Конфликтоустойчивость как вид психологической защиты учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность использования прикладных методик, направленных на урегулирование конфликтов среди учащихся и педагогов, обусловлена образовательной ситуацией, которая на сегодняшний день сложилась в российской школе. Взрослые и дети остро нуждаются в практической помощи специалиста-конфликтолога. Отчасти данную функцию выполняет школьная социально-психологическая служба в лице педагога-психолога и социального педагога, но в целом комплексную поддержку в изучении и разрешении конфликтных ситуаций оказать некому.
Таким образом, современное образовательное пространство требует разработки новых подходов к проблеме урегулирования и профилактики конфликтов в учебной среде. Обучение педагогов и учащихся адекватным способам выхода из практически неизбежных в процессе обучения конфликтных ситуаций является сегодня важной задачей в сохранении психологического здоровья и необходимым навыком социального взаимодействия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
1.1. Понятие психологической защиты…………………………………….…..7
1.2. Основные способы и механизмы психологической защиты…………..…9
1.3. Виды психологической защиты и возможности их применения……….12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ
. Психологическая устойчивость в трактовке отечественных и
зарубежных конфликтологов……………………………………………..16
. Конфликтоустойчивость как вид психологической защиты……………18
. Стратегия конфликта и проявления конфликтоустойчивости
среди учащихся ……………………………………………………………21
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ
СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
Описание методического инструментария и процедуры
исследования………………………………………………………………23
Анализ результатов……………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Конфликтоустойчивость ..doc

— 7.61 Мб (Скачать файл)

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

 

Тема.       Конфликтоустойчивость как вид психологической защиты учащихся

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

                  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

1.1.   Понятие психологической защиты…………………………………….…..7

1.2.   Основные способы и механизмы психологической защиты…………..…9

1.3.   Виды психологической защиты и возможности их применения……….12

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ

    1. .   Психологическая устойчивость в трактовке отечественных и

         зарубежных конфликтологов……………………………………………..16

    1. .   Конфликтоустойчивость как вид психологической защиты……………18
    2. .   Стратегия конфликта и проявления конфликтоустойчивости

         среди учащихся ……………………………………………………………21

ГЛАВА 3.  ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ

                   СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

    1. Описание методического инструментария и процедуры

         исследования………………………………………………………………23

    1. Анализ результатов……………………………………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..…….30

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….....33

 

 

 

   

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В развитии отечественной педагогики в настоящее время наблюдается качественно новый этап. Проблема обновления современной системы образования связана со сменой педагогической парадигмы, направленной на гуманизацию педагогической науки и школьной практики. Однако, переходя к новым формам и методам воспитания и обучения, современный педагог должен сознавать ценность педагогических идей и опыта, накопленных в прошлом.

Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Конфликтология - относительно молодая отрасль научного знания, но она интегрирует в себе различные аспекты, разрабатываемые в рамках психологии, социологии, педагогики, философии, экономики и многих других наук. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.

Гуманистическое направление в педагогике прежде всего заключается в том, чтобы изжить авторитарные формы общения с ребёнком и искать путь к отношениям на основе сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса: учениками, учителями, родителями и др.

Актуальность использования прикладных методик, направленных на урегулирование конфликтов среди учащихся и педагогов, обусловлена образовательной ситуацией, которая на сегодняшний день сложилась в российской школе. Взрослые и дети остро нуждаются в практической помощи специалиста-конфликтолога. Отчасти данную функцию выполняет школьная социально-психологическая служба в лице педагога-психолога и социального педагога, но в целом комплексную поддержку в изучении и разрешении конфликтных ситуаций оказать некому.

Таким образом, современное образовательное пространство требует разработки новых подходов к проблеме урегулирования и профилактики конфликтов в учебной среде. Обучение педагогов и учащихся адекватным способам выхода из практически неизбежных в процессе обучения  конфликтных ситуаций является сегодня важной задачей в сохранении психологического здоровья и необходимым навыком социального взаимодействия. Особенно актуальным является формирование навыков бесконфликтного общения и грамотного поведения в ситуации разногласий и непонимания среди учащихся,  а также конфликтоустойчивости - качества, направленного на умение оптимально организовывать своё поведение в трудных ситуациях.

Несмотря на то, что исследований в области педагогической конфликтологии уже немало (структуру и динамику конфликта, психотехнику разрешения конфликта изучали А.С. Белкин, Ф.М. Бородкин, Е.Е. Вендров, В.Д. Жаворонков, И.С. Зимина, Н.М. Коряк, Л.А. Петровская, Н.В. Самоукина и др., конфликт в процессе педагогического общения - Ш.А. Амонашвили, Н.П. Аникеева, Н.В. Жутикова, В.А. Кан-Калик, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др., причины конфликта - Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Л.А. Петровская, Г.А. Полозова и др., конструирование конфликта для решения задач развития личности и коллектива - Б.И. Хасан и др., мотивацию конфликта - Г.С. Харханова), проблеме конфликтоустойчивости в них уделяется  совсем немного внимания.

Так, С.В. Баныкина, Г.И. Козырев, Н.В. Самсонова, Г.Л. Воронин, В.И. Журавлев, Е.Н. Шаган упоминают о конфликтоустойчивости как свойстве психологической устойчивости, описывают компоненты конфликтоустойчивости, но не касаются проблемы последней как вида психологической защиты.

Между тем необходимость поиска путей и способов формирования конфликтоустойчивости как вида психологической защиты учащихся не вызывает сомнений.

Цель выпускной квалификационной работы: охарактеризовать конфликтоустойчивость учащихся как вид психологической защиты.

Объект исследования: система психологической защиты.

Предмет исследования: конфликтоустойчивость учащихся.

Гипотеза исследования - уровень конфликтоустойчивости учащихся влияет на выбор стратегии поведения в конфликте.

Задачи выпускной квалификационной работы:

1. Раскрыть содержание понятий «психологическая защита», «психологическая устойчивость», «конфликтоустойчивость» и понятийно-терминологическое обеспечение проблемы их исследования в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке.

2. Проанализировать особенности конфликтоустойчивости как вида психологической защиты.

3. Охарактеризовать компоненты конфликтоустойчивости.

4. Изучить проявления конфликтоустойчивости учащихся и её влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.

Методы исследования:

- анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение, классификация;

- психолого-педагогический эксперимент, методы математической обработки экспериментальных данных, методы графического представления результатов исследования.

В качестве эмпирических методик были использованы:

- опросник по определению уровня конфликтоустойчивости Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова;

- тест-опросник К.Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).

Теоретической и методологической основой исследования явилась совокупность разработанных отечественными и зарубежными учёными концепций конфликтности, конфликта и конфликтного поведения (А.Я. Анцуповым, Н.В. Гришиной, А.В. Дмитриевым, Е.В. Зайцевой, М.М. Кашаповым, В.Н. Кудрявцевым, С.В. Кудрявцевым, П.А. Сергомановым, Б.И. Хасаном, Е.Н. Шаган, А.И. Шипиловым и др.).

База исследования: МОУ СОШ № ___.

Апробация результатов исследования осуществлялись путём обсуждения полученных данных на региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, проходившей в апреле 2007 года на базе Пятигорского государственного лингвистического университета, и публикации тезисов статьи «Конфликтоустойчивость как вид психологической защиты учащихся» в сборнике «Молодая наука - 2007».

Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложение. В первых двух главах представлен теоретический анализ проблемы психологической защиты и конфликтоустойчивости в образовательном процессе; в третьей главе содержится описание цели, задач, процедуры и методов исследования, а также анализ экспериментальных данных и выводы по результатам исследования.

Общий объём работы составил 60 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

 

1.1.   Понятие психологической  защиты

 

Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа «Я» .

В «Большой психологической энциклопедии» даётся следующее определение психологической защиты: «механизм устранения или минимизации в сознании травмирующих психику факторов, при котором происходит либо вытеснение психотравмирующего источника, либо уменьшение его значимости» [3, С.154].

З. Фрейд, первый приступивший к проблеме психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. Им же были описаны многие механизмы психологической защиты. Подробно этот вопрос был разработан дочерью З. Фрейда Анной Фрейд. Свой вклад в теорию психологической защиты внесли известные учёные-неопсихоаналитики.

Американский социальный психолог Т. Шибутани отмечает: «Чтобы восстановить самоуважение, требуются значительные усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активизируются некоторые типические шаблоны поведения. Поскольку они служат для защиты, они обозначаются как защитные механизмы. Хотя это понятие введено в обиход психоаналитиками, не все они понимают, что защищается в этом случае не столько биологический организм, сколько собственное представление о самом себе. Все защитные механизмы имеют отношение к «Я». Они позволяют человеку сохранять чувства личной ценности в собственных глазах» [9, С.17].

А. Фрейд считала, что цель психологической защиты - снижение уровня тревоги и страха в ситуации внутреннего конфликта. Механизмы психологической защиты не разрешают конфликта, они лишь снижают уровень тревоги.

Отечественный психолог Ф.Е. Василюк подчёркивает, что процесс психологической защиты носит вынужденный, в большинстве случаев неосознаваемый характер. Отношение психологической защиты к реальности - отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от неё, самообман.

В дальнейшем в результате многочисленных исследований, проведённых прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты [23, С.6]. За счёт реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешённые проблемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний.

Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься. Психологическая защита защищает любого человека от психологической боли.

 

 

 

 

 

 

1.2.   Основные способы  и механизмы психологической  защиты

 

В случаях, когда действуют механизмы психологической защиты, человек лжёт самому себе.

Первый, наиболее распространённый механизм психологической защиты - это вытеснение, а именно - устранение из сознания тех моментов, которые препятствуют наличию устойчивой положительной самооценки. Описал этот механизм З.Фрейд, но и до него люди делали выводы о том, что те факты, которые не нравятся человеку, часто забываются [26].

Второй механизм психологической защиты называется проекцией. Уже само название говорит, о чем идёт речь. Недостаток, который присущ человеку, им не осознаётся. Зато он приписывает этот недостаток другим людям. Свои недостатки он проецирует на окружающих. Такая неосознаваемая проекция называется ещё и классической.

Но бывает и иначе. Человек сам осознаёт, что имеет недостаток. Однако для того, чтобы ему было легче мириться с ним, он приписывает его другим людям. Такой защитный механизм называется рационалистической проекцией. Не всегда при проекции другому человеку приписываются негативные черты характера. Если человек добр, мягок, ему присущи черты альтруизма, он видит эти качества и в других людях. Следовательно, проецироваться могут не только отрицательные, но и положительные черты. Проецироваться могут также и положительные эмоциональные состояния. Когда человек счастлив, все вокруг представляются ему счастливыми.

Кроме того, существует такой механизм психологической защиты, как фантазирование. Далеко не всегда удаётся урегулировать психологический конфликт в реальном поведении. Точно так же далеко не всегда мы способны добиться наших жизненных целей. С детских лет нам в этом помогает фантазия. В мире фантазии мы можем пребывать на самой вершине славы, жить в замечательных жилищных условиях, сидеть за рулём прекрасного автомобиля, совершать великое открытие. Наконец, в мире фантазии мы можем выйти победителями из тяжёлой конфликтной ситуации. Можем наказать своего врага, можем наградить своего друга. В жизни разных людей фантазия играет различную роль и занимает различное место. Даже у взрослого человека (не говоря уже о детях) фантазия является существенным механизмом психологической защиты.

Польский психолог и психиатр А. Якубик считает, что в фантазии собственное «Я» как бы сливается с идеальным представлением о самом себе. Поэтому в тяжёлых жизненных ситуациях возможно бегство в мир фантазии. Бывает и так, что фантазия выносится на всеобщее обсуждение, человек фантазирует публично. Он придумывает себе жизнь. Психиатры называют таких людей псевдологами-фантастами. В тот момент, когда такие люди говорят о своих успехах, о своих чувствах, о фактах своей биографии, они верят в то, что их жизнь сложилась именно так.

Информация о работе Конфликтоустойчивость как вид психологической защиты учащихся