Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:36, дипломная работа
Актуальность использования прикладных методик, направленных на урегулирование конфликтов среди учащихся и педагогов, обусловлена образовательной ситуацией, которая на сегодняшний день сложилась в российской школе. Взрослые и дети остро нуждаются в практической помощи специалиста-конфликтолога. Отчасти данную функцию выполняет школьная социально-психологическая служба в лице педагога-психолога и социального педагога, но в целом комплексную поддержку в изучении и разрешении конфликтных ситуаций оказать некому.
Таким образом, современное образовательное пространство требует разработки новых подходов к проблеме урегулирования и профилактики конфликтов в учебной среде. Обучение педагогов и учащихся адекватным способам выхода из практически неизбежных в процессе обучения конфликтных ситуаций является сегодня важной задачей в сохранении психологического здоровья и необходимым навыком социального взаимодействия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
1.1. Понятие психологической защиты…………………………………….…..7
1.2. Основные способы и механизмы психологической защиты…………..…9
1.3. Виды психологической защиты и возможности их применения……….12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ
. Психологическая устойчивость в трактовке отечественных и
зарубежных конфликтологов……………………………………………..16
. Конфликтоустойчивость как вид психологической защиты……………18
. Стратегия конфликта и проявления конфликтоустойчивости
среди учащихся ……………………………………………………………21
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ
СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
Описание методического инструментария и процедуры
исследования………………………………………………………………23
Анализ результатов……………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………
Изучение предпочитаемых испытуемыми типов конфликтного поведения показало, что показатели последних имеют разную степень выраженности у тех или иных испытуемых. Однако важно было выяснить, зависит ли уровень конфликтоустойчивости испытуемых от степени выраженности того или иного типа конфликтного поведения. Для этого был использован такой метод математической статистики, как расчёт рангового коэффициента корреляции Спирмена. Были последовательно сопоставлены выборка испытуемых по уровню конфликтоустойчивости и выборки по каждому из пяти типов поведения в конфликте («соперничество», «сотрудничество», «компромисс», «избегание», «приспособление»).
В Приложении 3 представлены расчёты рангового коэффициента корреляции Спирмена. Критические значения rs при N=16 [19, С.340] равняются 0,50 (р 0,05) и 0,64 (р 0,01). Эмпирические значения rs представлены в таблице 1:
Таблица 1
Эмпирические значения рангового коэффициента корреляции Спирмена
Соперничество |
Сотрудни-чество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
0,9926 |
0,9941 |
0,9669 |
0,9850 |
0,9970 |
Все эмпирические значения превышают критические значения рангового коэффициента корреляции Спирмена, следовательно, между показателями сопоставленных выборок имеется статистически доказанная зависимость. Насколько выражена эта разница, показывает гистограмма рис.4:
Рис.4
Наименее выражена взаимосвязь по такому типу конфликтного поведения, как «Компромисс». Наиболее выраженным является показатель по шкале «Приспособление».
Таким образом доказано, что уровень конфликтоустойчивости учащихся влияет на выбор стратегии поведения в конфликте. Чем выше данный уровень, тем оптимальнее выбирается стратегия (как правило, сотрудничество или компромисс). Испытуемые с низким уровнем конфликтоустойчивости чаще выбирают стратегию соперничества и приспособления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Конфликтоустойчивость - способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми.
2. Обладая высокой конфликтоустойчивостью, человек получает реальную возможность своевременного и продуктивного разрешения противоречий с другими людьми. Таким образом, конфликтоустойчивость личности - это не избегание конфликта путём наложения табу на обсуждение разногласий во мнениях и противоречий. Личность становится устойчивой в конфликте благодаря владению приёмами по его управлению.
3. Учащиеся, которые знакомы с
методами адекватного
Экспериментальное исследование показало наличие корреляции между уровнем конфликтоустойчивости испытуемых и степенью выраженности предпочтения того или иного типа конфликтного поведения.
Таким образом, доказана гипотеза исследования о том, что уровень конфликтоустойчивости учащихся влияет на выбор стратегии поведения в конфликте.
Результаты выпускной квалификационной работы свидетельствуют об актуальности темы исследования, перспективой которого может быть изучение гендерных и возрастных аспектов конфликтоустойчивости учащихся, а также взаимосвязи уровня конфликтоустойчивости и степени эмоционального выгорания преподавателей.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Бланк для изучения проявлений конфликтоустойчивости учащихся
Фамилия, имя___________________________
Класс_________________________
№ |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
1 |
Уклоняюсь от спора |
Рвусь в спор | |||||
2 |
Отношусь к конкуренту без предвзятости |
Подозрителен | |||||
3 |
Имею адекватную самооценку |
Имею завышенную самооценку | |||||
4 |
Прислушиваюсь к мнению других |
Не принимаю иных мнений | |||||
5 |
Не поддаюсь провокации, не завожусь |
Легко завожусь | |||||
6 |
Уступаю в споре, иду на компромисс |
Не уступаю в споре: победа или поражение | |||||
7 |
Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины |
Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя. | |||||
8 |
Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность |
Допускаю тон, не терпящий возражений, бестактность | |||||
9 |
Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции |
Считаю, что в споре нужно проявить сильный характер | |||||
10 |
Считаю, что спор - крайняя форма разрешения конфликта |
Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта |
Общее число баллов:____________________
Уровень конфликтоустойчивости:________
Тест К.Томаса
Инструкция: «Предлагаемый Вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете».
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
3. а) обычно я стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятности
для себя,
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить
то, в чем
состоят все затронутые интересы и спорные
вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить
спорные вопросы, чтобы со временем решить
их
окончательно.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
нас.
б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26.а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять из своем.
27. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию,
я обычно стремлюсь найти
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
Информация о работе Конфликтоустойчивость как вид психологической защиты учащихся