Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:48, курсовая работа
Цель работы: теоретически обосновать характерные особенности семейного социально-педагогического консультирования и изучить методику работы социального педагога при проведении семейного консультирования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6
социализации
1.1. Социализация и развитие личности 6
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12
Глава 2. Содержание работы социального 16
педагога с неблагополучной семьей
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16
семьи
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка 27
2.4. Общая концепция Работы социального
педагога с неблагополучной семьей 36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь 42
детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической 42
помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально –
педагогической помощи неблагополучным семьям» 54
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения
- медицинские
работники центров
- в учреждениях
здравоохранения, поликлиниках
5. По
социально-психологическим и
Таким образом,
семейное социально-педагогическое консультирование
– это особый вид консультирования,
имеющий свой предмет. Оно реализуется
в таких направлениях как: социальное,
социально-правовое, социально-педагогическое,
психологическое, социально-психологическое,
социально-медицинское и
Изучив
и проанализировав вопросы
- консультация
- процесс выяснения мнений по
определенному вопросу или
- консультирование
- процесс диалога, ведущий к
принятию решения. Понимание
Основными характеристиками консультирования являются:
1. помощь
человеку выбирать и
2. помощь обучаться новому поведению.
3. способствование развитию личности.
4. признание
того, что независимый,
5. основой
консультирования является “
2.2 Интерпретация полученных
Цель практического
-проанализировать
план работы социального
Экспериментальной базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа г. Жирновска.
Метод исследования: анализ документации работы социального педагога.
План работы школьного социального педагога на год (приложение №1) имеет следующие цель и задачи:
цель: социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, образование.
Задачи:
1. Выявление
интересов и потребностей
2. Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся.
3. Посредничество
между личностью учащегося и
учреждением, семьей, средой, специалистами
социальных служб,
4. Принятие
мер по социальной защите, помощи
и поддержке обучающихся,
5. Организация
мероприятий, направленных на
развитие социальной
6. Содействие
созданию обстановке
7. Профилактика
асоциального поведения и
8. Координация
взаимодействия учителей, родителей
(лиц, из заменяющих), специалистов
социальных служб,
Используемые формы и методы:
-организация
исследовательской
-выявление семей «группы риска»;
-составление социального паспорта класса, школы;
-организация
и участие в Советах
-посещение квартир;
-установление
связи с организациями,
-организация
помощи при конфликтных
Направления деятельности:
-на процесс
оказания различного рода
-на поддерживание
и развитие социальной
-направленная на оздоровление окружающей среды.
-на снижение
пропусков занятий без
-на занятость
в формах дополнительного
Работа социального педагога с семьей строится по определенному алгоритму:
1. Постановка
семьи на учет. На этом этапе
происходит первичное
2. Социальным
педагогом составляется
3. Заключительным
этапом работы с семьей
●План работы с семьей:
Цель работы: реабилитация семьи и реабилитация прав ребенка.
Задачи работы:
1. Создание
в семье стабильной
2. Восстановление родителей в их родительском потенциале.
3. Изменение
взаимоотношений между
Далее предполагается пошаговая работа с семьей:
1. Знакомство
с семьей и установление
2. Составление первичного акта обследования жилищно-бытовых условий семьи;
3. Снятие
острой ситуации в семье,
- либо изъятие ребенка из семьи;
- либо определение ребенка на время к родственникам, бабушке и т.д.
4. Изучение
социального окружения семьи,
поиск особо важной персоны
(ОВП) с положительным
●Педагогическая реабилитация семьи.
1. Расширение социальных связей детей и подростков, организация досуга путем привлечения их в кружки и секции;
2. Контроль за посещением школы, успеваемостью детей и подростков;
3. Оказание помощи и обучение родителей контролю за выполнением домашнего задания;
4. Консультирование
и проведение тематических
- по формированию
трудовых навыков ведения
- по формированию
навыков самообслуживания и
- по формированию и развитию норм культурного поведения;
- по формированию
навыков личной безопасности
и поведения в различных
- по профилактике
формирования пагубных
- по формированию
ценностных отношений,
5. Содействие в формировании и обучении коммуникативным навыкам;
6. Содействие
в формировании
7. Содействие развитию мотивации на успех;
8. Содействие
развитию эмоционально-волевой
9. Содействие
развитию самосознанию и
●Работа с родителями.
1. Преодоление
педагогической
2. Преодоление
безответственности родителей
3. Изменение
стиля детско-родительских
4. Рекомендации
по созданию благоприятного
5. Содействие
в организации совместного
6. Организация консультаций для членов семьи;
7. Контроль за выполнением родителями и детьми рекомендаций специалистов;
Важным этапом работы социального педагога с семьей является составление социального паспорта семьи. (Приложение №2)
Социальный паспорт семьи:
Адрес: населенный пункт, улица, дом, телефон;
Ф.И.О. отца, дата рождения;
Ф.И.О. матери, дата рождения;
Имена детей, даты рождения;
Категория многодетной семьи: полная семья; неполная семья:
а) воспитывает одна мать;
б) воспитывает один отец;
Образование отца;
Образование матери;
Место работы и должность отца;
Место работы и должность матери;
Трудовой стаж отца;
Трудовой стаж матери;
Где учатся (работают) дети. Есть ли в семье подростки до 18 лет, которые не работают и не учатся;
Доход семьи;
Наличие приусадебного участка;
Наличие подсобного хозяйства;
Жилищные условия (нуждается в жилье или нет, ветхое жилье, требуется капитальный ремонт, частичный ремонт, переоборудование, расширение жилплощади);
Характеристика бытовых и материальных условий в семье (относится ли семья к категории малообеспеченных)
Состояние
здоровья членов семьи (
Отношение родителей к воспитанию детей;
Характер поведения детей, их отношение к учебе;
Основные проблемы семьи.
Также социальном паспорте семьи отражается:
1.Общая характеристика семьи
- состав семьи (полная, неполная, малодетная, среднедетная, многодетная)
- разделенная (родители и дети)
- материальное положение семьи, бюджет семьи