки 51 группы

                                                                                       5 курса специальности

                                                                                       «Олигофренопедагогика.

                                                                                       Дошкольное образование»

Допущена к защите                                                     заочной формы

                                                                                       получения образования

                                                                                      

                                                                                       

Заведующий кафедрой_________     ___________

                                                                  (подпись)       (фамилия, инициалы)

Протокол №______ от _______2014 г.

 

                                                                                        Научный руководитель –

Защищена  ___________ 2014 г.                                кандидат педагогических

с отметкой   «______________»                                 наук, доцент

 

 

 

 

 

Минск, 2014

 

                                         Оглавление

                                         Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4

    1. Компьютерные технологии……………………………………………....4
    2. Компьютерные технологии в специальном образовании……………..7

ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….14

2.1. Использование компьютерных  технологий в обучении детей  с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………14

2.2 Применение и использование  компьютерных программ……………….19

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА  ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………28

3.1. Специализированные компьютерные программы  для детей с различными отклонениями в развитии………………………………………..27

3.2. Анализ компьютерной  программы «Игры для Тигры»…………………30

3.3. Разработка конспекта  урока по математике в 3 классе  с использованием компьютерных  технологий для детей с интеллектуальной  недостаточностью……………………………………………………………….34

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..43

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время трудно представить жизнь без компьютера, который стремительно завоевывает позиции не только в школьном обучении, но и в повседневной жизни. Использование компьютерных технологий в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью  еще не носит систематического характера, но актуальность этой проблемы возрастает с каждым днём.

Вопрос применения компьютерных технологий в обучающих и коррекционных целях до сих пор не получил широкой научной и методической разработки, обеспечивающей педагогов специальных (коррекционных) учреждений эффективными методиками реализации информационных технологий. Безусловно, грамотно разработанные программно-методические комплексы, учитывающие особенности развития детей с ограниченными возможностями, при правильном их применении помогли бы на качественно ином уровне решать многие проблемы специального образования.

Вместе с тем, постоянно растет и совершенствуется производство программной продукции, не ориентированной прицельно на коррекционное обучение. Но, как показывает практика, многие из этих программ при наличии творческой и методически грамотной адаптации можно использовать в специальной (коррекционной) школе.

Проблема обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью  в настоящее время очень актуальна. Нарушения и особенности развития психики у детей данной категории разнообразны, но основными симптомами выраженной степени умственной отсталости является медленный темп развития ощущения и восприятия. Ощущения и восприятия - первая ступень познания окружающего мира, которая остается важной на протяжении всех лет жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. Способность к активному критическому рассматриванию и анализу содержания окружающего мира, учебного материала и т.д. вырабатывается у умственно отсталых детей с большим трудом. Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение умственно отсталых детей всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого. Все это затрудняет формирование у детей данной категории представлений об окружающем мире.

Ребенок, как известно, рождается лишь с небольшим фондом безусловных врожденных рефлексов, у него постепенно формируется глазомер, увеличивается острота зрения, и т. д., иначе говоря, накопление фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. У ребенка с нормальным развитием этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей же с нарушением интеллекта ощущение и восприятие формируется замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Поэтому в процессе обучения таких детей педагогу становится необходимым активно использовать педагогический потенциал специальных коррекционных методов, приёмов и средств обучения.

Компьютерные технологии – современный и эффективный способ обучения и развития, который способствует развитию восприятия и ощущения, познавательной деятельности ребенка, побуждает его к активному пополнению знаний об окружающем мире.

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью  не способен длительное время концентрировать свое внимание на содержание урока. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку тренировать в игровой, привлекательной для него форме, указанные свойства внимания, что позволит ему быть в дальнейшем более усидчивым и сосредоточенным на уроках. Обучающие игровые программы облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии задействуют не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Использование обучающих игровых программ позволяет формировать у умственно отсталого ребенка навыки коммуникации и самостоятельной деятельности, что является необходимым условием для дальнейшей социальной адаптации.

Объект исследования: процесс использования компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования: особенности использования компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Цель исследования: выявить эффективность применения компьютерных технологий для коррекции и развития познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме использования компьютерных технологий в процессе обучения.
  2. Изучение возможностей компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.
  3. Раскрыть особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий.
  4. Систематизация материала  коррекционно-развивающих уроков (занятий) с использованием компьютерных технологий.

 

В качестве основного метода исследования в данной работе применяется анализ  научно-методической литературы, а также обобщение научного материала.

 

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1.  Компьютерные  технологии

Что же такое технология? В переводе с греческого «техно» – искусство, мастерство, «логос» – наука, дословно – наука о мастерстве. Педагогов интересуют педагогические технологии – это научно обоснованная совокупность совместных действий учителя с учащимися, точное проектирование и реализация, которые в образовательном процессе гарантированно приводят к результату. Одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования

В педагогической науке и практике проблема обеспечения учебного процесса средствами обучения стала рассматриваться и исследоваться как комплексная педагогическая проблема.

Данной проблемой занимались многие ученые и исследователи, которые внесли вклад в теорию и практику интенсивных педагогических технологий, комплексного применения средств обучения в области общего среднего образования (П.Р.Атутов, В.П.Беспалько, В.Г.Болтянский, Г.Г.Дрига, И.А.Дрижун, Л.С.Зазнобина, Т.В.Ильясова, Г.Д.Кириллова, В.С.Леднев, И.И.Мархель, Т.С.Назарова, Ю.О.Овакимян, Е.С.Полат, Л.П.Прессман, Н.А.Пугал, Д.И.Полтарак, С.Г.Шаповаленко, Н.М.Шахмаев и др.).

Современные компьютерные технологии являются составной частью мультимедиа технологий (от англ. multi - много и media - среда). Эти технологии рассматриваются нами как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Они представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.

Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования.

Компьютерное средство обучения - программное средство (программный комплекс) или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым [8;С.25].

Преимущества и недостатки компьютерных средств обучения:

-создание условий для  самостоятельной проработки учебного  материала (самообразования), позволяющих  обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, темп учебного процесса;

-более глубокая индивидуализация  обучения и обеспечение условий  для его вариативности (в адаптивных  системах);

-возможность работать  с моделями изучаемых объектов  и процессов;

-возможность взаимодействия  с виртуальными трехмерными образами  изучаемых объектов;

-возможность представления  в мультимедийной форме уникальных  информационных материалов (картин, рукописей, звукозаписей);

-возможность автоматизированного  контроля и более объективное  оценивание знаний и умений;

-возможность автоматической  генерации большого числа не  повторяющихся заданий для контроля  знаний и умений;

-возможность поиска информации  и более удобного доступа к  ней (гипертекст, закладки, поиск по  ключевым словам);

-создание условий для  эффективной реализации прогрессивных  психолого-педагогических методик (игровые и состязательные формы  обучения, экспериментирование, "погружение" в виртуальную реальность.

Отрицательные стороны компьютерного обучения:

-необходимость иметь  компьютер и обладать навыками  работы на нем;

-сложность восприятия  большого объема текстового материала  с экрана;

Информация о работе Компьютерные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью