Консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать характерные особенности семейного социально-педагогического консультирования и изучить методику работы социального педагога при проведении семейного консультирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6
социализации
1.1. Социализация и развитие личности 6
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12
Глава 2. Содержание работы социального 16
педагога с неблагополучной семьей
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16
семьи
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка 27
2.4. Общая концепция Работы социального
педагога с неблагополучной семьей 36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь 42
детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической 42
помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально –
педагогической помощи неблагополучным семьям» 54
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. 3 курс.docx

— 91.32 Кб (Скачать файл)

3. Запрет  давать советы. Каков бы ни  был ваш жизненный опыт, дать  гарантированный совет невозможно. Жизнь уникальна и непредсказуема. Советуя, консультант полностью  берет ответственность за происходящее, что формирует у клиента пассивное  отношение и все неудачи будут  приписаны консультанту.

4. Анонимность.  Любая информация не может  быть передана без его согласия  в другие учреждения, в том  числе друзьям и родственникам,  если это не угрожает чьей-либо  жизни.

5. Разграничения  личных и профессиональных отношений,  нужно держать дистанцию. Социальный  работник должен иметь отстраненную  позицию.

6. Включенность  клиента в процессе консультирования. Во время приема клиент должен  чувствовать себя максимально  включенным в беседу, то есть  ему должен быть интересен  и понятен разговор.

 

1.2   Формы, виды, стадии и  правила консультирования

 

Формы проведения консультирования можно классифицировать по такому основанию, как количество участников. Следует отметить, что  в работе школьного психолога  эти формы могут быть применимы  для консультирования как учащихся и их родителей, так и педагогического  коллектива. Это будут следующие  формы: 1 — индивидуальное; 2 — консультирование в малых группах; 3 — в коллективе.

Индивидуальное  консультирование

Наиболее  очевидной видится первая форма  организации консультации. Это основная, «чистая» форма консультирования. Две  другие можно обозначить как промежуточные, так как процесс, который происходит в них, лежит где-то между консультированием  и просвещением. Основным методом  работы при первой форме организации  является диалог участников (консультанта и консультируемого). При работе с двумя другими формами скорее используется метод групповой дискуссии  или беседы.

Консультирование  в малых группах

Консультирование  в малых группах некоторыми авторами определяется как форма, специфическая  для подросткового возраста и  характерная для него: Промежуточной  формой, характерной для подростков, является групповое обращение к  социальному педагогу, когда, например, приходят две-три подружки посоветоваться по какому-то общему делу или каждая по своему, но хотят «разговаривать»  только все вместе. Такая форма  обращения характерна именно для  работы социального педагога в школе. Подростка может мучить робость, боязнь придти и поговорить с психологом о чем-то волнующем, поэтому порой  ему легче придти с другом или  в маленькой группе (компании), чтобы  «разделить смущение на всех». Коллективная форма консультирования

Коллективная  форма консультирования может быть определена в таком качестве как  имеющая в своем основании  отличительную черту консультирования — работу с проблемой путем  обсуждения. Например, класс может  переживать какую-либо проблему кризис, драму, раскол, что-либо другое. Он взывает  к социальному педагогу: «Помогите  разобраться, что нам делать?»  И дальше начинается беседа, которую  не назовешь в прямом смысле слова  консультированием, но и просвещением тоже. В работе по просвещению у  социального педагога транслирующая  позиция, в данной же работе могут  присутствовать лишь элементы такой  трансляции (например, приводятся факты  или другая информация, помогающая задуматься учащихся, переструктурировать свой образ мысли). Вкрапление в беседу таких элементов просвещения имеет своей целью формирование нового, целостного, более позитивного взгляда на ситуацию у подростков. В такого рода работе с классом присутствует и педагогическая, и психологическая ткань. Собственно психологическая ткань — переживания, которые «здесь и сейчас» делятся на всех, ложатся на общие плечи, распределяются. Возникает одно связующее, напряженное поле, в котором каждый участник свободен в своем переживании, но все переживания здесь находятся в активном взаимодействии.[11;43]

Поскольку в консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое  консультирование можно разделить  на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.[6;65]

Прежде  всего, выделим так называемое интимно-личностное консультирование, необходимость в  котором возникает довольно часто  и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко  затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие  недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости  в жизни вид консультирования – семейное консультирование. К  нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в  семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий  вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести  обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического  руководства, управления детскими и  взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования  программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько  разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов  деятельности у людей. В целом  же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и  развития у человека способностей, организации его труда, повышения  работоспособности, ведения деловых  переговоров и т.п.

Каждый  из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с  другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке  проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных  ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента, доверительных отношений  между ними. Такое психологическое  консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или  кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Семейное  консультирование в свою очередь  требует знания психологом-консультантом  сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно – на собственном опыте  семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием  могут успешно заниматься люди, которые  не имеют или не имели семьи. Как  вполне вероятное можно допустить  и обратное: хорошим психологом-консультантом  по семейным вопросам вряд ли сможет стать  человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить  семью, но ему это сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться  в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения. Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам – и неплохими – становились люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни.

Еще несколько  видов консультирования:

1. Экспертное  консультирование предполагает  конкретную задачу и конкретный  способ ее решения. При экспертном  консультировании консультант самостоятельно  осуществляет диагностику, разработку  решений и рекомендаций по  их внедрению. Роль клиента  сводится, в основном, к обеспечению  консультанту доступа к информации  и оценке результатов. Консультанты  работают с конкретными проблемами  и их задача - эти проблемы устранить.

2. При  процессном консультировании консультанты  на всех этапах проекта активно  взаимодействуют с клиентом, побуждая  его высказывать свои идеи, соображения,  предложения, проводить при помощи  консультантов анализ проблем  и выработку решений. При этом, роль консультантов заключается, в основном, в сборе этих внешних и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы и приведении их в систему рекомендаций. В процессном подходе нет готовых решений, есть идеи, концепции и накапливаемый опыт. Главная задача консультанта- это помощь клиенту найти свое собственное решение проблемы. Здесь особенно важен эмоциональный резонанс участников этого процесса, так как консультант не объясняет клиенту, что он должен делать, а способствует проведению изменений в организации, которые задумал сам клиент.

3. При  обучающем консультировании консультант  не только собирает идеи, анализирует  решения, но и подготавливает  почву для их возникновения,  предоставляя клиенту соответствующую  теоретическую и практическую  информацию в форме лекций, семинаров,  пособий и т.д. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить  конкретные проблемы.

4. Разумеется, в конкретных проектах или  на их различных стадиях могут  применяться комбинации всех  трех перечисленных видов консультирования  и тогда оно становится экспертно-процессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим  и т.д., а в целом это комплексное  консультирование

неудовлетворенности от итогов консультационных проектов, так как, во-первых, клиент может  вообще не воспринимать готовых решений, если они не выработаны совместно  с ним; во-вторых, некоторая существенная информация не может быть получена консультантом вне режима активного  диалога с клиентом.[21;39]

Таким образом, консультирование различается по своим  формам и видам, а именно по формам консультирование бывает: индивидуальное, консультирование в малых группах  и консультирование в коллективе. По видам – интимно -личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое консультирование. Также выделяют экспертный, процессный и обучающий виды консультирования.

 

Подготовка к консультированию:

1. Выбор  помещения и оборудование места  для проведения консультаций. В  оборудование помещения входит  обеспечение его удобными для клиента и консультанта мебелью. В течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения консультанта с клиентом. Кроме мебели, желательно оборудовать кабинет необходимой организационной техникой.

2. Оборудование  места проведения консультирования  необходимой документацией и  обеспечение средствами ее хранения, в частности регистрационным  журналом, картотекой клиентов и  сейфом (сейф нужен и для хранения  файлов с конфиденциальной информацией  при использовании компьютера).

3. Приобретение  минимума специальной литературы  как для пользования консультантом,  так и для клиентов  (информационные  брошюры, стенды, периодическая литература  и тд.)

Желательно, чтобы помещение для проведения консультаций напоминало нечто среднее  между офисом и домом (рабочим  помещением, квартирой, жилой комнатой).

Стадии консультативного процесса:

  1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
  2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
  3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
  4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. (Приложение №3.) Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).
  5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
  6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям. [4]

Информация о работе Консультирование