Компьютерные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2014 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить эффективность применения компьютерных технологий для коррекции и развития познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
Проанализировать научную литературу по проблеме использования компьютерных технологий в процессе обучения.
Изучение возможностей компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.
Раскрыть особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4
Компьютерные технологии……………………………………………....4
Компьютерные технологии в специальном образовании……………..7
ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….14
2.1. Использование компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………14
2.2 Применение и использование компьютерных программ……………….19
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………28
3.1. Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии………………………………………..27
3.2. Анализ компьютерной программы «Игры для Тигры»…………………30
3.3. Разработка конспекта урока по математике в 3 классе с использованием компьютерных технологий для детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Гриханов.docx

— 102.91 Кб (Скачать файл)

Следует помнить, что, несмотря на использование современных компьютерных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств обучения для процесса восприятия информации большое значение имеет живая речь учителя, которую невозможно заменить другими средствами и технологиями. Чтобы достичь эффективности восприятия педагог должен употреблять слова, соответствующие той модели мира, которая имеется у учащихся на момент обучения. Кроме того, педагогам следует уделять внимание на то, чтобы учащиеся правильно называли всё, что изучают на занятиях, проговаривали основные моменты  информационного наполнения мультимедийного ресурса, грамотно излагали содержание основных Интернет-ресурсов и приёмов работы с ними. Именно это формирует культуру речи, культуру восприятия и информационную культуру.

И хотя использование компьютера в обучении некоторых учащихся с особенностями психофизического развития представляется достаточно трудным, вместе с тем известно, что данная категория учащихся может овладеть элементарными пользовательскими умениями и навыками. Для более успешного обучения компьютерной грамотности можно также использовать ряд вспомогательных технологий, облегчающих учащимся с ОПФР доступ и пользование компьютером. Подходящие и доступные вспомогательные технологии в значительной степени могут повысить автономность учащихся с особенностями психофизического развития, способствовать их социальному развитию и взаимодействию.

Таким образом, интеграция современных информационных технологий в систему специального образования позволит решить такие проблемы, как:

- приобретение недостающих  навыков и знаний  по изучаемым  предметам (доступ к многочисленным  информационным ресурсам);

- получение детьми дополнительного  образования по предметам, способствующим  их социализации, развитию творческих  способностей, активизации учебного  процесса;

- развитие творческих  способностей и приобретение  начальных профессиональных навыков, которые лягут в основу будущей  профессии;

- приобретение нового  опыта общения с высококвалифицированными  педагогами, со сверстниками, друзьями, решение коллективных задач, работа  над проектами;

- использование новейших  технологий в качестве средств  социальной и профессиональной  реабилитации лиц с особенностями  психофизического развития.

  С помощью компьютеров представляется возможным прицельно развивать и корригировать нарушенные звенья познавательного процесса ребёнка с особенностями психофизического развития. Создание специальных комплексов программ, построенных по типу развивающих игр, служащих для коррекции отдельных сторон психической деятельности детей, могут привести к возникновению новой отрасли специальной педагогики – компьютерной игротерапии.

Таким образом, внедрение  новых информационных технологий в систему специального образования предполагает не обучение детей основам                       информатики и вычислительной техники, а комплексное преобразование «среды обитания», создание новых научно обоснованных средств для развития ребёнка, его творческой деятельности, в том числе специальных компьютерных программ и современных  педагогических методов их использования.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Абасова, С.Э.Современные информационно-коммуникационные технологии образования / С.Э. Абасова, С.Г. Абдуллаев// Новые информационные технологии в образовании: материалы международной научно-практической конференции: в 2-х ч.: Ч. 1. – Екатеринбург : РГППУ, с. 2011. – 318

2.     Аксенова, Л. М., Специальная педагогика / Аксенова Б. А., Белякова Л. И., Архипов Б. А. – М.: Академия, 2007. – 400 с.

3.  Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1,1995 г., 55-63 с.

4.  Бабкина Н.В. «Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения» // «Дефектология» 2003 г. №6, 46-50 с.

5.    Бойков Д. И. Технические средства и компьютерные программы для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002

6.     Больших И.В., Кукушкина О.И. Компьютерные технологии и математика в специальной школе // Дефектология. – 1995.

7. Вальчук Н.П. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду. Дефектология. - 2000. - N 3. - С. 55-65

8. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности/http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm

9. Государственная программа разития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – №3. – С. 3–18.

10. Гордейко, В. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в специальном образовании / В. В. Гордейко // Специальное образование: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 10‒11 апр. 2008 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. Н. Н. Баль [и др.]; отв. ред. С. Е. Гайдукевич. Минск: БГПУ, 2008. – С. 92‒94

11. Даливеля, О.В. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О.В. Даливеля, В.Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – №1.

12. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

13. Инструктивно-методическое письмо «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – №4. – 44–51 с.

14. Кислякова, Ю.Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании / Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская. – Минск: Четыре четверти, 2010.– 52 с

15. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5

16. Кукушкина, О.И. Программа «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 1996. –  № 5. – С. 66–72

17. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. Леонова Л.А., Л.В. Макарова. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. Москва, Вента-Графт, 2004

18. Малофеев Н.Н. Новые информационные технологии в специальном образовании: проект «Нетрудоспособные дети и инвалиды» // Дефектология. – 1991.

19. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании / И.А. Никольская. – М.: Академия, 2011. – 144 с.

20.   Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 2007.

21. Рекомендации Республиканского совещания «Использование информационных коммуникационных технологий при реализации образовательных программ специального образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4801 

22.  Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие / С. Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192с.

23.  Савёнок Н. В. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития: учебно-методическое пособие.  ГУО « Академия последипломного образования». – Мн.: АПО, 2006. – 58 с.

24.  Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. - 3-е изд. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999. - 144 с.

25. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993, № 1

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 


Информация о работе Компьютерные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью