Консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать характерные особенности семейного социально-педагогического консультирования и изучить методику работы социального педагога при проведении семейного консультирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6
социализации
1.1. Социализация и развитие личности 6
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12
Глава 2. Содержание работы социального 16
педагога с неблагополучной семьей
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16
семьи
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка 27
2.4. Общая концепция Работы социального
педагога с неблагополучной семьей 36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь 42
детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической 42
помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально –
педагогической помощи неблагополучным семьям» 54
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. 3 курс.docx

— 91.32 Кб (Скачать файл)

- медицинские  работники центров планирования  и репродукции семьи и женских  консультаций осуществляют консультирование  по вопросам охраны здоровья  матери и ребенка, планированию  семьи и её естественной репродукции,  подготовке к отцовству и материнству,  профилактике женских и мужских  заболеваний; обзору законодательства  об охране материнства и детства;  раннему выявлению аномального  материнства и т.д.;

- в учреждениях  здравоохранения, поликлиниках и  больницах проводится адресное  сопровождение соматического состояния  всех членов семьи, особое внимание  уделяется детям и новорожденным;  пропаганде здорового образа  жизни, лечению и профилактике  семейных и детских болезней; принимаются меры употребляющим  алкогольные, токсические и наркотические  вещества; своевременно принимаются  меры по сохранению жизни и  здоровья детей, находящихся в  социально-опасном положении.

5. По  социально-психологическим и психологическим  вопросам: социальные педагоги образовательных  учреждений консультируют родителей  по вопросам школьной и средовой  адаптации, преодолению школьных  учебных проблем и вопросов  межличностного общения, профилактике  школьной и средовой дезадаптации, созданию социально-педагогических условий благоприятной адаптации учащихся.[7;12-25]

Таким образом, семейное социально-педагогическое консультирование – это особый вид консультирования, имеющий свой предмет. Оно реализуется  в таких направлениях как: социальное, социально-правовое, социально-педагогическое, психологическое, социально-психологическое, социально-медицинское и социально-досуговое.

Изучив  и проанализировав вопросы теории можно сделать следующие выводы:

- консультация - процесс выяснения мнений по  определенному вопросу или услуге. Этот процесс обычно кратковременен, организован для сбора информации  по конкретной теме или проблеме  и направлен на получение отзывов  и мнений.

- консультирование - процесс диалога, ведущий к  принятию решения. Понимание консультирования  как диалога предполагает постоянный  обмен мнениями и информацией,  а не единичное мероприятие.[15;36]

Основными характеристиками консультирования являются:

1. помощь  человеку выбирать и действовать  по собственному усмотрению.

2. помощь  обучаться новому поведению.

3. способствование  развитию личности.

4. признание  того, что независимый, ответственный  человек способен в соответствующих  обстоятельствах принимать самостоятельные  решения, а консультант создает  условия, которые поощряют волевое  поведение клиента.

5. основой  консультирования является “консультативное  взаимодействие” между клиентом  и консультантом.

 

2.2 Интерпретация полученных данных в исследовании социально-педагогического консультирования

 

Цель практического исследования: изучить методику работы социального  педагога при проведении семейного  консультирования. Для достижения данной цели потребовалось решить следующую  задачу:

-проанализировать  план работы социального педагога  на год

Экспериментальной базой исследования являлась средняя  общеобразовательная школа г. Жирновска.

Метод исследования: анализ документации работы социального  педагога.

План  работы школьного социального педагога на год (приложение №1) имеет следующие  цель и задачи:

цель: социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, образование.

 

 

Задачи:

1. Выявление  интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений  в поведении, уровня социальной  защищенности и адаптированности к социальной среде.

2. Своевременное  оказание социальной помощи и  поддержки нуждающимся в них  учащимся.

3. Посредничество  между личностью учащегося и  учреждением, семьей, средой, специалистами  социальных служб, ведомственными  и административными органами.

4. Принятие  мер по социальной защите, помощи  и поддержке обучающихся, реализации  прав и свобод личности.

5. Организация  мероприятий, направленных на  развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ, участие в их разработке и  утверждении.

6. Содействие  созданию обстановке психологического  комфорта и безопасности личности  обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде.

7. Профилактика  асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.

8. Координация  взаимодействия учителей, родителей  (лиц, из заменяющих), специалистов  социальных служб, представителей  административных органов для  оказания помощи учащимся.

Используемые  формы и методы:

-организация  исследовательской деятельности  среди учащихся по вопросам  бесконфликтного общения учителей  и учащихся

-выявление  семей «группы риска»;

-составление  социального паспорта класса, школы; 

-организация  и участие в Советах профилактики;

-посещение  квартир; 

-установление  связи с организациями, осуществляющими  помощь, надзор и занятость детей; 

-организация  помощи при конфликтных ситуациях,  защита прав и интересов учащихся.

Направления деятельности:

-на процесс  оказания различного рода социальной  помощи обучающимся.

-на поддерживание  и развитие социальной инициативы  граждан, 

-направленная на оздоровление окружающей среды.

-на снижение  пропусков занятий без уважительной  причины.

-на занятость  в формах дополнительного образования.

Работа  социального педагога с семьей строится по определенному алгоритму:

1. Постановка  семьи на учет. На этом этапе  происходит первичное знакомство  с семьей, анализируется запрос (есть  или нет, откуда поступил, цель  обращения). Социальный педагог посещает  семью, выясняет положение дел,  наблюдает за поведением ребенка  в условиях семьи, школы и  других мест его пребывания. Тщательно  изучается обстановка, в которой  находится ребенок, что помогает  понять его поведение и источник  возникновения проблем. Вся первичная  информация заносится в карту  семьи. На основе анализа полученных  сведений формулируются проблемы  семьи. При этом каждая проблема  рассматривается с разных точек  зрения (психологической, педагогической, социальной). Обсуждается форма оказания  помощи, и ее характер, исходя  из условий проживания семьи,  внутрисемейных отношений и средовой  адаптации семьи в социуме  вообще. Итогом является составление  социального паспорта семьи.

2. Социальным  педагогом составляется индивидуальный  план работы с семьей (программа  реабилитации семьи).

3. Заключительным  этапом работы с семьей является  выведение семьи из кризисной  ситуации.

●План работы с семьей:

Цель  работы: реабилитация семьи и реабилитация прав ребенка.

Задачи  работы:

1. Создание  в семье стабильной благоприятной  обстановки для каждого члена  семьи.

2. Восстановление  родителей в их родительском  потенциале.

3. Изменение  взаимоотношений между родителями, родителями и ребенком.

Далее предполагается пошаговая работа с семьей:

1. Знакомство  с семьей и установление контакта;

2. Составление  первичного акта обследования  жилищно-бытовых условий семьи;

3. Снятие  острой ситуации в семье, возможно:

- либо  изъятие ребенка из семьи;

- либо  определение ребенка на время  к родственникам, бабушке и  т.д.

4. Изучение  социального окружения семьи,  поиск особо важной персоны  (ОВП) с положительным влиянием  на поддержку семьи, на ее  изменение (школа, соседи, родственники, милиция и т.д.)

●Педагогическая реабилитация семьи.

1. Расширение  социальных связей детей и  подростков, организация досуга  путем привлечения их в кружки  и секции;

2. Контроль за посещением школы, успеваемостью детей и подростков;

3. Оказание  помощи и обучение родителей  контролю за выполнением домашнего задания;

4. Консультирование  и проведение тематических бесед:

- по формированию  трудовых навыков ведения домашнего  хозяйства и распределению домашних  обязанностей между членами семьи;

- по формированию  навыков самообслуживания и соблюдения  личной гигиены;

- по формированию  и развитию норм культурного  поведения;

- по формированию  навыков личной безопасности  и поведения в различных жизненных  ситуациях;

- по профилактике  формирования пагубных привычек  и употребления ПАВ (наркомания, алкоголизм, табакокурение);

- по формированию  ценностных отношений, жизненных  позиций, смысловых установок,  идеалов, жизненных ориентиров;

5. Содействие  в формировании и обучении  коммуникативным навыкам;

6. Содействие  в формировании психологического  пола и подготовки к семейной  жизни;

7. Содействие  развитию мотивации на успех;

8. Содействие  развитию эмоционально-волевой сферы;

9. Содействие  развитию самосознанию и саморегуляции поведения, осознанию самого себя.

●Работа с родителями.

1. Преодоление  педагогической некомпетентности  родителей (незнание родителями  психологических и возрастных  особенностей детей, неправильная  оценка собственного ребенка);

2. Преодоление  безответственности родителей и  безразличия к судьбе детей,  изменение родительских установок;

3. Изменение  стиля детско-родительских отношений;

4. Рекомендации  по созданию благоприятного климата  в семье, разрешение конфликтных  ситуаций;

5. Содействие  в организации совместного досуга, привлечении всех членов семьи  (по возможности) к организуемым  и проводимым совместно с детьми  общим мероприятиям (выставки, праздники,  спортивные соревнования и т.д.);

6. Организация  консультаций для членов семьи;

7. Контроль за выполнением родителями и детьми рекомендаций специалистов;

Важным  этапом работы социального педагога с семьей является составление социального  паспорта семьи. (Приложение №2)

Социальный  паспорт семьи:

Адрес: населенный пункт, улица, дом, телефон;

Ф.И.О. отца, дата рождения;

Ф.И.О. матери, дата рождения;

Имена детей, даты рождения;

Категория многодетной семьи: полная семья; неполная семья:

а) воспитывает  одна мать;

б) воспитывает  один отец;

Образование отца;

Образование матери;

Место работы и должность отца;

Место работы и должность матери;

Трудовой  стаж отца;

Трудовой  стаж матери;

Где учатся (работают) дети. Есть ли в семье подростки  до 18 лет, которые не работают и не учатся;

Доход семьи;

Наличие приусадебного участка;

Наличие подсобного хозяйства;

Жилищные  условия (нуждается в жилье или  нет, ветхое жилье, требуется капитальный  ремонт, частичный ремонт, переоборудование, расширение жилплощади);

Характеристика  бытовых и материальных условий  в семье (относится ли семья к  категории малообеспеченных)

 Состояние  здоровья членов семьи (взрослые  инвалиды, дети-инвалиды, хронические  заболевания);

Отношение родителей к воспитанию детей;

Характер  поведения детей, их отношение к  учебе;

Основные  проблемы семьи.

Также социальном паспорте семьи отражается:

1.Общая  характеристика семьи

- состав  семьи (полная, неполная, малодетная, среднедетная, многодетная)

- разделенная (родители и дети)

- материальное  положение семьи, бюджет семьи

Информация о работе Консультирование