Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:48, курсовая работа
Цель работы: теоретически обосновать характерные особенности семейного социально-педагогического консультирования и изучить методику работы социального педагога при проведении семейного консультирования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6
социализации
1.1. Социализация и развитие личности 6
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12
Глава 2. Содержание работы социального 16
педагога с неблагополучной семьей
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16
семьи
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка 27
2.4. Общая концепция Работы социального
педагога с неблагополучной семьей 36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь 42
детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической 42
помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально –
педагогической помощи неблагополучным семьям» 54
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения
- социальный статус семьи
- жилищные условия
- основные проблемы, с которыми сталкивается семья
- льготы
и компенсационные выплаты
- семейные
правила, традиции и праздники,
- основные
семейные события, жизненный
2.Диагностика
психологического климата в
3.Раздел изучения ребенка в семье:
положение
ребенка в семье, диагностика
семейной и школьной ситуации ребенка,
выявление первичной социальной
сети ребенка, анализ медико-социального
и интеллектуально-
Таким образом, школьный социальный педагог, выполняя свои профессиональные функции, составляет план работы на год, в который входит работа с семьей. Это диагностика психологического климата в семье, основных причин конфликтов семейных взаимоотношений. Составление плана происходит совместно с директором и с заместителями директора на педагогическом совещании. Также эта работа предполагает консультации психолога и взаимодействие с организатором по воспитательной работе в занятости обучающихся, в формах дополнительного образования.
Важным
аспектом является работы с семьей
составление социального
Выводы по второй главе
На сегодняшний
день все яснее становится необходимость
помощи родителям в воспитании детей
со стороны профессиональных социальных
педагогов. Решение задач обучения,
воспитания, оказания консультационной
помощи детям дошкольного возраста,
имеющим проблемы в воспитании, а
также их интеграции в образовательную
и социальную среду является сложной
и многогранной проблемой настоящего
времени. Сегодня разрабатываются
и внедряются различные варианты
социально-педагогического
Чтобы успешно
воспитывать ребенка необходимо
располагать определенными
Зачастую
родители детей, не менее остро нуждаются
в консультативной социально-
Консультативная деятельность направлена на восстановление и преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное «Мы», гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и различными социальными группами.
Главное социально-педагогическое консультирование родителей, квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.
Консультационная работа предоставляет возможность обратившемуся посмотреть на свои проблемы и житейские сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.
Заключение
В процессе выполнения курсовой работы была реализована поставленная цель: разработать комплекс консультационных занятий для родителей в условиях образовательного учреждения. Были решены поставленные задачи.
Реализация цели в курсовой работе осуществлялась решением поставленных задач:
• Изучение литературы по данной проблеме;
• Выявление сущности понятия «социально – педагогического консультирования»;
• Изучение форм социально – педагогического консультирования родителей в условиях образовательного учреждения.
Социально
– педагогическое консультирование
является одним из важнейших направлений
социальной помощи родителям. Основной
целью социально –
Чтобы организовать социально – педагогическое консультирование с родителями в образовательном учреждении нужно знать:
1. Индивидуально – психологические особенности детей.
2. Проблемы,
с которыми часто встречаются
родители в образовательном
Чтобы социально – педагогическое консультирование было успешным в решении проблем, необходимо знание приемов и методов социально – педагогического консультирования родителей в образовательном учреждении. Для оказания помощи родителям в социально– педагогическом консультировании в образовательном учреждении в первую очередь была проведена опытно – поисковая работа. В результате диагностики были выявлены проблемы родителей в образовательном учреждении возникшие в воспитании детей.
Чтобы преодолеть родителям возникающие проблемы в воспитании, мы разработали структуру социально – педагогических консультативных занятий в групповой форме. Социально – педагогическое консультативное занятие включало проведение совместной деятельности с родителями и детьми. Социально – педагогические консультативные занятия включают игры, праздники, танцы, музыка, беседы, зарисовки.
С помощью социально – педагогического консультирования родителей в образовательном учреждении помогают изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия.
Совместная деятельность родителей и детей дает возможность родителям и детям обменяться положительными эмоциями, радостью, чувством психологического и физиологического комфорта.
Социально
– педагогические консультативные
занятия побуждают и
Социально – педагогическое консультирование родителей в образовательном учреждении с использованием групповых форм работы является эффективным, помогает родителям в разрешении возникающих проблем в воспитании детей.
На этом решение проблем не заканчивается. В перспективе мы видим возможность проведения других видов консультационных занятий, которые помогут не только в решении проблем воспитания, но и в других сферах.
Школьный социальный педагог осуществляет работу в различных категориях семей. Он обязан владеть знаниями о семье, семейном воспитании, уметь применять адекватные методы, приемы и современные технологии.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Проанализировав работу социального педагога можно сделать вывод, что важными этапами является составление годового плана работы и заполнение социального паспорта семьи. На основе этих документов выстраивается ход работы с семьей, важной составляющей которой является семейное консультирование.
В ходе курсовой работы были достигнуты поставленные цели и задачи, подтверждена гипотеза.
Для решения поставленных задач мы использовали метод анализа литературы и метод анализа документации.
Список используемой литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика./Ю.П. Азаров - М., 1989 – 328 с.
2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы /Ю.Е.Алешина // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14-1987. - №2. – С. 60-72
3. Антонов
А.Н. Системное представление
семьи как объекта
4. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: Дис. канд. псих. наук./Е. В. Буренкова – Пенза, 2000. – 237с.
5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога- учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Ю.В.Василькова – М., 2001. – 244с.
6. Гулевич Л.А. Возникновение и развитие проблемы
педагогических профконсультаций в истории профориентации // Научное обозрение. – 2006. - №4. – С.129-133.
7. Гуров, В.Н.,. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа./ В.Н. Гуров, Л.Я Селюкова. - Ставрополь, СГПИ, 1993. – 190с.
8. Гуров, В.Н. Социальная служба и семья./ В.Н. Гуров, О.В Зейбель, Л.Я. Селюкова - Ставрополь, СГПИ, 1995. – 245с.
9. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания./ И.Ф.Дементьева – М., 2000.- 325с.
10. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе./ И.Н. Закатова – М., 1996. – 290с.
11. Земска М.К. Семья и личность./ М.К. Земска - М., 1986. - 216с.
Козырева Е.А. Педагогическое консультирование в управлении опытно-экспериментальной работой в системе общего образования / Е.А. Козырева, Т.И. Хитрова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №10. - С.23-26.
12. Колесиикова Г.И. Психологическое консультирование./ Г.И.Колесиикова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 304с.
13. Кочюнос Р. Основы психологического консультирования./Р. Кочюнос – М., 1999. – 236с.
14. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети./ Г. А Макеев Волгоград, 1987. – 247с.
15. Марадахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога./ Л.В. Марадахаев – М.: Гардарики, 2002 г. – 263с.
16. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога./ Н.Ф. Маслова – Орел, 1994 г. – 41с.
17. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2005. – 259с.
18. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой. – 2-е изд., Стереотип. – М.: «Академия», 2004 г. – 192с.
19. Мудрик А.В.Социальная педагогика./ А.В Мудрик М., 2002. – 235с.
20. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. Учебник для студентов высш. учеб. Заведений./ Ф.А. Мустаева – М., Академический проект, Екатеринбург, Деловая книга, 2002 г. – 416 с.
21. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.
22. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. - №1. – 2001. – С.33-36.
23. Ожегов С.И., Толковый словарь рус. яз: 80 000 сл. и выраж./ С.И. Ожегов, Н. Т. Шведова -М.: ИТИ Технологии,2003.-944с.
24. Организационная и социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации. - М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В. – 364с.
25. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства./ Р.В. Очарова – М. 2003. – 258с.
26. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания./ А.В.Петровский - М., 1981. - 76с.
27. Разумихина Г. П. Мир семьи./ Г. П. Разумихина М., 1986. – 165с.
28. Реан А.А. Социализация личности/ А.А. Реан // Хрестоматия: Психология. – М., 1998. – 232с.
29. Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В.И. И д.р. Киев, 1990. – 460с.
30. Смирнова Е. О. Структура и динамика родительского отношения/ Е. О. Смирнова, М. В. Быкова //Вопросы психологии. 2000 № 3. – с. 35-39
31. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – 416с.
32. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности./ В.Я. Титаренко, - М., Просвещение, 1987г. – 224 с.
33. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ М.В. Шакурова – М.: Издательский центр «Академия», 2002 г. – 272 с.
Приложение №1
№ |
Месяц |
Содержание работы |
1. |
Сентябрь |
Работа с классными составление представления на учащихся по результатам проведенной диагностики; коррекция плана работы социального педагога, принятого в мае, на основании анализа полученных данных; ознакомление классных руководителей с результатами диагностики учащихся школы; консультации по составлению педагогических характеристик на учащихся 10 – 11 классов; Работа с учащимися: мониторинг наблюдений за учащимися школы и определение зоны ближайшего развития обучающихся; диагностика характерных поведенческих особенностей учащихся; диагностика общеучебных умений и навыков; диагностика социальной среды обучающихся (семья, круг общения, интересы и потребности); составление социально-психолого- выработка путей коррекционной работы с учащимися. Работа с семьями: диагностика социальных условий жизни обучающихся; анализ проведенных корректировка тематик родительских собраний и лекториев для родителей; разработка рекомендаций для классных руководителей по работе с родителями (лицами, их заменяющими); составление плана внутришкольного контроля за процессом социальной адаптации учеников к учреждению, социальной среде проведение индивидуальных консультаций с родителями. |
2. |
Октябрь |
|
3. |
Ноябрь |
|
4. |
Декабрь |
|
5. |
Январь |
|
6. |
Февраль |
|
7. |
Март |
|
8. |
Апрель |
|
9. |
Май |
|