Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2014 в 19:16, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективность применения компьютерных технологий для коррекции и развития познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
Проанализировать научную литературу по проблеме использования компьютерных технологий в процессе обучения.
Изучение возможностей компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.
Раскрыть особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4
Компьютерные технологии……………………………………………....4
Компьютерные технологии в специальном образовании……………..7
ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….14
2.1. Использование компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………14
2.2 Применение и использование компьютерных программ……………….19
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………28
3.1. Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии………………………………………..27
3.2. Анализ компьютерной программы «Игры для Тигры»…………………30
3.3. Разработка конспекта урока по математике в 3 классе с использованием компьютерных технологий для детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..43
У: - Чтобы были у нас силы дальше Маше помогать, немного отдохнем:
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте
Хлопнем пару раз в ладоши
И потопаем немножко.
У: - Последнее задание, которое поможем Маше выполнить – это украсим ёлку. К какому празднику, ребята, мы наряжаем ёлку? (на Новый год)
На доске прикрепляется плоскостное изображение ёлки. Около нее располагаются «игрушки» (круглые цветные магниты, шаблоны лесных зверей и шаблоны колокольчиков).
У: - Ребята, вы должны украсить верх ёлки шарами (цветными магнитами), низ – колокольчиками, а середину – лесными зверями.
Учитель вызывает к доске по очереди учащихся. Задание выполняется поэтапно: верх, низ, середина. После выполнения задания на экране показывается картинка наряженной ёлки (слайд №11)
У: - Молодцы, ребята, вы славно потрудились и помогли Маше выполнить все задания. Миша будет доволен.
- Что вы делали в гостях у Маши? (помогали)
- Какие задания вы выполняли?
- В знак благодарности
Маша вам дарит свою
- Наш урок заканчивается, а Маша и медведь говорят вам «СПАСИБО» (слайд №12)
P.S. Если остается время (6-7 мин) в конце урока – просмотр м/ф «Маша и медведь»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы являлось изучение компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Для реализации поставленной цели был проведен анализ учебной литературы и обобщение научного материала по проблеме.
Понятие «информационные технологии» означает технологии на базе ЭВМ, компьютерной основе, которые дают возможность обеспечивать различные категории пользователей услугами по получению и восприятию информации. Новые информационные технологии (НИТ) – это новые способы передачи и обработки материала.
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Особенностью компьютерного обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения:
« Тебе скажут – ты забудешь,
Тебе покажут – ты запомнишь,
Ты сделаешь – ты поймёшь».
Ориентируясь на новые требования к организации учебно-воспитательного процесса, школа активно использует информационно-коммуникационные технологии, повышая тем самым не только уровень профессиональной компетенции учителя, но и расширяя кругозор и развивая индивидуальные способности школьников.
Компьютеризация вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Ребёнок может овладеть информационными технологиями уже в младшем школьном возрасте. Но успех этого приобщения возможен в том случае, если компьютерные средства станут подлинными средствами его деятельности, т.е. орудиями его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов творческой деятельности (Ю. М. Горвиц, Е. В. Зворыгина, Л.Д. Чайнова, Н. Н. Подьяков).
Главные сферы применения компьютерных технологий, которые могут оказать значительное воздействие на систему специального обучения:
1. Производство учебного материала. Бесспорное преимущество электронного способа подготовки и хранения информации состоит в ускорении и упрощении процесса её переработки и обновления.
2. Хранение и быстрый поиск информации независимо от места её хранения – на жёстких, гибких, видеодисках или базе данных.
3. Создание на базе компьютерной техники систем связи (электронной почты, телеконференцсвязи), позволяющих учащимся, педагогам общаться между собой на расстоянии и даже проводить групповые семинары и дискуссии со своих терминалов.
С внедрением компьтерно-опосредованных технологий изучения и обучения детей с особенностями развития в специальном образовании открываются перспективы роста и возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, повышения уровня достижений, расширения сфер будущей трудовой деятельности.
Для многих детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития компьютерные технологии являются единственным и уникальным средством, способным обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром.
Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна. При использовании их в процессе образования можно выделить три основные цели:
-компенсаторная: применение информационных и коммуникационных технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и оптимизировать процесс получения знаний учащимися;
-дидактическая: способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, стимулирует появление новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития;
- коммуникативная: облегчает процесс коммуникации, позволяет реализовать свои способности, содействует расширению социальных связей.
К гибким формулам распространения знаний можно отнести и такие, как ответы на вопросы и просьбы учащихся, связанные с содержанием учебного курса; советы с целью ориентировки учащихся в программном материале, помощь в разрешении трудностей в понимании какого-либо предмета; переписка по электронной почте; организация групп взаимопомощи. Это особенно важно для категории учащихся, которые в силу определённых причин, например, нарушение опорно-двигательного аппарата, вынуждены оставаться в четырёх стенах своего дома.
Для лиц с тяжёлыми ограничениями в развитии компьютер используется как средство стимуляции нервно-психической активности. Программно - педагогические средства в форме компьютерных игр пониженной сложности служат формированию и коррекции как отдельных сторон познавательной деятельности, так и целостных процессов. Например, для коррекции зрительного, слухового восприятия, отработки ориентировачно - поисковых движений глаз, коррекции пространственных нарушений. С помощью компьютера можно максимально индивидуализировать объём, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость.
Психолого-педагогическая целесообразность использования компьютеров в обучении детей с недостатками психического и физического развития заключается в создании у ребёнка первоначальной модели взаимодействия с ЭВМ. Формирование и развитие умения общаться с компьютерной программой посредством клавиатуры или «мыши» даёт возможность расширить круг специальностей для профессионально-трудовой подготовки детей либо интеллектуализировать традиционные профили.
Помимо явного образовательного смысла, новые информационные технологии несут в себе широкие возможности для проведения коррекционной работы в специальных школах. Это новый стимул для активизации всех психических процессов и особенно для операциональных компонентов мышления, наиболее благоприятная среда для формирования навыков переноса и условие перехода с наглядных уровней мышления на абстрактные. Однако компьютер не заменяет традиционного обучения, а должен органически входить в систему учебно-воспитательной работы.
В этих условиях процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные и взаимодополняющие функции компьютера: средство формализации знаний о предметном мире и активный элемент этого мира, инструмент измерения, отображения и воздействия на него. Традиционный подход в обучении, как правило, ограничивается работой с условными изображениями. Действия ребёнка с символической предметностью компьютера должны быть построены таким образом, чтобы они исходно содержали в себе возможность возврата по мере необходимости к предметно-практическим действиям с натуральной наглядностью и составляли с ней единое целое.
В качестве средства обучения, воспитания и развития учащихся с ОПФР компьютеры применимы практически во всех сферах учебно-воспитательного процесса: на уроках, кружковых, факультативных занятиях, для самостоятельной работы учащихся. Они служат активизации учебной деятельности, индивидуализации обучения, экономии времени, контролю знаний и другим целям.
Особенностью использования компьютерных программ в интегрированных классах общеобразовательных школ является взаимодействие учащихся с машиной через учителя. Складывается своеобразный дидактический треугольник: компьютер – учитель – ученик. В первую очередь это характерно для обучения по программе вспомогательной школы I отделения. Учителю приходится уточнять у учащихся понимание задания, оказывать по мере необходимости помощь в его выполнении, следить за целенаправленностью действий, подводить к правильным обобщениям, опираясь не только на содержание программы, но и на весь имеющийся опыт ребёнка. Однако, это не означает, что диалог умственно отсталого ребёнка с компьютером исключается вообще. Всё зависит от степени сложности компьютеризированного материала, способа управления программой и психологической готовности ребёнка.
Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов.
Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в интегрированных классах, так как именно здесь наблюдаются резкие различия в подготовленности детей и в уровнях их развития. Индивидуальная работа ученика за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребёнок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих, может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо. Снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что даёт возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введённый ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяет постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что необходимо формировать у учащихся с ОПФР. Значит, компьютер в обучении «особых» детей выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности учащихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности школьников.
Применение компьютера в коррекционной работе имеет те преимущества, что позволяет:
- максимально
- регулировать физические
и эмоциональные
- осуществлять тщательно
- предусматривать невозможность
перехода к новому без
- усиливать занимательность
процесса обучения, создавать так
называемую внутреннюю
- вносить элементы
случайности в подаваемый
Компьютер не должен применяться
на уроке ради формы. Он в
Информация о работе Компьютерные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью