Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2014 в 19:16, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективность применения компьютерных технологий для коррекции и развития познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
Проанализировать научную литературу по проблеме использования компьютерных технологий в процессе обучения.
Изучение возможностей компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.
Раскрыть особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4
Компьютерные технологии……………………………………………....4
Компьютерные технологии в специальном образовании……………..7
ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….14
2.1. Использование компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………14
2.2 Применение и использование компьютерных программ……………….19
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………28
3.1. Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии………………………………………..27
3.2. Анализ компьютерной программы «Игры для Тигры»…………………30
3.3. Разработка конспекта урока по математике в 3 классе с использованием компьютерных технологий для детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..43
«Дэльфа-130»
Сурдологопедический тренажер предназначен для коррекции следующих аспектов произносительной стороны речи: речевого дыхания, интенсивности голоса; слого-ритмической структуры речи.
«Дэльфа-142»
Логопедический тренажер, состоящий из двух частей. Первая часть – аналог «Дэльфы 130». Вторая часть предназначена для коррекции отдельных аспектов письменной речи детей. С ее помощью можно работать звукобуквенным составом слов, структурой предложений, построением коротких текстов. Применяется игровая стратегия деятельности. Программа содержит 63 базовых словаря с общим количеством единиц (слов или предложений) около 4,5 тысяч, благодаря которым варьируется материал упражнений по уровню сложности. Пользователь может формировать собственные словари.
3.2. Анализ компьютерной программы «Игры для Тигры»
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.
Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается маловыразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте [20, 14].
Для этого была разработана специализированная компьютерная технология "Игры для Тигры", предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Технология "Игры для Тигры" построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г.А.Каше, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Р.И.Лалаевой, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу "Игры для Тигры" и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.
Специализированная компьютерная технология "Игры для Тигры" адресована прежде всего специалистам - логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованными в исправлении и развитии речи своих детей.
Работа с применением специализированной программы проводится под контролем специалиста, который составляет индивидуальный план, выбирает соответствующие ему упражнения, контролирует правильность их выполнения ребенком и дозирует необходимую нагрузку.
Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка.
Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:
- компьютерную программу "Игры для Тигры",
- методические рекомендации
по ее применению в
Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы "Игры для Тигры" способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
В программе приведено более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".
Основные принципы, положенные в основу построения программы "Игры для Тигры":
- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития,
- игровая форма обучения,
- интерактивность,
- полисенсорное воздействие,
при котором слуховое
- дифференцированный подход
к обучению. Программа содержит
различные по сложности или
объему варианты заданий и
имеет возможность
- объективность. Программа
позволяет зафиксировать
Каждый блок программы "Игры для Тигры" состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При этом упражнения, входящие в состав модулей, направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов.
Цветовое решение каждого блока ("Звукопроизношение" - розовый, "Просодика" - зеленый, "Фонематика" - голубой, "Лексика" - желтый) сохраняется во всех составляющих его упражнениях в виде цветовых фонов и психологически способствует созданию единой ассоциативной линии коррекционной работы в рамках каждого блока.
Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.
Программа "Игры для Тигры" предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.
Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах: визуально, в звуковом и цифровом виде.
Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.
Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.
В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.
Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, а пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения. Простота пользования программой является необходимым условием при работе с детьми дошкольного возраста, так как компьютер не должен становиться для ребенка-дошкольника предметом изучения.
3.3. Разработка конспекта урока по математике в 3 классе с использованием компьютерных технологий для детей с интеллектуальной недостаточностью
Тема: «В гостях у Маши» (по мотивам м/ф «Маша и медведь»)
Цель: повысить познавательную активность учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи: актуализировать знания по математике, повысить интерес к предмету, воспитывать навык работы в коллективе.
Оборудование: ТСО (экран, проектор, компьютер), цветные коробки (желтого, зеленого, синего и красного цветов), цветные шаблоны «игрушек» (цвета соответствуют цвету коробок), индивидуальные карточки с заданиями, счетный материал (овощи), елка (плоскостная), «игрушки» для елки (круглые цв. магниты, шаблоны лесных зверей, колокольчиков).
Ход урока
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
На уроке не зевай
Слушай, думай и считай.
У: - На каком уроке мы учимся считать? (на уроке математики)
- Сегодня у нас необычный урок математики. Мы с вами отправимся в гости к одной маленькой девочке. Как её зовут вы мне сейчас скажете сами. Внимание на экран. (слайд №2)
- Кто это? (Маша)
- С кем Маша дружит? (с медведем слайд №2)
У: - Маша приглашает нас в гости ей помочь. Миша ушел в лес на охоту, а Маше оставил целый список заданий. Давайте его прочитаем. (слайд №3)
Учитель читает на экране по очереди появляющиеся строчки с заданием:
У: - Вы готовы помочь Маше? (да) Тогда начнем!
А) Дифференциация цветов. (слайд №4)
У: - Посмотрите какая Маша неряха, разбросала все игрушки, а собрать теперь не может. Ребята, помогите убрать игрушки на свои места.
На доске
хаотично расположены цветные
шаблоны «игрушек», а перед доской
стоят соответствующего цвета
коробки. Учитель по очереди вызывает
учащихся к доске и тот
В это время остальным учащимся
(в зависимости от
У: - Молодцы, убрали все игрушки!
Б) Работа с числовым рядом (1-4).
У: - Поможем Маше выполнить следующее задание (слайд №5): ребята, нужно правильно поставить книги на полку.
Перед учащимися на столе стоят книги, на корешках которых написаны цифры от 1 до 4. Учитель вызывает учеников, и они ставят книги по порядку (1,2,3,4).
У: - Молодцы, справились и с этим заданием!
- Какое следующее задание надо выполнить? Кто помнит? (выслушиваются варианты ответов)
В) Счет в пределах 4.
У: - Правильно, Миша дал задание Маше сварить щи. (слайд №6) И оставил для неё рецепт.
Учитель зачитывает состав продуктов: 1 капуста, 3 морковки, 4 картошки, 2 лука.
- Но вот беда, у Маши есть все эти овощи (слайд №8), но она не умеет считать. Поможем Маше отсчитать нужное количество овощей?
На доске в ряд выложены все перечисленные овощи. Учитель вызывает по очереди учащихся и просит отсчитать нужное количество овощей.
Г) Работа на карточках.
У: - Чтобы Маша запомнила, сколько овощей понадобится для щей, напишите нужную цифру в пустых клеточках.
Учитель раздает детям карточки с изображением овощей в том же порядке как и на доске. (Приложение №2) Задание выполняется вместе с учителем, и правильность выполнения сверяется с ответами на экране. (слайд №8)
Информация о работе Компьютерные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью