Консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать характерные особенности семейного социально-педагогического консультирования и изучить методику работы социального педагога при проведении семейного консультирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6
социализации
1.1. Социализация и развитие личности 6
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12
Глава 2. Содержание работы социального 16
педагога с неблагополучной семьей
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16
семьи
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка 27
2.4. Общая концепция Работы социального
педагога с неблагополучной семьей 36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь 42
детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической 42
помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально –
педагогической помощи неблагополучным семьям» 54
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. 3 курс.docx

— 91.32 Кб (Скачать файл)

Консультирование  занимает в работе школьного психолога  значительное место. Довольно часто  данную форму работы в школе психолог выбирает в качестве основной. Это  происходит в силу ряда причин.

Организация в школе групповых форм психологической  работы достаточно трудоемка, и психологу  приходится приложить немало сил, чтобы  скомпоновать группы. Учителя после  уроков, как правило уставшие, торопятся домой или хотят заняться домашней частью своей работы (проверкой тетрадей, составлением планов уроков на следующий день). Если постараться выделить менее загруженный рабочий день, то и здесь могут возникнуть сложности, так как рабочие графики учителей, как правило, не совпадают.

Подобные  трудности возникают и с учащимися, если психолог намерен организовать с ними групповые занятия. После  уроков дети утомлены и нуждаются  в полноценном отдыхе. Не всегда целесообразно также забирать детей  с уроков, поскольку они могут  отстать по данному школьному  предмету.

Групповая работа с родителями часто бывает осложнена разными причинами: их перегруженностью на основной работе, усталостью, нерегулярным посещением школы, чаще всего только после вызова директора.

Перечисленные организационные сложности в  школе снижаются, если психолог занимается преимущественно консультативной  работой. Кроме этого, в ходе индивидуальной консультации психолог имеет возможности  персонифицированного глубинного общения  с учителем, учеником или родителем, применения индивидуализированных  средств социально-педагогического воздействия с учетом личной истории своего клиента, его индивидуально-психологических особенностей и конкретной проблемной ситуации, в которой он находится.

Разумеется, применение метода консультирования в  школе связано с большими затратами  времени и сил самого психолога, однако в силу описанных выше причин данный метод в некоторых случаях  наиболее эффективен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическое исследование методики социально- педагогического семейного консультирования

 

2.1 Методы и методики социально-педагогического  семейного консультирования

 

Семейное  консультирование представляет собой  оказание социально-педагогической консультативной  помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в  семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

в сфере  жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;

в сфере  организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

в сфере  семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;

в сфере  духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т п.;

в сфере  воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т п.;

в сфере  внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.[16;65]

В отличие  от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в  целом (членами семьи), либо выстраивает  консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.

Социальный  педагог, работая с семьей, может  использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное  заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.[9;54]

Консультирование  семей проводится специалистами  по необходимым и запрашиваемым  проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана  с оказанием помощи, поддержки  и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как  отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.:

1. По  социальным вопросам:

- специалистами  Центров помощи семье и детям  осуществляется разъяснение по  конкретным видам и формам  социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических  и иных социальных услуг; содействие  в оказании поддержки семье  и отдельным гражданам в решении  проблем их самообеспечении, реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций; консультирование родителей по вопросам социальной реабилитации детей с ограниченными умственными и психическими возможностями; оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие; пропаганда и внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий; разъяснять гражданам о комплексных и индивидуальных региональных социальных программах и направлять обратившихся и нуждающихся к соответствующим специалистам для дальнейшего решения вопроса; о применении законодательных документов по вопросам льгот, монетизации, санаторно-курортного лечения, оздоровления и т.д.

- специалисты  учреждений и организаций социальной  защиты населения консультируют  и оказывают содействие в решении  проблем социальной помощи, поддержки  и защиты семей, находящихся  в трудной жизненной, социально-опасной  и экстремальной ситуациях; разъясняют  и проводят в пределах своей  компетентности индивидуальную  профилактическую работу с безнадзорными  и беспризорными несовершеннолетними;

- специалисты  социально-реабилитационных центров  для несовершеннолетних осуществляют  профилактику безнадзорности и  социальную реабилитацию несовершеннолетних, проводят беседы с их родителями  или лицами, их заменяющими; содействуют  органам опеки и попечительства  в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;  проводят беседы с родителями  и лицами, их заменяющими по  основным воспитательным функциям  семьи и вопросам осуществления  родительских обязанностей и  ответственности за ненадлежащее  их исполнение;

- специалисты  социальных приютов для детей  обеспечивают не только временное  проживание и социальную реабилитацию  несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, но и консультируют родителей по психолого-педагогическим вопросам, особенностям детско-родительских взаимоотношений и возрастным особенностям детей, проводят беседы с родителями, близкими и родственниками детей, попавшими в приют;

- специалисты  центров помощи детям, оставшимся  без попечения родителей, предназначенных  для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей консультируют и оказывают им содействие в дальнейшем устройстве.

2. По  социально-правовым вопросам:

- специалисты  комиссий по делам несовершеннолетних  и защите их прав) органов местного  самоуправления осуществляют консультирование  родителей и детей по предупреждению  безнадзорности и беспризорности  несовершеннолетних, координации усилий  субъектов системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  по контролю за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних; осуществляют меры по защите  и восстановлению прав и законных  интересов несовершеннолетних; разъясняют правовые нормы и меры по воздействию в отношении несовершеннолетних и их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и субъектов РФ;

- специалистами  по охране прав несовершеннолетних  муниципальных региональных образований  осуществляется работа и в  том числе -консультирование семей и детей в области личных неимущественных и имущественных прав ребенка, по вопросам социально-правовой, жилищной, правовой защите прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся в социально-опасном положении детям и нуждающимся семьям;

- специалисты  правоохранительных учреждений  проводят разъяснительную работу  среди родителей нормы семейного,  гражданского, административного и уголовного законодательства; обеспечению безопасности личности; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; беседы профилактического характера; посещают семьи по месту жительства с целью обследования жилищно-бытовых условий; предотвращают применение к детям недопустимых методов воспитания и обращения, т.е. все виды физического и психического насилия над детьми; выясняют обстоятельства совершения правонарушения и принимают конкретные меры к родителям и детям и т.д.

- специалисты  правозащитных ведомств, организаций  и учреждений осуществляют надзор  по вопросам охраны, поддержки,  защиты конституционных прав  семьи и детей путем разъяснения  и применения общенадзорных, гражданско-правовых, уголовно-правовых средств по обнаружению и устранению допущенных нарушений трудового и жилищного права, права на образование; осуществляют надзор за соблюдением требований семейного законодательства;

- специалисты  муниципалитетов и региональных  правительственных и государственных  организаций осуществляется консультирование  семей по административно-правовым  вопросам;

- специалисты  общественных и негосударственных  организаций привлекают к семейному  консультированию лучших специалистов  и волонтеров (высокая самоотдача  и креативность персонала, работающего  «ради идеи», а не только  за вознаграждение; они лишены  ведомственной подчиненности; более  мобильны, гибки и обладают инициативой,  восприимчивы к изменяющимся  условиям, более глубоко и предметно  знают положение дел на местах  и в семьях своих подопечных);

- специалисты  бюро актов гражданского состояния  осуществляют консультирование  семей по вопросам семейно-брачных  отношений, регистрации супружеских  пар, усыновление детей, оформление  установления наследственных связей, изменение фамилии и имени, установление подлинности документов семьи и т.д.

3. По  социально-педагогическим вопросам  осуществляется консультирование  учителями и преподавателями  учебных дисциплин по организации  помощи в обучении, направленное  на предотвращение возникающих  семейных проблем и формирование  педагогической культуры родителей  и т.д.;

- социальные  педагоги дошкольных, общеобразовательных,  профессиональных образовательных  учреждений и учреждений дополнительного  образования консультируют по  вопросам педагогической и социально-психологической  подготовки родителей к воспитанию  будущих школьников; социально-педагогического  сопровождения детей с особыми  нуждами и их семей; вопросам  взаимоотношения различных поколений  в семье, методах педагогического  воздействия на детей, формировании  позитивных отношений между детьми  и взрослыми; социально-психологическим проблемам воспитания «трудных» подростков, проблемам отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка; организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье; подготовки детей дошкольного возраста к занятиям в школе; наиболее распространенных ошибках родителей в воспитании детей, особенностям воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии и т.д.;

4. По  социально-медицинским вопросам:

- медицинские  работники образовательных учреждений  распространяют санитарно-гигиенические  знания среди детей и родителей,  пропагандируют здоровый образ  жизни; разъясняют и проводят  медико-педагогические мероприятия  по формированию функциональной  готовности ребенка к обучению; предотвращению школьной дезадаптации; осуществляют контроль за течением школьной адаптации и проведением медико-педагогической коррекции; т.д.,

Информация о работе Консультирование